Требования к организации и управлению материальными потоками, законы организации производственных процессов




Требования к организации и управлению материальными потоками

1. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.

Часто ритмичную работу отождествляют с равномерным выпуском продукции, однако это неправомерно. Ритмичная работа – это прежде всего гармонизация всех процессов производства (основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих) и эффективное использование располагаемых ресурсов, т.е. работа в соответствии с принципами и методами логистики.

2. Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.

3. Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.

4. Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.

5. Обеспечение непрерывности планового руководства.

6. Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством (ОУП) типу и характеру конкретного производства. Разработаны типовые системы ОУП.

Законы организации производственных процессов.

1. Закон упорядоченности движения предметов труда в производстве.

Упорядоченное движение деталей в производстве может достигаться двумя способами:

· стандартизацией и типизацией межцеховых и внутрицеховых технологических маршрутов;

· проектированием типовой схемы движения предметов труда в производстве (ТСД ПТ).

2. Закон непрерывности хода производственного процесса.

Производственный процесс протекает во времени и пространстве. Время протекания производственного процесса характеризуется длительностью производственного цикла, временем простоя рабочих мест и временем пролеживания предметов труда в производстве.

Пространственное протекание производственного процесса характеризуется:

· производственной структурой;

· структурой располагаемых ресурсов;

· последовательностью и структурой трудовых затрат, необходимых для изготовления выпускаемой продукции при выполнении производственной программы предприятия.

3. Закон календарной синхронизации циклов процессов изготовления изделий и их частей.

4. Закон эмерджентности основных и вспомогательных производственных процессов.

5. Закон резервирования ресурсов в производстве.

6. Закон ритма производственного цикла выполнения заказа.

Существуют три возможных метода моделирования ритма производственного цикла изготовления изделия: статистический, статический и динамический.

При статистическом моделировании выбираются все пооперационные наряды, по которым оплачивалось изготовление уже выпущенного изделия. Наряды сортируются по цехам, по группам взаимозаменяемого и специального оборудования. Затем проводится дополнительная сортировка нарядов каждой группы по календарным интервалам в соответствии со сроками исполнения. В качестве таких интервалов могут использоваться дни, недели и месяцы, например, для производственных циклов большой длительности.

Статический метод моделирования ритма производственного цикла предполагает предварительное построение статичной модели процесса производства. В качестве такой модели рекомендуется пооперационная схема вхождения (разузлования) в изделие сборочных единиц, деталей, заготовок, полуфабрикатов и т.д. За календарную продолжительность каждой операции в этой схеме обычно принимают одну смену.

Динамическая модель ритма производственного цикла позволяет с большей достоверностью устанавливать предельно вероятностные (самые поздние) сроки выполнения работ. При этом процессы изготовления каждого изделия увязываются с процессами изготовления всех остальных изделий, входящих в производственную программу.

15. Логистическая система управления производством
Рынок, являясь средством связи, способствует установлению хозяйственных связей трансформируемых в логистическую цепь последовательного и взаимообусловленного взаимодействия, стимулируя тем самым производство товара, его движение и сбыт.

Любая производственно-снабженческая система (ПСС) состоит из достаточно общих переменных уровней (потребители готовой продукции, сбытовые организации или склады готовой продукции, производство, поставщики комплектующих изделий, сырья и материалов, склады поставщиков и транспортные организации) и материальных, финансовых и информационных потоков.

Таким образом, логистическая система является совокупностью функциональных подсистем обеспечивающих устойчивое функционирование предприятия.

Однако переход производственных предприятий к рынку повлек за собой вовлечение их в зону высокой хозяйственной неопределенности и риска. Расширение хозяйственной самостоятельности дало предприятиям право на проведение операций по входящим и выходящим товаропотокам на внутреннем и внешнем рынке, которые объективно требуют наличия разветвленной инфраструктурной сети, как на уровне самого предприятия, так и на территориальном и федеральном уровнях. Организация взаимодействия между предприятиями возможна лишь при реализации логистического подхода, т.е. рассмотрения и реализация различных стадий товародвижения в едином комплексе, что обеспечивает получение необходимых системных эффектов на интегрированном рынке.

Логистический подход применительно к производственному процессу представляет из себя организационно-технологическую и экономическую оптимизацию функционально разобщенных взаимообусловленных макро- и микроэкономических хозяйственных систем между предприятиями.

Рыночная устойчивость любого предприятия в определяющей мере зависит от состояния и тенденций развития производства. При этом конкурентоспособность предприятия проявляется в системе взаимодействия субъектов сферы производства и товарного обращения: поставщики (производители) – посредники – промежуточные и конечные потребители, и, следовательно, повышение его конкурентоспособности в современных условиях непосредственно зависит от того, насколько удается наладить сотрудничество с другими предприятиями.

Использование в условиях неопределенности логистического подхода к проблемам движения товаров на рынок, гарантирует системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек, обеспечивает более точную увязку процессов планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения, материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Новизна концепции логистического подхода к управлению промышленными системами состоит во всестороннем и комплексном решении вопросов движения материальных потоков в процессе производства и потребления. Логистическая система охватывает и согласовывает процессы производства, закупок и распределения продукции, а также является основой при стратегическом планировании и прогнозировании. Принятие концепции логистики требует комплексного подхода к управлению системой каналов, через которые поступают на предприятие, убывают с него, а также перемещаются внутри него все материальные элементы при производстве и распределении.

16. Теоретические основы распределения в логистике, распределительная логистика и ее задачи
Понятие «распределение» среди зарубежных логистов получило широкое распространение в конце 1950-х и в 1960-х гг., в то время когда дефицит товаров сменился их избытком. В этот период распределение часто понималось как синоним маркетинга, что нередко приводило к терминологической путанице. Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М. В. Залмакова как упаковку продукции, экспедирование, управление сбытом и транспортировкой. В связи с этим к функциям распределения относятся: определение и удовлетворение покупательского спроса; накопление и размещение запасов готовой продукции; установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям; выбор рациональных форм товародвижения.

Исходя из этого рассмотрим коммерческое, канальное и физическое распределение.

§ Коммерческое распределение охватывает функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т. е. управление сбытовой деятельностью.

§ Канальное распределение — это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на всем пути следования от производителя к потребителю.

§ Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования, пе­реработки и т. п., — деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам их потребления.

Общая единая операция «физическое распределение* состоит из ряда элементарных операций, которые в свою очередь могут быть объединены в комплексные (групповые) операции. Комплексные операции включают в себя транспортировку, экспедирование, складирование, перетаривание, грузопереработку, управление запасами; элементарные операции включают погрузку, разгрузку, перевозку, хранение, сортировку, комплектацию и т. п.

В логистике выделяют три вида распределения продукции:

> Интенсивное распределение — это такое распределение, в котором участвует возможно большее число сбытовых контор по реализации продукции, причем каж­дая снабжается запасами необходимого объема.

> Эксклюзивное распределение — распределение, в котором участвует ограниченное минимумом для данной территории число сбытовых контор, каждая из которых обладает исключительными правами на сбыт данной продукции в данном регионе.

> Селективное распределение — это такое распределение, при котором на данной территории устанавливается не максимально возможное, но и не минимальное число сбытовых контор, обеспеченных запасами готовой продукции.

Организация доставки продукции от производителя к потребителю во многом определяется характером самой этой продукции и масштабом и степенью колебания спроса на нее. С этой точки зрения все товары разделяются на три разновидности:

> товары среднего спроса с перемежающимся и подверженным колебаниям уровнем спроса;

> массовые товары с постоянным, мало изменяющимся спросом;

> специальные товары, с разовым и ограниченным по объему спросом.

Если под логистикой понимается наука об управлении экономическими потоковыми процессами, а под распределением — совокупность коммерческого, канального физического распределения готовой продукции и услуг, то понятие распределительной логистики можно сфор­мулировать как процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли коммерческими структурами. Таким образом, распределительная логистика представляет собой деятельность, связанную с планированием, контролем и управлением транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Особенностями распределительной логистики в отличие от традиционных сбыта и продажи являются подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками); системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Логистическая система распределительной логистики создается как структура, формируемая партнерами в процессе конкурентного обмена в целях предоставления потребителям товаров и услуг в нужные сроки с минимальными логистическими издержками.

Объектом изучения в распределительной логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю, а предметом — рационализация процесса физического продвижения продукта к по­требителю.

Задачи распределительной логистики включают в себя такие сферы деятельности, как изучение спроса на продукцию и услуги предприятия; формирование портфеля заказов потребителей; участие в ассортиментной загрузке производства заказами потребителей; перспективное, текущее и оперативное планирование сбыта; выбор каналов товародвижения готовой продукции; нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения; разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения; организация работы собственной товаропроводящей сети; осуществление мероприятий по стимулированию сбыта; заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением; участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции; разработка сметы затрат по сбыту и контролю за се соблюдением; адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка; осуществление принципа системности, т. е. управление распределением во взаимосвязи всех элементов сбытовой деятельности.

Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает свойствами эмержентности, синергизма и конгруэнтности.

1. Под эмерженткоетъю распределительной логистики понимается ее способность к созданию системного эффекта от оптимизации взаимосвязи деятельности всех элементов коммерческого, канального и физического распределения.

2. Эффект синергизма (интегративные свойства) позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности.

3. Конгруэнтность распределительной логистики проявляется в соответствии целей ее элементов друг другу и целям системы в целом.

К основным задачам распределительной логистики можно отнести: максимизацию прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей; эффективное использование производственных мощностей предприятия за счет их оптимальной загрузки заказами потребителей; адаптацию деятельности предприятия с учетом постоянно меняющихся условий на рынке.

Таким образом, распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материаль­ным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика, при атом основной удельный вес занимает деятельность, связанная с управлением материальными потоками, осуществляемая в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Логистика и маркетинг

Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

Особое внимание со стороны промышленного и торгового менеджмента к концепции логистики обусловлено тем, что больше уделяется внимание к балансу и эффективности комплекса функций: снабжения, производства, распределения и реализации. Нарушение в одном из вышеперечисленных комплексных функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит именно с маркетингом.

По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса — удовлетворения потребностей потребителей.
Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно- хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием независимо друг от друга концепции маркетинга и логистики. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.

Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижением на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированном на существующий спрос.
Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.
Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:

1. Разработка и планирование ассортимента продукции,

2. Управление информационными потоками;

3. Организация товародвижения и продаж,

4. Реклама и стимулирование сбыта.

Если проанализировать выполнение данных функций, то станет ясно, что они не могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия службы логистики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: