Определение, задачи и функции логистики
Логистика – это наука и искусство управления материальными потоками, потоками энергетическими, информационными, а также пассажирскими.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Основная цель логистики – предложить на рынке пользующиеся спросом изделия в требуемом количестве и качестве, к договорному сроку, в требуемом месте и реализовать их по ценам, обеспечивающим максимальную прибыль.
Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.
Задачи логистики
1) создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;
2) контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;
3) определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
4) разработка способов управления операциями движения товаров;
5) установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
6) прогнозирование объема производства, транспортировки и складирования;
7) распределение транспортных средств;
8) организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
9) оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов;
10) устранение расхождения между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
|
Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
Функции логистики.
Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:
• интегрирующая — формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
• организующая — обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
• управляющая — поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
Факторы развития логистики, тенденции развития логистики
1. Стремление фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением.
2. Переход от рынка продавца к рынку покупателей.
3. Усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения.
4. Использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
5. Ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения.
6. Унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.
|
К современным тенденциям логистики относятся следующие:
1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:
– отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
– перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;
– массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);
– прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
– услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
– синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;
– многое другое.
2. Аутсорсин – передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.
|
3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.
4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.