1. Логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
При определении предмета логистики "неправильно отождествлять логистику только с транспортировкой грузов и их хранением. Задачи, стоящие перед логистикой, охватывают всю жизнь товара (продукта): от момента закупки сырья и производства до продажи готовой продукции конкретному покупателю".
Цель логистики – доставка продукции в заданное место в определенный день, час, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне издержек. Цель эта тесно связана с миссией (от лат. mission) – это поручение. Поэтому миссия логистики – это поручение организации выполнять логистические цели.
2. С конца прошлого века термин "логистика" стал широко использоваться в экономике. С этого момента понятие "логистики" довольно известно. Но данный термин появился намного раньше. Он использовался еще в Древней Греции, где "логистикой называлось искусство проведения расчетов (в греческом языке logistice — искусство вычислять...". Древние римляне пользовались этим понятием при распределении продуктов.
С течением времени значение термина "логистика" несколько изменилось. Логистика стала военной наукой. В IX в. н. э. в Византии логистика использовалась в значении "тыл, снабжение войск". Это значение термина "логистика" сохранилось с некоторыми изменениями вплоть до середины XX в. Сама наука первоначально широко применялась в военном деле, ведь качественное, продуманное и математически обоснованное снабжение войск является залогом успеха. Без этого невозможно не только выиграть войну, но и провести сколько-нибудь качественно даже мелкую военную операцию. Логистике придавалось большое значение в армии Наполеона в начале XIX в., в России — с его середины. Наиболее широко военная логистика использовалась во время Второй мировой войны, особенно в американской армии.
|
После Второй мировой войны наступила новая эра в развитии логистики. Методы военной логистики стали использоваться в экономике для регулирования материальных потоков.
3. В настоящее время выделяют три этапа развития логистики как экономической дисциплины:
• на первом этапе развития логистики, проходившим в 60-е гг. XX в., происходит интеграция работы склада с транспортом. Если раньше они были связаны только операцией погрузки-разгрузки, то теперь эту деятельность начинают координировать. Например, тару, используемую для данного груза, выбирают исходя из используемого транспорта, а при выборе транспорта учитывают перевозимый груз. Склад и транспорт начинают работать согласованно, по одному графику, и их работа направлена на один и тот же экономический эффект;
• на втором этапе — 80-е гг. XX в. — к складированию и транспортировке добавляется новое звено — планирование производства. С этого момента цех, склад и транспорт работают как один механизм, что позволяет сократить время выполнения заказов, т. е. улучшить обслуживание потребителей за счет своевременности, увеличить коэффициент использования оборудования — сократить издержки;
|
• третий этап развития логистики начался в конце 80-х гг. XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Современные технологии позволяют осуществлять мониторинг движения продукта от источника сырья до потребителя. Важность логистики начинают понимать и участники цепи снабжения, производства и распределения. Процесс производства и продажи изделия становится целостным. Появляются компании, которые оказывают услуги в области логистики.
С каждым этапом увеличивается интеграция участников логистического процесса — планируется весь жизненный цикл изделия от добычи сырья, транспортировки его на склад производства до транспортировки готовой продукции потребителю.
4. Предпосылки развития логистики:
• развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца (спрос превышает предложение) к рынку покупателя (предложение превышает спрос). До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Система управления процессами товародвижения была слабой. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в тот период за счет расширения и совершенствования производства. Но к началу 60-х гг. резервы повышения конкурентоспособности непосредственно в производстве были существенно исчерпаны, что привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ;
|
• энергетический кризис 70-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок не только за счет рациональной организации транспорта, но за счет согласования действий всех участников логистического процесса;
• научно-технический прогресс (НТП). Ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на территориальном уровне. Стало технически возможным осуществление мониторинга (сопоставление запланированного и фактического положения дел) всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы до конечного потребителя. Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:
• превращение рынка продавца в рынок покупателя;
• возможность снижения себестоимости продукции;
• возможность повышения качества поставок;
• энергетический кризис;
• НТП, и в первую очередь компьютеризация управления.