1. Нормы используются в планировании труда
2. Нормы используются для планирования производства (расчет загрузки оборудования, необходимого количества оборудования на производственную программу, установление производственных заданий);
3. Нормы неразрывно связанны с организацией труда: на основе норм осуществляется расстановка работников по операциям, зонам обслуживания; методы нормирования используются для проектированных трудовых процессов, изучения методов труда различных работников. Нормы должны устанавливаться на рациональную организацию труда, тем самым они закрепляют рациональную организацию труда.
4. Нормы являются одним из элементов организации заработной платы.
5. Нормы (а точнее уровень выполнения норм) используются для оценки результатов работы отдельных работников или бригад.
6. Нормы используются при расчетах экономической эффективности организационно-технических мероприятий, результатом которых является снижение трудоемкости (рост производительности труда).
Для выполнения указанных функций нормы труда должны быть обоснованы, т.е. при их установлении должны быть учтены все факторы, влияющие на затраты труда: технические (оборудование, технологические режимы, характеристика предметов труда); организационные (организация и обслуживание рабочих мест); психофизиологические (условия труда), экономические (дефицитность материалов, сроки выполнения, особые требования к качеству).
Такие нормы считаются технически (или научно) обоснованными.
Из функций норм вытекает значение нормирования труда:
- обоснованные нормы устанавливают определенный уровень производительности труда отдельных рабочих, бригад;
|
- обеспечивают реализацию принципа оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством;
- обеспечивают рациональную организацию труда, способствуют укреплению дисциплины труда.
В современных условиях, когда развиваются рыночные отношения и существует конкуренция предприятий различных форм собственности, нормирование труда является одним из важных элементов управления производством, обеспечивающим экономию затрат труда.
Анализируя сходство терминов «регламентация» и «нормирование» применительно к управленческому труду, можно сделать следующие выводы:
· нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов;
· регламентация предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров управленческих процессов;
· нормирование неотъемлемая часть регламентации, а регламентация, в свою очередь, более широкое понятие рационализации и упорядочение управленческой деятельности, включающее в себя элементы нормирования.
Регламентация процессов управления, рассматриваемая в научной литературе в более широком смысле, обеспечивает:
- четкое определение взаимоотношений, прав и ответственности горизонтальных и вертикальных органов управления в различных сферах их деятельности;
- установление обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных работников аппарата управления;
- формирование на нормативно-правовой основе контура системы управления (определение количества уровней и звеньев, их взаимосвязей, подчиненности, количества работников на каждом уровне и по каждой функции управления, их должностных окладов и т.п.);
|
- упорядочение приемов и методов решения отдельных управленческих задач;
- установление количественных характеристик управленческих процессов на разных уровнях (трудоемкости и периодичности выполнения, отдельных процедур, требуемых объемов информации, уровня организации и автоматизации процессов и пр.);
- определение условий экономического стимулирования организаций (предприятий) и отдельных работников;
- четкий порядок подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и т.д.
Регламентация в управлении проявляется в двух аспектах:
· в статике;
· в динамике.
Регламентация в статике определяет:
· статус звеньев системы управления или самой системы;
· цели и задачи каждого звена;
· место в системе управления;
· взаимосвязи с другими звеньями.
Уставы, положения о производственно-хозяйственных системах и о структурных подразделениях, должностные инструкции, в основном, статичны.
Регламентация в динамике позволяет определять использование рабочего времени или протекание процессов управления во времени. Регламенты выполнения отдельных функций, процедур в процессе управления, распорядок рабочего дня руководителей, специалистов и служащих, работа подразделений аппарата управления, регламент совещаний и т.п., в основном, динамичны.
В системах управления регламентация рассматривается по следующим направлениям:
· организационно-правовое;
· экономическое;
|
· социально-психологическое;
Организационно-правовые формы регламентирования находят свое конкретное выражение в документах, имеющих:
· нормативный характер (например, положение о предприятии, положение о структурном подразделении, должностные инструкции, схемы должностных окладов);
· характер административного указания (которое является обязательным) адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);
· рекомендательный характер (распорядок рабочего дня руководителя и т.п.).
Эти документы с различной степенью регламентации и детализации, предполагают четкую дисциплину исполнения и административную ответственность, которые возможны только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица.
Экономические направления и формы регламентации определяют границы и порядок экономических отношений в процессе управления. Классическим примером экономической регламентации систем управления является Положение о структурных подразделениях. Оно устанавливает рамки хозяйственной и экономической самостоятельности подразделения путем выделения в его распоряжение необходимых ресурсов, определения системы показателей для планирования и оценки результатов его деятельности, закрепленных за ним функций, определения прав и обязанностей. В Положении разрабатывается порядок регулирования отношений между подразделениями на основе материальной ответственности каждого из них за результаты деятельности, определяются условия материального поощрения за успешное выполнение возложенных на них функций. Экономические формы регламентации имеют большое значение в повышении эффективности производства на основе материальной заинтересованности и экономического стимулирования.
Социально-психологические отношения условно относятся к формам регламентации управленческого труда. Это одно из направлений регламентирования, использование которого устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений в процессе управления и способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования управленческого труда.
Классификация форм регламентации управленческого труда может включать в себя бесконечное множество признаков и соответствующее множество классификационных схем. Количество признаков определяется целями и задачами, стоящими перед разработчиком. В данном случае намнеобходимо представить ее полный охват форм регламентации, их упорядочение и определение их особенностей. Этим целям отвечает состав регламентов управленческого труда персонала в организациях.
Классификация форм регламентации управленческого труда
персонала в организациях
Элементы системы управления | Вид регламента | Основное содержание регламента |
Функции управления | Схема функциональных взаимосвязей подразделений аппарата управления | Устанавливается степень участия подразделений организации в выполнении управленческих функций |
Функциональная матрица разделения труда в подразделениях аппарата управления | Устанавливается степень участия отдельных исполнителей внутри подразделений предприятия в выполнении управленческих функций | |
Коэффициент централизации функций управления (Кцф) | Характеризует распределение работ по выполнению функций между уровнями управления | |
Коэффициент специализации функций управления | Характеризует распределение работ по выполнению функций между разными подразделениями на одном уровне управления | |
Оргструктура управления | Типовые структуры аппарата управления | Определяют состав и количество подразделений аппарата управления, их взаимосвязь и подчиненность для каждой группы предприятий |
Нормативы численности управленческого персонала | Количественные значения различных категорий работников системы управления | |
Нормы управляемости | Рациональное число работников, закрепленных за одним руководителем на разных уровнях управления | |
Нормы обслуживания | Определяет рациональное число рабочих и служащих, закрепленных за одним работником сферы управления | |
Технология управления | Сводная карта процедур | Определяет полный перечень процедур по функциям (подфункциям) управления |
Структура трудоемкости процедур | Определяет трудоемкость выполнения процедур по функциям или операций по процедурам в зависимости от заданной степени детализации | |
Оперограмма процесса | Устанавливает последовательность выполнения операций по заданной процедуре с указанием конкретных исполнителей | |
Органограмма процесса | Устанавливает распределение полномочий между органами управления в процессе выполнения определенной функции (процедуры) | |
Документограмма процесса | Устанавливает маршрут прохождения определенного документа через звенья управления с указанием сроков и характера выполняемой работы | |
Логико-информационная схема | Устанавливает сроки, исполнителей, входную и выходную информацию по каждой функции процедуре, а также взаимосвязь между отдельными задачами | |
Коэффициент нормирования процессов управления | Определяет уровень нормируемости управленческих работ | |
Коэффициент параллельности процессов управления | Определяет уровень организации управленческих! процессов | |
Коэффициент регламентации процессов управления | Определяет уровень регламентации управленческих процессов | |
Информация | Схема информационных потоков | Устанавливает рациональные связи между источниками и приемниками информации и пути ее циркулирования |
Схема документооборота в системе управления | Устанавливает перечень входных и выходных документов, источник поступления и адресат, периодичность составления для отдельных подразделений системы управления | |
Кадры | Штатное расписание | Содержит перечень структурных подразделений аппарата управления, наименование и количество должностей в них, размеры должностных окладов |
Перечень требований, предъявляемых к руководителю подразделения организации | Содержит требования к мотивации труда, профессионализму, компетенции и возможностям. | |
Бланк аттестации работников организации | Оценивает деятельность и особенности личностных качеств работника | |
Трудовое соглашение | Заключается между работодателем и работником; содержит: условия оплаты труда, участие в прибыли предприятия, условия отпусков, пенсий, штрафов, разрыва трудового соглашения | |
Контракт с рабочим, служащим, специалиста | Содержит права и обязанности сторон, гарантии, разрешение споров, сроки | |
Анкета по приему на работу и проведение собеседования | Определяет перечень вопросов поступающему на работу | |
План карьеры | Содержит анкетные данные и плановые таблицы продвижения по службе | |
Типовой индивидуальный план профессионального роста сотрудника, зачисленного в резерв на руководящие должности | Содержит календарный график мероприятий по росту квалификации работника и оценку выполнения намеченных мероприятий | |
Концепция кадровой политики организации | Определяет генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание ответственного, высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации | |
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих | Содержит основные квалификационные требования к знаниям, образованию и стажу работы управленческого персонала | |
Технические средства управления | Перечень комплекса технических средств | Содержит перечень средств обработки, размножения и передачи информации, средств оргтехники с указанием их основных характеристик |
План размещения и планировки подразделений системы управления | Определяет рациональные формы размещения офиса, планировку рабочих мест внутри структурных подразделений | |
Метод организации управления | ГОСТы, ОСТы, СТП | Устанавливаются единые нормы, правила, требования к управленческой деятельности |
Устав организации | Определяет состав, структуру, компетенцию, порядок деятельности конкретной организации | |
Положение о производственном объединении (организации) | Устанавливает основные права, обязанности, формы, порядок деятельности и ответственности; организации и его должностных лиц | |
Положение о структурных подразделениях | Устанавливает основные права, обязанности, формы, порядок деятельности, ответственности структуру подразделения | |
Должностные инструкции | Содержит характеристику состава и содержания работ отдельного работника, его права и ответственность | |
Методические указания по разработке плана совершенствования управления | Содержит рекомендации по разработке мероприятий по совершенствованию систем управления в производственно-хозяйственных системах | |
Распорядок дня руководителя или специалиста | Устанавливает распорядок рабочего дня | |
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом | Содержит вопросы для руководителя и методику; оценки стиля руководства | |
Методика определения коэффициента интеллекта с целью самооценки и конкурсного тестирования при приеме на работу или в учебные заведения | Содержит тесты и инструкции по использованию тестов | |
Комплексная методика оценки деловых и личностных качеств руководящих кадров любого уровня управления | Содержит перечень вопросов и инструкции по экспертной оценке результатов ответов | |
Решения | Приказы | Устанавливают цели, задания и средства достижения результатов |
Реализация процесса регламентации управленческой деятельности требует определения полной совокупности регламентирующей документации. В научной литературе по организации управления отсутствуют полные классификационные схемы регламентов управленческого труда. Классификация форм регламентации управленческого труда, предложенная нами, включает в себя совокупность признаков, отвечающих целям реализации наиболее полного охвата форм регламентации, их упорядочения и определения их особенностей.