Логистический сервис — это комплекс услуг, которые оказываются производителем или экспедиторской фирмой в процессе доставки материальных ресурсов потребителю. Уровень логистического сервиса — величина, характеризующая логистический сервис и равная отношению практических и теоретических (оптимальных) значений показателей количества и качества логистических услуг. Эта величина позволяет оценить систему сервиса предприятия с позиции поставщика и потребителя услуг. Содержание и уровень сервиса признаются в логистике ведущими критериями. Предметом логистического сервиса является определенный комплекс (набор) соответствующих услуг. Объекты логистического сервиса - конкретные потребители материальных потоков. Логистический сервис по поставкам товарной продукции:
- Заказы и потребители: скорость реакции на заказ, качество обработки заказа
- Степень готовности заказов
- Надежность поставок: обязательность поставок, точность поставок
- Качество и скорость: сроки поставки, состояние поставки
Предприятия логистического сервиса:
- крупные фирмы (центры сервиса);
- небольшие частные транспортные, экспедиционные и торгово-посреднические структуры, которые обслуживают ограниченный контингент небольших и средних предприятий и фирм по принципу курьерской службы.
И для первых и для вторых целевой функцией их деятельности является доставка продукции в кратчайшее время и с высокой степенью надежности.
Работы в области логистического сервиса:
- Предпродажные работы — работы по созданию системы логистического сервиса: определение политики фирмы в сфере логистического сервиса; планирование услуг.
- Работы, осуществляемые в процессе продажи товаров: предоставление информации о движении товаров; обеспечение надежности доставки; подбор ассортимента; упаковка товаров.
- Послепродажные услуги: предоставление гарантийного обслуживания; обмен товаров; рассмотрение претензий; предоставление технической документации; обучение пользователей; реализация запасных частей и сопроводительной продукции.
Параметры качества логистического обслуживания:
|
1. время от получения заказа поставщиком до доставки продукции потребителю (заказчику);
2. гарантированную надежность доставки при любых условиях;
3. реальную возможность доставки по первому требованию заказчика;
4. наличие необходимых запасов в логистической системе;
5. стабильность материально-технического обеспечения клиентов;
6. максимальное соответствие выполнения заказов требованиям клиентов;
7. прогрессирующую степень доступности выполнения заказов в действующей логистической системе;
8. удобство размещения заказа в логистической системе в любое время;
9. скорейшее подтверждение заказа, принятого поставщиком к исполнению;
10. объективность цен на логистические услуги;
11. регулярное информирование клиентов об уровне и структуре затрат на логистическое обслуживание;
12. наличие в логистической системе возможностей предоставления постоянным клиентам товарных кредитов и скрытых скидок в виде бесплатно оказываемых логистических услуг;
13. высокую эффективность технологии грузопереработки на складах и других трансформационных объектах логистической системы;
14. обеспечение высокого качества упаковки товарной продукции;
|
15. прогрессирующую возможность осуществления пакетных и контейнерных перевозок.
Ведущие фирмы уделяют особое внимание постоянному повышению уровня обслуживания потребителей, т.к. покупатель фактически приобретает не только товар как физический объект, но и услуги, сопутствующие его продаже (упаковка, габариты, дизайн; доставка товара, монтаж, наладка). Потребители (предприятия, организации, учреждения) при оценке достоинств продукции принимают во внимание не только цены, внешний вид и качество товаров, но также качество и комплекс предлагаемых логистических услуг. Объем и качество логистических услуг оказывают влияние на потенциальных покупателей как при первичной закупке, так и при повторных закупках. Совершенствование логистики может позволить промышленному или торговому предприятию в значительной степени увеличить привлекательность продукции, которую оно предлагает на рынке. Сегодня недостаточный уровень логистического обслуживания, независимо от того, осуществляется ли оно производителем или кем-то другим, облегчает проникновение на разрабатываемый сектор рынка конкурентов.
Т.о., экономия на обслуживании потребителей в области организации поставок продукции может обернуться развалом всех производственно-коммерческих отношений поставщика (производителя, посредника), а инвестирование лишнего процента своего бюджета в систему логистического сервиса может в будущем оправдать все ожидания.