При нормировании труда служащих по нормативам времени рассчитывается трудоемкость выполнения работ.
где Т – суммарная трудоемкость всех закрепленных за подразделением (группой) работ, нормо-час;
ti – норма времени на единицу работы «i» вида, определяемая по нормативам, нормо-час;
Ni – количество выполняемых или подлежащих выполнению работ «i» вида;
n – количество работ.
На основе трудоемкости определяется необходимая списочная численность служащих:
где Чс - среднесписочная численность служащих;
Квн - плановый коэффициент выполнения норм;
Фпол – полезный фонд времени одного работника, час;
К3 – оптимальный коэффициент загрузки служащих (определяется экспертным путем).
Нормативы времени – регламентированные затраты времени (час, мин) на выполнение единицы работы или ее элемента в различных организационно-технических условиях и интервалах значений влияющих факторов.
Как правило, нормативы времени для служащих являются укрупненными и разрабатываются в виде типовых и единых норм времени.
Нормы времени используются для нормирования стабильных повторяющихся работ, выполняемых техническими исполнителями (служащими).
Центральным бюро нормативов по труду при Миинтруде России разработан ряд сборников типовых и единых времени норм на копировальные и множительные работы (1991г.), машинописные работы (1988г.), работы по документационному обеспечению управления (1994г.) и другие работы.
Нормы времени могут использоваться не только для определения трудоемкости работ и расчета необходимой численности работников, а также для установления нормированных заданий исполнителям, учета результатов работы, использования различных форм материального стимулирования, расчета экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда служащих.
|
Нормирование труда служащих по нормативам численности, обслуживания, управляемости и соотношений
Нормирование труда служащих с использованием нормативов численности, обслуживания, управляемости и соотношений численности применяется для определения необходимой численности служащих в целом по предприятию, по функциям управления и должностям, а также для установления рациональных соотношений между различными квалификационно–должностными категориями служащих.
Широкое применение нашло нормирование труда служащих по нормативам численности, основанные на изучении влияния различных факторов на объем и трудоемкость работ по функциям управления.
Нормативы численности – регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции управления в различных организационно-технических условиях.
Управление производством можно расчленить на обособленные, но взаимосвязанные функции управления:
- общее (линейное) управление основным производством;
- разработка и совершенствование технологических процессов;
- организация труда и заработной платы и другие.
По методическим рекомендациям Института труда возможно выделение 19 функций управления.
Методика разработки нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда путем установления зависимости численности служащих от влияющих факторов.
|
На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях влияющих факторов по группе базовых предприятий методами математической статистики для данной группы предприятий рассчитываются нормативные формулы (зависимости) по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид:
где а0 – постоянный коэффициент уравнения регрессии;
X1, X2, … Xn – значения влияющих факторов;
а1, а2, … аn – коэффициенты регрессии, показывающие степень влияния факторов.
Нормативы численности служащих разрабатывается отраслевыми (ведомственными) научно-исследовательскими и проектными организациями и, как правило, носят отраслевой характер.
Нормативы численности служащих разрабатываются не только по функциям управления, но и по отдельным должностям.
Так, Центральным бюро нормативов труда разработаны межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда (1995г.), отделов подготовки кадров (1990г.), юридической службы предприятий (1990г.) и другие.
Применение нормативов численности не решает вопросы распределения по должностям (руководители, специалисты, технические исполнители), определения рациональности имеющихся соотношений численности.
Эти задачи можно решить с помощью нормативов управляемости, обслуживания, соотношений и централизации.
Нормативы управляемости или обслуживания – регламентированная численность управляемых или обслуживаемых работников (или структурных подразделений), которыми в определенных организациях технических условиях должен управлять или обслуживать один руководитель (или специалист).
|
Нормативы соотношений – регламентированная величина соотношения численности различных категорий служащих, обеспечивающая наилучшее использование работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Выражаются такие нормативы либо в процентах, либо в относительных величинах.
Нормативы соотношений могут разрабатываться для различных категорий служащих: соотношение между инженерами и техниками, специалистами и техническими исполнителями, старшими и рядовыми специалистами и т.д.
Нормативы централизации работ – регламентированное отношение численности работников в управлении предприятия (объединения) к общей численности работников по данной функции управления в определенных организационно-технических условиях. Такие нормативы выражаются, как правило, в процентах.