. Финансовый механизм(ф.м): ф. п осущ-ся государством посредством использования фин-го механизма. Мин-ый мех-м – это система установленных государством форм, видов и методов фин-х отношений. фин-ый механизм состоит из совокупности организационных форм фин-х отношений, формы фин-х ресурсов, порядка, метода формирования централизованных и децентрализованных фондов, методов фин-го планирования, управления финансами, финансового законодательства. Практическое использование ф.м. осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами; процесс управления включает в себя ряд элементов: прогнозирование, планирование, управление, регулирование, контроль. Сущ-т 2 типа ф.м.: директивный, регулирующий. Директивный разрабат-ся для фин отношений, в которых непосредственно участвует гос-во, такой тип финансового планирования предполагает обяз-ть для всех субъектов фин-х отношений установленных видов, форм, методов денежного регулирования ф.м., определ-т основные правила проявления в такой сфере фин, где интересы государства прямо не затрагиваются(пример: при организации внутрихозяйственных отношений на ЧП) в этом случае устан-ся лишь общий порядокиспользования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты всех налогов, пр/тие разр-т формы, виды денежных фондов, направление их использования. Типы финансовой политики: выделяют 3 основных типа фин-ой политики: 1) классическая: принцип невмешательства государства экономику, сохранения свободной конкуренции, использования рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов.2) регулирующий: финансовый механизм исполь-ся для регулирования экономики и соц-х отношений в целях обеспечения полной занятости населения.3) планово-директивная: применяется в административно-командной эк-ке с целью обеспечения максимальной концентрации ресурсов у гос-ва для их последующего распределения.Переход в 90-е годы РФ от командной экономики к рынку потребовал кардинального изменения фин-ой политики и фин-го мех-ма. Суть этих изменений заключалась в переводе взаимоотношений м/у гос-м и приватизированными предприятиями на налоговую основу. Изменение межбюджетных отношений; региональные и местные бюджеты получили большую самостоятельность, покрытие бюджетного дефицитане за счет ЦБ, а на основе выпуска ценных государственных бумаг, создание страхового рынка и частных страховых фондов, создание государственных внебюджетных фондов, изменение системы управления финансами, создание спец-х финансовых и контрольных министерств(мин-во РФ по налогам и сборам, счетная палата)
|
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
|
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
|
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Формируя финансовый механизм, государств
49.Система финансовых планов
Основным документом финансового планирования выступает финансовый план, представляющий план образования и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей, систем, регионов и государства в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность национального хозяйства финансовыми ресурсами.
План и планирование действуют не изолированно, а в составе единого целостного механизма хозяйствования. План, взятый сам по себе и не дополненный соответствующим механизмом реализации, не может быть действенным инструментом управления. Механизм реализации плана - организационные формы управления, система экономических рычагов и стимулов, способы организации оборота ресурсов национального хозяйства, правовой режим хозяйствования.
Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.
К первичным относятся финпланы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.
Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет.
Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.
К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.
Различные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных организаций; территориальные, как правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.
В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех-, пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.
В связи с разбалансированностыо экономики, неопределенностью факторов функционирования хозорганов, вызванных кризисом, пятилетнее и перспективное планирование в переходный рынку период ограничено. Исходя из назначения на пять лет должны разрабатываться сводный финансовый баланс, на трехлетний период производиться расчеты по основным показателям доходов и расходов государственного бюджета.
Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Министерства госдоходов, Национального банка. В регионах расчеты баланса должны проводить соответствующие региональные органы. В сводном финансовом балансе отражаются состав и источники формирования денежных средств государства, предприятий и организаций других всех форм собственности и их использования на расширенное воспроизводство и общественные нужды (социально-культурные мероприятия, оборону, управление).
Основные показатели доходной части баланса включают: чистый доход, налоги на потребление (НДС, акцизы, таможенные пошлины), амортизационные отчисления, поступления от внешнеторговых операций, налоги и сборы, ресурсы краткосрочного кредитования, источники для долгосрочного кредитования.
Важнейшие показатели расходной части: расходы на развитие экономики (финансирование капитальных вложений, затраты на прирост оборотных средств, государственные субвенции), расходы по внешнеэкономическим операциям; отчисления в фонды потребления; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на управление и оборону; прирост краткосрочных кредитных вложений и средств для предоставления долгосрочных кредитов.
Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс, показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций плана социально-экономического развития страны. При построении на пятилетний период с разбивкой по годам этот баланс предопределяет масштаб и характер развития финансовых и кредитно-денежных отношений. Сводный финансовый баланс составляется по укрупненным показателям без конкретной привязки их к министерствам и ведомствам. Так, предусмотренная в нем сумма чистого дохода не распределяется по субъектам, то есть по адресам. То же касается и расходов. С помощью данного баланса подготавливается основа для адресного финансового планирования, осуществляемого в процессе составления государственного бюджета и финансовых планов хозяйствующих субъектов.
Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет. Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражаются не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели (см. главу «Государственный бюджет»).
В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов. Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов, так и для их объединений и других вышестоящих органов.
Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:
Доходы и поступления средств.
Расходы и отчисления средств.
Платежи в бюджет.
Ассигнование из бюджета.
Первые два раздела могут балансироваться разделами, определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюджетом, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и отчислений средств над доходами и поступлениями средств финансируется привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета - государственная субвенция для государственных предприятий. Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.
В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд (резерв); долгосрочные кредиты банков на капитальные вложения; средства фонда накопления, направляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых затрат; экономия от снижения себестоимости по строительным монтажным работам; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост оборотных средств; прирост (сокращение) краткосрочных кредитных вложений банков; другие привлеченные средства.
Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает: капитальные вложения; убытки по основной деятельности; расходы по уплате процентов за просроченные и отсроченные краткосрочные кредиты и ссуды на восполнение недостатка собственных оборотных средств; отчисления в финансовый резерв и в хозрасчетные фонды.