Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя). Это множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.
Л огистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т. д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
При выборе логистического канала осуществляют выбор формы движения материального потока — складской или транзитной, а также общей структуры товародвижения.
На практике логистические каналы и цепи формируются с участием торговых посредников.
Посредниками в логистических процессах могут быть снабженческо-сбытовые организации, оптовые базы различных уровней, трансформационные (распределительные) центры, биржевые структуры, торговые дома и так далее, которые могут иметь многоуровневые системы хранения и переработки продукции, где материальные потоки трансформируются и где осуществляются процессы перевалки, хранения, подготовки продукции к производственному потреблению и т. д.
Виды логистических каналов и цепей: прямые; эшелонированные.
Прямые логистические каналы характеризуются управлением движения материальных потоков без участия посреднических торговых структур. Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно, когда:
|
- формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах грузовых партий);
- в логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые отвечают всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам);
- параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его продвижение;
- число пунктов назначения (заказчиков) невелико и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем;
- товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование, продукция изготовляется по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных, наладочных работ, и т. д.);
- материальный поток не требует складской переработки;
- производитель ПРУ располагает достаточными финансовыми возможностями для создания и эксплуатации логистической системы с прямыми связями.
Преимущество прямых логистических каналов и цепей: возможность осуществления более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстро адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления материальными (товарными, грузовыми) потоками.
Эшелонированные логистические каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителей до потребителей через посреднические структуры. Такие каналы состоят только из эшелонированных цепей, включающих звенья торговых и транспортных предприятий, которые помогают трансформировать материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции.
|
Преимущество эшелонированных логистических систем: значительная помощь посреднических торговых и транспортных структур, которые в логистических каналах и цепях играют активную роль по продвижению материального потока.
На пути к потребителю материальных ценностей поток проходит через транспортно-складские звенья, представляющие конкретных торговых и транспортных субъектов. В этом смысле все посреднические субъекты обобщенно делятся на три категории.
1. Независимые торговые и транспортные посредники:
— Они принимают на себя все риски, связанные с дальнейшим продвижением материальных (товарных) потоков. Их функциональная деятельность предполагает наличие достаточных складских мощностей, обеспечивающих хранение материальных ценностей. Беря на себя эти функции, независимые торговые и транспортные посредники позволяют существенно сократить запасы у производителя и потребителей.
— Транспортно-перемещающие работы, комплекс логистических услуг, выбор дальнейшего пути продвижения материальных потоков осуществляются посредниками этой категории на основании принятия собственных решений.
2. Снабженческие и транспортные структуры институциональных потребителей.
3. Сбытовые и транспортные структуры производителей.
Логистические каналы, состоящие из цепей и звеньев второго и третьего типа, хорошо управляемы. В таких цепях легче реализовать совокупный потенциал всех участников и добиться получения синергического эффекта.
|
Обобщенно в распределительной логистике каналы и цепи можно характеризовать по числу составляющих их уровней распределения.
Уровень распределения — это любой торговый посредник — участник логистической системы, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.
Протяженность логистических каналов и цепей обусловлена количеством имеющихся в них уровней.
Варианты логистических каналов разных уровней распределения:
а) Логистические каналы нулевого уровня распределения (характерны для логистического канала с прямыми связями, от производителя к потребителю).
б) Логистический канал с одним уровнем распределения (производитель, товарная биржа, потребитель).
в) Логистические каналы с двумя уровнями распределения (производитель, товарная биржа, оптовый торговец, потребитель).
г) Логистические каналы с тремя уровнями распределения (1.производитель, товарная биржа, оптовый торговец, розничный торговец, потребитель, 2. Производитель, оптовый торговец, товарная биржа, оптовый торговец, потребитель).
д) Логистические каналы с четырьмя уровнями распределения (1.производитель, товарная биржа, оптовый торговец, мелкооптовый торговец, розничный торговец, потребитель; 2. производитель, оптовый торговец, товарная биржа, оптовый торговец, мелкооптовый торговец, потребитель, 3. производитель, оптовый торговец, товарная биржа, оптовый торговец, розничный торговец, потребитель).
е) Логистические каналы с пятью уровнями распределения (производитель, оптовый торговец, товарная биржа, оптовый торговец, мелкооптовый торговец, розничный торговец, потребитель).
Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях, когда: