Задания для самостоятельной подготовки студента




Контрольные вопросы:

1. Рентгенологические методы оценки костной ткани. Виды рентгенографии, преимущества и недостатки. Рентгенологические симптомы заболеваний пародонта. Костный индекс по Fush.

2. Методика чтения ортопантомограмм.

3. Определение стойкости капилляров по Кулаженко. Цель проведения, методика, критерии оценки.

4. Функциональная диагностика состояния тканей пародонта: стоматоскопия, капилляроскопия, контактная биомикроскопия, реопародонтография, фотоплетизмография, пробы Кулаженко и Мак-Клюра-Олдрича, полярография, термометрия, лазерная допплеровская флоуметрия, эхоостеометрия (общие понятия).

5. Микробиологическое исследование содержимого пародонтального кармана. Цель, преимущества и недостатки.

6. Исследование десневой жидкости – количественное и качественное. Необходимые материалы и техника проведения, оценка результатов.

7. Определение функциональной активности нейтрофилов (НСТ-тест, проба Ясиновского).

8. Исследование крови (общий, биохимический, серологический анализы). Оценка результатов.

 

Тестовые задания входного контроля:

1. Дополнительный метод исследования, который позволяет установить уровень вершины альвеолярной перегородки по отношению к корню зуба, называется:

а) полярография

б) рентгенография

в) реопародонтография

г) фотоплетизмография

2. Биохимический анализ крови в дифференциальной диагностике болезней пародонта применяют для исключения:

а) лейкоза

б) сифилиса

в) ВИЧ-инфекции

г) сахарного диабета

3. Общий клинический анализ крови в дифференциальной диагностике болезней пародонта применяют для исключения:

а) лейкоза

б) сифилиса

в) ВИЧ-инфекции

г) сахарного диабета

4. Серологический анализ крови в дифференциальной диагностике болезней пародонта применяют для исключения:

а) лейкоза

б) сифилиса

в) агранулоцитоза

г) сахарного диабета

5. Дополнительный метод исследования, позволяющий оценить интенсивность окислительно-восстановительных процессов в пародонте, называется:

а) полярография

б) рентгенография

в) реопародонтография

г) фотоплетизмография

6. Для измерения локальных температур тканей пародонта проводят:

а) пробу Кулаженко

б) капилляроскопию

в) термометрию

г) полярографию

7. Исследование десневой жидкости проводят для определения:

а) факторов местного иммунитета

б) состояния микроциркулии

в) кровенаполнения тканей пародонта

Тестовые задания итогового контроля:

1. Дополнительный метод исследования функции регионарного кровообращения в пародонте называется:

а) полярография

б) рентгенография

в) реопародонтография

г) фотоплетизмография

2. Дополнительный метод регистрации изменений оптической плотности пародонта называется:

а) полярография

б) рентгенография

в) реопародонтография

г) фотоплетизмография

3. Бактериологическое исследование СОПР позволяет оценить:

а) видовой состав микрофлоры

б) титр антител

в) количественный состав микрофлоры

г) чувствительность к антибиотикам

4. При подозрении на сифилис назначают исследование:

а) гистологическое

б) аллергологическое

в) серологическое

г) биохимическое

5. Бактериоскопическое исследование СОПР позволяет оценить:

а) чувствительность к антибиотикам

б) ДНК вирусов и бактерий

в) наличие специфической флоры;

г) форму микроорганизма.

6. Проба Кулаженко позволяет оценить:

а) качественный состав микрофлоры

б) окислительно-восстановительные процессы

в) сосудистый рисунок

г) стойкость капилляров к вакууму

7. При подозрении на ВИЧ-инфекцию назначают исследование:

а) биохимическое

б) иммуноферментный анализ

в) рентгенологическое

8. Для оценки неспецифического клеточного иммунитета проводится проба:

а) Ясиновского

б) Кулаженко

в) Парма

9. Для определения уровня кровотока в тканях используется:

а) полярография


б) эхоостеометрия

в) лазерная допплеровская флоуметрия

10. Для определения звукопроводимости костной ткани челюстей проводят:

а) пробу Кулаженко

б) капилляроскопию

в) эхоостеометрию

г) полярографию

 

Ситуационные задачи:

1. Пациент С., 19 лет, обратился с жалобами на сильную боль в десне, затрудняющую прием пищи и речь, общую слабость, головную боль, повышенную температуру тела. Считает себя больным 4 дня. Появлению болевых ощущений в полости рта предшествовало острое респираторное заболевание. Состояние не улучшилось: усилилась боль, стала заметнее общая слабость. Не может нормально принимать пищу в течение 2 дней. Гигиенические процедуры в полости рта не проводит. В анамнезе корь, респираторные заболевания 1-2 раза в год, которые переносит «на ногах», к врачу не обращается. При осмотре кожные покровы бледные, с землистым оттенком, поднижнечелюстные лимфатические узлы увеличены, болезненны, подвижны. Температура тела 38 ºС. Зловонный запах изо рта. Кариозные полости в зубах 1.6, 1.7, 3.6, 4.6. Язык обложен на всем протяжении сероватым налетом, слюна вязкая. Десневые сосочки изъязвлены, свободная десна покрыта серым налетом, болезненна при пальпации, при зондировании зубодесневое соединение не нарушено, симптом кровоточивости положительный. Изменения наиболее выражены в области 4.8 зуба, который находится в стадии прорезывания.

Задание: укажите, какие методы исследования необходимо провести для постановки диагноза.

 

2. Пациентка Е., 17 лет, жалуется на кровоточивость и болезненность десны при чистке зубов. Кровоточивость наблюдает с 14 лет. К врачу не обра­щалась. Ухудшение состояния десны наступило после возвращения из спортивного лагеря, где провела два месяца. Зубы чистила там редко. В настоящее время использует мягкую щетку, чистит зубы один раз в день, очень осторожно и непродолжительно. При осмотре: внешний вид без особенностей, поднижнечелюстные лимфоузлы увеличены, при пальпации безболезненны. Слизистая оболочка полости рта бледно-розовая, умеренно увлажнена. Десневые сосочки и маргиналь­ная десна в области всех зубов гиперемированы, легко кровоточат при зондировании. Мелкое преддверие полости рта, скученность зубов в пе­реднем отделе обеих челюстей, кариозные полости по II классу в зубах 1.6, 1.5, 2.4, 3.7, 4.6. Зубы покрыты мягким зубным налетом.

Задание: укажите, какие методы исследования необходимо провести для постановки диагноза.

 

3. Пациентка К., 19 лет, обратилась с жалобами на кровоточивость дёсен при чистке зубов, при приеме твердой пищи. Заметила кровоточивость 6 месяцев назад. Объективно: десневой край в области всех зубов отечен, гиперемирован, при зондировании легко кровоточит (Индекс Muhlemann – 2,0). В области зубов 1.7, 1.6, 1.5, 2.5, 2.6, 2.7, 3.3, 3.2, 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 – наддесневой зубной камень, обильный мягкий зубной налет в области всех зубов (Индекс Silness-Loe – 3,0), глубина зубодесневой бороздки – 3 мм.

Задание: укажите, какие методы исследования необходимо провести для постановки диагноза.

 

Подготовить конспекты и рисунки по изучаемой теме:

Составить таблицу изменений показателей крови при воспалении пародонта.

Практические навыки

1. Проведение пробы Кулаженко.

2. Оценка состояния тканей пародонта по ортопантомограмме.

3. Определение гнойного отделяемого из пародонтальных карманов.

Список литературы по теме занятия

Основная литература:

1. Терапевтическая стоматология. Часть 2. – Болезни пародонта / под ред. Г.М. Барера. – М.: ГЭОТАР-Медиа, гриф УМО 2008. – С. 75-82.

2. Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н. Болезни пародонта. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, гриф УМО, 2005. – С. 29-50.

3. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология: учеб.пособие / Цепов Л.М. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МЕД-пресс-информ, гриф УМО, 2007. – С. 794-799.

Дополнительная литература:

1. Грудянов А.И. Методы диагностики воспалительных заболеваний пародонта: руководство для врачей. – М.: МИА, 2009. – С. 41-98.

 

 

Тема занятия № 5: Гингивит.

Классификация, этиология, патогенез

 

Значение темы: Знание этиологии, патогенеза и классификации гингивита важно для правильной постановки диагноза и планирования лечения.

Цели занятия: на основетеоретических знаний и практических умений студент должен:

- знать классификацию гингивита, этиологию заболевания;

- уметь выявлять местные и общие факторы риска, вызывающие заболевание;

- иметь навыки определения и устранения естественных и ятрогенных факторов формирования зубного налета;

- иметь представление о механизмах повреждающего воздействия на ткани пародонта различных факторов и возможных прогнозах заболевания.

 

План изучения темы:

Этапы занятия Оснащение, оборудование и учебные пособия Время /мин./
1.Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия Журнал преподавателя, методическое пособие  
2. Входной контроль знаний Тестовые задания, контрольные вопросы, методическое пособие  
3. Демонстрация преподавателем практических навыков: определение вида, цвета, консистенции и локализации зубных отложений; определение целостности зубо-десневого соединения и глубины пародонтальных карманов градуированным зондом; определение суперконтактов при травматической окклюзии; обучение, коррекция и контроль индивидуальной гигиены полости рта Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий  
4. Самостоятельная работа студента: определение вида, цвета, консистенции и локализации зубных отложений; определение целостности зубо-десневого соединения и глубины пародонтальных карманов градуированным зондом; определение суперконтактов при травматической окклюзии, обучение, коррекция и контроль индивидуальной гигиены полости рта Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий; дневник учета практических навыков  
5. Итоговый контроль знаний Тестовые задания, ситуационные задачи, методическое пособие  
6. 6. Задание на дом Учебный план, методическое пособие  

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

1. Строение тканей пародонта.

2. Стадии течения и патоморфология острого и хронического воспалительного процесса.

3. Клеточные и гуморальные иммунные факторы, участвующие в воспалительном процессе.

4. Профилактика стоматологических заболеваний.

 

Основные понятия и положения темы:

Гингивит – это воспаление десны, обусловленное неблагоприятным воздействием местных или общих факторов, протекающее без нарушения целостности зубодесневого соединения и без деструктивных процессов в других структурах пародонта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: