Присоединение психолога или психотерапевта к семье.




Задача психотерапевта на этом этапе — объединение с семьей.

Технический прием, используемый на первом этапе семейной терапии, — по­ложительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помо­щью. С помощью приема подражания психотерапевт старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойствен данной системе. На первых сессиях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценоч­ными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост чле­нов семьи, а с другой — усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.

2. Постановка целей.

Задача психотерапевта — выявление правил и системы убеждений семьи, с помо­щью которых происходит регуляция семейных отношений.

Для успешности семейной психотерапии необходимо согласие в формулирова­нии и достижении цели между членами семьи и психотерапевтом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психотера­певтического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь-и-теперь». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе психотерапии. Фор­мулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей се­мьи как единого психологического организма.

Не менее важной задачей семейного психотерапевта на этом этапе является выявление дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также существую­щих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотно­шениям.

3. Реконструкция семейных отношений.

Критерием оценки того, что семья готова конфронтировать со своими неосозна­ваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. На этом этапе психотерапевт путем при­соединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функциони­рования. Содержанием семейной системной терапии является анализ взаимодей­ствия всех членов семьи в ситуации «здесь-и-теперь». Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествует пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необ­ходимости изменений. Используемые приемы: рассаживание членов семьи по-дру­гому, разъединение различных членов семьи и объединение в новые коалиции, по­ложительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других. Актуализация и структурирование полученного материала осуществляются с по­мощью:

♦ разыгрывания ролевых ситуаций;

♦ построения семейной скульптуры;

♦ рисования семейного рисунка;

♦ видеотехник;

♦ переформулирования проблемы (рефрейминг).

Используется также метод «домашних заданий». Домашние задания можно разделить на 3 вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:

♦ изменение поведения членов семьи;

♦ придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и психотерапевтом;

♦ изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

♦ осуществление психотерапевтом поддержки членов семьи, так как во время выполнения задания психотерапевт как бы незримо присутствует среди них.

Работа семейного терапевта на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Например, если раньше су­пруги большую часть времени занимались неосознанным смешением родительско­го и супружеского контекстов, что приводило их, с одной стороны, к неудовлетво­ренности супружеством, а с другой — к появлению проблем или симптомов у ре­бенка, то в процессе семейной терапии разделение родительского и супружеского контекстов способствует повышению их эффективности и как супругов, и как ро­дителей.

4. Завершение психотерапии.

Цель — отсоединение.

О завершении психотерапии свидетельствует достижение сформулированных целей.

Итак, в данном разделе представлены теоретические основы системной семей­ной психотерапии, давно и успешно зарекомендовавшей себя как эффективный метод работы с семьями в западных странах. Акцент в данном подходе делается на системном понимании семьи и системном подходе к психологической работе с семьей.

Системный подход предполагает переход от рассмотрения и решения индиви­дуальных проблем к пониманию личностных трудностей в терминах семейного взаимодействия. Системный подход начинается с представления проблемы в плос­кости взаимоотношений, а не как индивидуальной проблемы кого-то одного в се­мье. Единицей анализа выступают не отдельные члены семьи (элементы систе­мы), а отношения и связи между ними.

Семейная система была рассмотрена с нескольких сторон: структурной, функ­циональной и с точки зрения ее развития. Структура семьи складывается из сово­купности семейных ролей, диадных и триадных подсистем, внешних и внутренних границ, семейной иерархии. Функции семьи заключаются в организации защиты, заботы и развития своих членов, в поддержании взаимоотношений. Паттерны взаи­моотношений в семье формируются постепенно в ходе развития семьи методом проб и ошибок, с использованием обратной связи, на явном и скрытом уровне. Поведенческий и эмоциональный репертуар семьи отражает и одновременно под­держивает систему представлений семьи. С точки зрения развития были рассмотре­ны фазы развития семьи. В каждой фазе существуют определенные задачи разви­тия, которые семья должна решить, чтобы перейти к новым приспособительным стратегиям.

Показанием к семейной психотерапии является ситуация, когда семья не справ­ляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей на­чинается с диагностического периода. Обследование семьи должно включать в се­бя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхожде­ния данной проблемы.

В процессе семейной системной терапии выделяют 4 этапа: присоединение психолога или психотерапевта к семье; постановка целей; реконструкция семей­ных отношений; завершение психотерапии.

Социальные работники призваны способствовать совершенствованию индиви­дуально-психологического подхода в работе по профилактике социальной дезадап-

тации. Изложенные в данном разделе основные принципы и методы психологиче­ской работы с семьей позволят социальному работнику расширить свои знания и представления о возможностях и способах психологической работы с личностью через семью и с помощью семьи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: