Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Материальные запасы — это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления.
В процессе производства запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции; запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. Основными причинами создания материальных запасов могут являться: экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства, защита от возможного повышения цен на материальные ресурсы, учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, поддержка производственного цикла и т. д.
Классификация запасов:
1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) можно выделить следующие группы запасов:
ü материальных ресурсов;
ü незавершенного производства;
ü готовой продукции;
ü тары и возвратных отходов.
2. По отношению к логистическим операциям:
ü Запасы в снабжении — это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.
ü Производственные запасы — это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т. п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, спекулятивные, устаревшие (неликвидные). Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единицах измерения. На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка» сезонность производства и потребления.
|
ü Сбытовые (товарные) запасы — это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы-производителя, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в процессе продажи. Сбытовые запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные,устаревшие (неликвидные), а также запасы продвижения. Сбытовые товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях (в днях товарооборота) и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.
ü Совокупные запасы — это сумма товарных, производственных, транспортных запасов, незавершенного производства и т. д.
ü Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) — это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы (ЗЛС) к другому. Размеры транспортных запасов, определяются расстоянием, на которое перевозятся грузы, коэффициентом звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевой и региональной специализацией, временем пребывания запасов в пути (это время транспортировки, определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а также нормативами сроков доставки грузов (в днях).
|
ü Грузопереработка — это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.
3. По функциональному назначению запасы подразделяются на:
ü Текущие запасы — это основная часть производственных и товарных запасов, предназначенных для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками. Рассчитываются, как правило, из интервала поставки.
ü Страховой (гарантийный или буферный) запас — предназначен для сокращения финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов, сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях — неприкосновенной. Нормы страхового запаса определяются на основе среднесуточного потребления каждого из вида материальных ресурсов или готовой продукции.
ü Подготовительный запас — часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, которая образуется в процессе приемки, оформления товара, погрузочно-разгрузочных работ, дополнительной подготовки к потреблению (растаривании, чистке, сушке). Величина подготовительных запасов зависит от количества времени, необходимого на осуществление логистических операций по подготовке материальных ресурсов (готовой продукции) к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления.
|
ü Сезонные запасы — это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы обеспечивают нормальную работу предприятий на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке. Величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребления данного вида материального ресурса или готовой продукции на время перерыва в поступлении или потреблении.
ü Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибьютивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок. Эти запасы (чаще всего товары широкого потребления: аудио и видеотехника,табачные изделия и т. п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.
ü Спекулятивные запасы — обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен.
ü Устаревшие (неликвидные) запасы — это не реализуемые в течении длительного периода времени товары. Могут возникать из-за ухудшения качества товара во время хранения, его морального устаревания, истечения гарантийного срока хранения и т. д.
4. По отношению кЗЛС или логистическим, посредникам запасы можно классифицировать как находящиеся у поставщиков, потребителей или торговых посредников.
Запасы могут играть как положительную, так и отрицательную роль в экономической деятельности производственных и коммерческих предприятий. Положительная роль запасов заключается в обеспечении непрерывности процесса производства и сбыта; являясь своеобразным буфером, они сглаживают непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе, повышают надежность логистического управления. Во многих случаях запасы являются необходимым элементом реализации определенной логистической концепции (например, в системах MRP и DRP, которые будут рассмотрены далее).
Негативная сторона запасов характеризуется их способностью замораживать значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы фирмой на другие цели, например, инвестиции в новые технологии, маркетинг, повышение производительности труда и т. п.
Основной проблемой логистического управления запасами также является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам. Укрупненно эти цели заключаются в следующем. Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребителей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.
С позиций производственного менеджмента запасы должны прежде всего обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершенного производства и в то же время минимизировать затраты, связанные со снабжением.
Финансовый менеджмент заинтересован в как можно меньшем уровне запасов в логистической сети фирмы С точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами, и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.
В связи с разным целевым назначением и подходом к запасам указанных сфер управления фирмы между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического управления. Обычно эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в ЛС.
Функции запасов:
1. Обеспечение экономичности операций: потребность возникает из-за размещения участников товародвижения. Производство продукции нуждается в потреблении энергии, сырья, топлива, рабочей силы - и ради сокращения транспортных расходов располагается ближе к их источникам, но далеко от основных рынков сбыта (т.к. транспортная составляющая в цене товаров выше, чем в цене готовой продукции).
2. Консолидация ресурсов: накопление запасов незавершенной продукции на стыках между разными стадиями производственного процесса и тем самым обеспечение эффективности производства. Позволяет выпускать и транспортировать продукцию экономически выгодными партиями, т.е. накопленные запасы дают возможность отправлять клиентам крупные партии товаров по минимальным транспортным тарифам.
3. Уравновешивание спроса и предложения: связана с разрывом во времени между производством и потреблением (например, сезонное производство продукции и потребление её в течение всего года (фрукты) или круглогодичное производство и сезонное потребление (антифриз)). Накопление запасов позволяет устранить зависимость массового производства и потребления от фактора сезонности.
4. Защита от неопределенности: страховые или буферные запасы, роль - сглаживание спроса или снабжения. Потребность в страховых запасах порождается неопределенностью будущих продаж и поставок для пополнения ресурсов.