Рассматривая функции финансов мы видели, что в современной экономике большое значение играет регулирующая функция, с помощью которой государство через финансовые механизмы может осуществлять какие-либо мероприятия, цели, задачи, преследовать свои приоритеты. Это говорить о том, что в области финансового регулирования государство должно проводить определенную политику.
Политика в финансовой сфере функционирования экономики через мобилизацию финансов, их распределение и исполнение направлена на достижение определенных целей. Например, сейчас это достижение высоких темпов экономического роста, изменение качества, задействование рыночных рычагов регулирования и обеспечение благоприятной мотивации к деятельности хозяйственных субъектов.
В рыночной экономике финансы – это одна из немногих областей, где государство вступает непосредственно в отношения с субъектами хозяйства и через эти отношения может влиять на деятельность субъектов для достижения каких-то целей.
Т.о. главная задачи финансовой политики – это обеспечение соответственно финансовые ресурсы условиями их формирования, распределения и условиями реализации той или иной государственной программы социально-экономического развития.
Финансовая политика может носить долгосрочный и краткосрочный характер в зависимости от решаемых задач. В первом случаи речь идет о финансовой стратегии, а во втором – о тактике.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективы и решение крупномасштабных задач. Финансовая стратегия в условиях рынка реализуется чаще всего через разработку целевых комплексных программ, с помощью которых финансовые ресурсы концентрируются Ра главных направлениях экономического и социального развития.
|
Финансовая тактика направлена на решение текущих задач, как правило, определенных финансовой стратегией. Реализуется тактика способом перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая стратеги я должна носить стабильный, а тактика – гибкий, маневренный характер, т.е. обеспечение потребностей постоянно меняющихся условий существования страны.
Т.о. финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций и достижения определенных целей.
Финансовая политика представляет совокупность фирм, методов, инструментов, регулирующие воздействия государства на социально-экономические процессы.
Существуют следующие направления финансовой политики:
ü Налоговое.
ü Бюджетное.
ü Денежно-кредитное.
ü Социальное.
ü Инвестиционная политика в области международных финансов.
Основными направлениями являются налоговое и денежно-кредитное, а стальные – производственными от остальных.
Важнейшей задачей налоговой политики является создание приемлемых для государства и субъектов хозяйствования условий налогообложения, обеспечивших успех финансового положения реального сектора экономики. К таким задачам налоговой политике относятся:
1. Комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижение уровней не платежей в народном хозяйстве.
|
2. Пересмотр имеющихся налоговых и таможенных льгот.
3. Ужесточение налогового администратирования.
4. Реструктуризация задолжностей по платежам в бюджетные и внебюджетные фонды.
Основной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетного кризиса (главное здесь рост объема бюджета, т.е. расходов и доходов). Задачи:
1. Сокращение государственных доходов.
2. Реструктуризация государственного года.
3. Инвентаризация внешних и внутренних заимствований и резервов их использования.
Важнейшими задачами денежно-кредитной политики является преодоление банковского кризиса и реструктуризация банковской системы, восстановление доверия населения к кредитным организациям, стимулирование организованных сбережений населения, регулирование курса рубля по отношению к иностранной валюте, пополнение золотовалютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу, регулирование процентных ставок, расширение денежного предложения.
Стоит задача, чтобы рубль соответствовал иностранным валютам, надо, чтобы курс рубля повышался.
Регулирование процентный ставок – ставка рефинансирования зависит от уровня инфляции.
На любом этапе развития общества финансовая политика должна решать следующие задачи:
1. Обеспечение условий для роста финансовых ресурсов.
2. Обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов.
3. Выработка адекватного условиям хозяйствования финансового механизма, обеспечивавшего реализацию предыдущих задач.
|
37. Финансовая система, принципы построения финансовой системы.
Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами.
Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения (схема 1).
Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государство с помощью различных финансово-кредитных рычагов может эффективно перераспределить денежные потоки между блоками и звеньями в финансовой системе, руководствуясь своими приоритетами.
Первый блок играет ведущую роль, т.к. эти финансы обслуживают процесс производства совокупного продукта.
Страхование обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса и возмещение убытков (физических и юридических лиц).
Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.
Существует два принципа построения финансовой системы:
1. принцип демократического централизма;
2. принцип фискального (бюджетного) федерализма.
В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика).
Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение и т.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования).
Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.
1.Происхождение денег, их сущ-ть, ф-ции
2.Роль денег в воспроизв. процессе (в рын., в планово-админ.эк-ках).
3. товарные,металлические
4. символические деньги
5.кредитные деньги,вексель
6. кредитные деньги,банкноты
7.депозитные деньги, чек.
8. пластиковые карты, электронные деньги
9.денежное обращение и его структура. Налично-денежный оборот.
10. Д. о. и его стру-ра. Принципы и спос-бы орг-ции безналич-го Д. о.
11.Законы денежного обращения. Денежная масса,денежные агрегаты.
12.определение скорости обращения денег, инфляция и скорость обращения денег,уравнение обмена
13.прогнозирование нал-ден обращения. Баланс денежных доходов и расходов населения.
14.Прогнозирование нал.-ден. обращ-я. Прогноз кассовых оборотов и его значение. Основой для прогнозирования налич. обращ-я в РФ явл. балансоый метод
15.денежная система,ее элементы,типы денежных систем.
16. черты современной денежной системы. Денежная система РФ.
17. Роль ЦБ в организации денежного обращения. Виды денежных реформ.
18.Инфляция (И.) и ее виды: умеренная, галопирующая, гиперинфляция, сбалансированная, несбалансированная, ожидаемая, неожидаемая. Особенности И. в России.
19.Соц.-эк. последствия И.
20.Причины и источники И. И.спроса и предложения. Стагфляция
21.Сис-ма антиинфляц-х мероприятий.
22. двухуровневая Банк. сис-ма(БС),структура и механизм функционирования.
23. виды и классификация банков
24. Статус, ф-ции и цели ЦБ РФ.
26. Актив. и пассив. операции комм банков.
25. методы и инструменты денежно-кредитной политики.
26. Актив. и пассив. операции комм банков.
27.Кредитная си-ма и ее эл-ты.
28.Эк. содержание кред. отн-ний. Необх-ть кредита в рын. эк-ке
29.Ф-ции кредита.
30.Принципы кредитования.
31.. Классиф-ция видов кредита.
35. виды и источники банковского рынка
32 Гос кред, его суб-ты, особен-ти и виды
33.Эк. содерж комм кредита
34.Эк. содержание потребит кред. Его виды.
36.сущность финансов как эк категории,признаки финансов
38.Функции финансов
39. Роль финансов в воспроизводственном процесс.
40 формирование и направдение использования финн ресурсов
41. финн рынок,его сущность и роль в рыночой экономике
45. Финансовый механизм, его роль в реализации финн политики государства.
49. Система финансовых планов
50. финн контроль,его сущность и развитие в условиях перехода к рынку.
51. Виды, формы и методы финансового контроля
54.соц-эк сущность и функции бюджета государства.
55.Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
56. Доходы бюджета, их состав, структура и характеристика
53. Аудиторский контроль.
52.Органы,осущ финн контроль и их функции.
46. организационная структура функционирования фин механизма. Конструкция финансового механизма.
48.Общее понятие об управлении финансами.
42. Понятие ценной бумаги, классификация и виды ценных бумаг.
43. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовые биржи, ее виды,функции и операции.
44.финансовая политика государства. Ее сущность и основные направления.
37. Финансовая система, принципы построения финансовой системы.