Сущность, цели и задачи инновационной логистики




Для изучения, анализа и оценки эффективности управления потоковыми процессами, выявления неиспользованных резервов и их реализации, определения уровня развития и готовности рыночных системных структур к преобразованиям и проведения сквозной оптимизации требуется особый научный инструментарий - инновационная логистика. Она представляет собой научный инструмент по рационализации потоковых процессов путем внедрения прогрессивных инноваций в текущее и стратегическое управление рыночными структурами с целью достижения конечных результатов бизнеса.

Инновационная логистика нацелена на повышение уровня управления за счет применения различного рода инноваций, направленных на улучшение качества обслуживания потребителей, рост эффективности потоковых процессов и снижение совокупных издержек на их реализацию.

Следовательно, объектом исследования инновационной логистики являются сформированные потоковые процессы, которые применительно к деятельности любых общественных структур являются результатом мер управленческого характера. Предметом инновационной логистики становятся формы и методы управления потоковыми процессами, подлежащие совершенствованию с помощью логистических инноваций. Несмотря на тесную связь инновационной логистики по объекту и предмету исследования с базовой логистикой, осуществляющей повседневную деятельность по организации и управлению потоковыми процессами различной степени эффективности, она имеет свои специфические задачи и функции.

К числу основных задач и функций инновационной логистики относятся следующие:

‑ генерирование новых идей в области управления потоковыми процессами, особенно стратегического управления, путем креативного использования достижений естественных и гуманитарных наук (математики, эконометрики, информатики, экономики, социологии и др.) для последующего их использования в логистических инновациях в соответствии с требованиями постиндустриальной экономики;

‑ изучение, обобщение, систематизация и использование мирового опыта инновационной деятельности в области логистики с учетом экономических особенностей различных стран, регионов, отраслей, сфер деятельности, рыночных структур, их возможностей и степени востребованности ими логистических инноваций;

‑ разработка организационно-методического механизма использования логистического инновационного фонда применительно к реальным условиям функционирования, развития и степени готовности действующих, а также вновь создаваемых структур с учетом совокупности предпосылок (социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых и др);

‑ разработка конструктивных программ в виде методов, алгоритмов, стандартов для различных структур, включая создание системных логистических новообразований;

‑ оценка эффективности инновационных логистических мероприятий и программ путем сопоставления полезности, выгоды и экономии от их внедрения с произведенными издержками логистизации.

Важнейшей составляющей инновационной логистики является с тратегическая логистика наука и практика наращивания логистического потенциала различных систем управления потоковыми процессами путем разработки долгосрочных программ инновационных преобразований в рамках намеченной парадигмы их стратегического развития.

Из этого определения следует, что логистизация различных хозяйственных и общественных структур на основе стратегической логистики отличается следующими признаками:

‑ критически пересматриваются и в значительной степени устраняются большинство априорно установленных ограничений, накладываемых на организацию и управление потоковыми процессами исходя из конечной цели этих процессов. Единственными ограничениями остаются границы стратегического развития хозяйственных и других структур, подлежащих логистизации, а также факторы внешней среды;

‑ инновационные логистические преобразования распространяются не только на управляющую подсистему, но и на всю систему управления (т.е. управляющую, управляемую подсистемы и объект управления);

‑ новые структурно-функциональные подразделения фирмы, образуемые в результате логистизации, делаются в значительной степени производными от решений, принятых на базе стратегической логистики.

Формирование, функционирование и развитие рыночных структур связано с выбором стратегий интернализации на основе инсорсинга и экстернализации на основе аутсорсинга. Условия транзитивной экономики, которая находится под воздействием социально-экономических, политических, финансово-экономических и других факторов, обуславливают выбор и смену рыночными структурами разных стратегий, в том числе и логистических.

В процессе своего развития и адаптации к требованиям внешней среды рыночные структуры создают системы управления потоковыми процессами на условиях взаимовыгодного сотрудничества и партнерства. Формой такого взаимодействия является стратегическое решение о ключевых компетенциях (основных видах деятельности) и обеспечивающих видах деятельности в рамках единой структуры.

Организационно-экономическим механизмом инновационной логистики и ее методологической базой являются специализированные структуры инновационного логистического сервиса, которые реализуют объективную закономерность современного этапа рыночной экономики. Она заключается в дальнейшем разделении труда во всей общественно-полезной, в том числе и научной деятельности, а также в естественной в условиях глобализации рынка тенденции фокусирования научно-практической деятельности постиндустриальных структур на ключевых компетенциях.

 

10. Механизм функционирования закупочной логистики, планирование закупок.

Материальное обеспечение производственного процесса обрабатывающих отраслей основано на системе складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий.

Традиционная система организации материального снабжения основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимого для производства материала из запасов собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются посредством системы транспортировки получателю либо доставляются прямо на рабочие места.

В случае если требуемый предприятию материал отсутствует на подручном складе, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и обеспечивает отправку товаров. Заказанные грузы по их поступлении принимают на центральном приемном пункте компании. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров они доставляются на отдельные производства.

Главный недостаток традиционной системы закупок выражает потребность в комплексе складов с присущими им административными издержками и затратами труда. Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:

1. Содержание складских помещений:

а) амортизация складских зданий;

б) амортизация складского оборудования;

в) затраты на профилактический ремонт;

г) расходы на отопление, электроэнергию и воду;

д) страхование зданий и земельный налог;

е) арендная плата.

2. Затраты на обслуживающий персонал:

а) заработная плата складских рабочих;

б) расходы на социальные нужды рабочих и служащих.

3. Затраты на транспортные средства:

а) амортизация;

б) расходы на топливо и энергию;

в) расходы на профилактический и текущий ремонт;

г) страхование и налоги на транспортные средства.

4. Убытки от хранения запасов:

а) охрана складов и старение материалов;

б) коррозия и другие потери;

в) расхождения в результатах инвентаризаций (ошибки учета и приемки);

г) кражи;

д) потери вследствие понижения цен;

е) страхование запасов.

К основным статьям издержек по содержанию складов относят также потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование строительства складских помещений и оснащение их соответствующим оборудованием.

В последние десятилетия разработан ряд методов снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:

- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате частых (дробных) поставок резко сокращаются накопленные запасы.

Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах.

Сущность системы «точно в срок» как тянущей системы заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленным в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.

- метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает потребность, которая исходит из конечного монтажа).

Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено.

- система планирования материальных потребностей, охватывающая планирование на трех уровнях: на первом уровне осуществляется программное планирование, затем – распределение материалов и управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);

- система запросов, по которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;

- метод прогнозных показателей: спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;

- электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика на основе передачи необходимых данных, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

В процессе планирования закупок необходимо определить:

- какие материалы требуются;

- количество материалов, которые понадобятся для пр-ва продукта;

- время, когда они понадобятся;

- возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары:

- требуемые площади складских помещений;

- издержки на закупки;

- возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

Потребность в материалах можно рассчитать, рассматривая определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики MRP-1 (планирование потребности в материалах). Принцип ее прост: исходная точка – это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии. Далее, исходя из поставок конечного продукта потребителю, определяют брутто-потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах.

Брутто-потребность переводится затем в нетто- потребность, при этом учитывают:

- наличный запас;

- плюс уже заказанные материалы и уже запланированное собственное производство;

- минус уже предназначенный для предыдущей серии продукции заказ.

На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукта.

Преимущество методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

В логистике используются следующие методы определения потребности в материалах: детерминированные; стохастические; эвристические.

Классификация перечисленных методов:

- Детерминированные методы служат для расчета вторичной потребности в материалах при известной первичной.

- Стохастические методы расчета позволяют установить ожидаемую потребность на основе числовых данных, характеризующих ее изменения на протяжении определенного промежутка времени. С этой целью используют аппроксимацию средних значений, метод экспоненциального сглаживания и регрессионного анализа.

- Аппроксимация средних значений используется в условиях, когда потребность в материалах колеблется по месяцам при устойчивом среднем значении.

11. Выбор поставщика
Этапы решения задачи выбора поставщика

I. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

- объявление конкурса;

- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

- посещение выставок и ярмарок;

- переписка и личные контакты с возможными поставщи­ками.

Конкурсные торги ( тендеры) проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю.

Этапы проведения тендера

1. Реклама.

2. Разработка тендерной документации.

3. Публикация тендерной документации.

4. Приемка и вскрытие тендерных предложений.

5. Оценка тендерных предложений.

6. Подтверждение квалификации участников торгов.

7. Предложение и присуждение контракта.

Функции тендерной документации

- инструктирование участников торгов о процедуре торгов,

- описание закупаемых товаров и услуг,

- установка критериев для оценки предложений,

- определение условий будущего контракта.

Основные правила оценки тендерных предложений

- предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений;

- рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации;

- безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки;

- отсутствие каких-либо переговоров с участниками торгов.

Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта.

Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.

II. Анализ потенциальных поставщиков.

Основные требования к выбору поставщика

- стоимость приобретения продукции или услуг;

- качество обслуживания;

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие у поставщика резервных мощностей;

- организация управления качеством продукции у поставщика;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

- риск забастовок у поставщика;

- способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.

III. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

12. Стратегия управления запасами, правовые основы закупок
Основные элементы контрактов

1. Предложение и принятие предложения.

2. Финансовые условия.

3. Право заключать контракты.

4. Законность.

Условия контракта

Четко выраженные условия – те, которые фактически отражены в контракте.

Подразумеваемые условия – те, которые либо вытекают из зафиксированных в контракте, либо являются сами собой разумеющимися, исходя из здравого смысла.

Поставщик теряет право собственности на товары после заключения контракта, если иное специально не оговорено в контракте или товары еще не произведены.

В качестве условия контракт может предусматривать возмещение убытка (имеется в виду оговоренная в контракте сумма, которая должна быть выплачена поставщиком при нарушении им срока поставки). Эта сумма не является штрафом и обычно устанавливается заранее в разумных пределах.

Штрафы в отличие от возмещения убытка представляют собой сумму, увеличенную по сравнению с указанной в контракте и возрастающую в зависимости от нарушения срока поставки, поставки товара ненадлежащего качества и т.д.

Если заранее предусмотрены случаи, когда поставить товар в срок не представляется возможным, то в контракте следует установить соответствующее условие – форс-мажор.

Структура контракта

1. Предмет контракта

2. Количество товара

3. Качество товара

4. Сумма контракта и порядок расчетов

5. Упаковка и маркировка

6. Поставка товара

7. Приемка товара

8. Форс-мажор (Действие непреодолимой силы)

9. Ответственность сторон

10. Разрешение споров

11. Прочие условия

Оплата поставок

Получение счетов на оплату заказанных товаров – заключительный этап выполнения контракта.

Все счета необходимо проверить, следуя нескольким правилам:

по получении счета удостоверьтесь, что он предназначен именно вам;

сверьте номер заказа, указанный в счете, с номером заказа в имеющейся у вас копии, а также с уведомлением о получении товара со склада (от отдела получателя).

Если в документах нет противоречия, бухгалтерия оплачивает счета.

При оплате счетов используются, как правило, безналичные расчеты, но могут производиться также наличные платежи, если иное не установлено законом.

Формы расчетов

- Расчеты платежными поручениями

- Расчеты по аккредитиву (платеж в банке продавца).

- Расчеты по инкассо (платеж в банке покупателя).

- Расчеты чеками



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: