Количество транспортных средств Ктс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле:
,
где Q – грузооборот за расчетный период, т; qч - часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, т; Тт – время работы транспортного средства в течение планового периода.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:
где qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т; kгр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства; T тц – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин. Ттц = Т пр + Т п + Т р,
где Т пр – время пробега; Т п – время погрузки; Т р – время разгрузки.
Организация работы внутреннего транспорта включает:
¨ выбор системы планирования перевозок;
¨ осуществление соответствующих подготовительных работ;
¨ установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах.
При работе транспорта по стандартным расписаниям:
· выявляются рациональные маршруты;
· разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств;
· определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ;
· определяется техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
|
Виды маршрутов
¨ маятниковый (транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами);
¨ веерный (перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько).
¨ кольцевой (при последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов).
Составление кольцевых маршрутов в первом приближении может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира, или алгоритм дворника-стеклоочистителя.
Алгоритм Свира позволяет разделить всю обслуживаемую зону на несколько секторов. В пределах каждого сектора составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.
Выбор того или иного варианта маршрута обосновывается экономическими расчетами.
При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ:
ü порядок обеспечения тарой;
ü оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
ü закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.
Планирование перевозок состоит из трех этапов:
q технико-экономическое планирование;
q календарное планирование;
q диспетчирование.
Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок.
Эти планы включают:
ü производственную программу (план перевозок);
ü грузооборот;
ü объем погрузо-разгрузочных работ;
|
ü необходимое количество транспортных средств и механизмов;
ü численность транспортных рабочих и др.
Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба.
Грузовой терминал – специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Различают универсальные и специализированные терминалы.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:
· маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
· оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
· сбор и развоз грузов;
· краткосрочное хранение;
· консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
· информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.
В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.
|
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
Этапы технологического процесса терминальной транспортировки
1) завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;
2) грузопереработка на терминале;
3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.