· время доставки;
· частота отправлений груза;
· надежность соблюдения графика доставки;
· способность перевозить разные грузы;
· способность доставить груз в любую точку территории;
· потери и убытки
· стоимость перевозки.
Самый дорогой вид транспорта – воздушный, а самый дешевый – водный. Иногда затраты на водный транспорт близки к издержкам трубопроводного транспорта, располагающего ограниченными возможностями (главным образом, перекачка нефти, газа и их продуктов).
Таблица1
Сравнительная характеристика основных видов транспорта
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способности Высокая регулярность перевозок Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния | Ограниченное число перевозчиков Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок Низкая доступность к конечным точкам продаж Недостаточно высокая сохранность грузов |
Автомобильный | Высокая доступность Возможность доставки груза «от двери к двери» Высокая маневренность Высокая скорость доставки Возможность использования различных маршрутов и схем доставки Возможность отправки груза малыми партиями | Низкая производительность Зависимость от погодных и дорожных условий Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния Недостаточная экологическая чистота |
Воздушный | Наивысшая скорость доставки грузов Высокая сохранность груза Наиболее короткие маршруты перевозок | Высокая себестоимость перевозок Высокая капиталоемкость Зависимость от погодных условий Недостаточная географическая доступность |
Водный | Низкая себестоимость перевозок | Низкая скорость доставки грузов Зависимость от погодных условий Недостаточная географическая доступность |
Организация транспортировки в комплексе логистических процедур. Влияние логистики на транспорт.
|
Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота.
Грузопоток – объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени.
Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние.
Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления).
Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.
Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевозимых на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (табл. 2).
Шахматная ведомость грузооборота, т
(условный пример)
Пункт отправления груза | Пункт назначения | Всего отправлено груза, тыс. т | |||
А | Б | В | Г | ||
А (склад комплектующих) | - | ||||
Б (механический цех № 1) В (механический цех № 2) | - | - | - | ||
Г (сборочный цех) | - | - | |||
Всего прибыло груза, тыс. т |
|
Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле:
,
где Qг – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т; Д – число рабочих дней в году; Кн – коэффициент неравномерности перевозок (Кн = 1,1- 3,0).
Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт.