Контрольные вопросы:
1. Анатомо-гистологические особенности строения слизистой оболочки десны, периодонта, цемента корня и альвеолярной кости.
2. Зубодесневое соединение, физиология десневой борозды, десневая жидкость.
3. Функции пародонта. Факторы местной защиты.
4. Возрастные изменения пародонта.
5. Крово- и лимфоснабжение, иннервация тканей пародонта.
6. Рентгенологическая характеристика пародонта в норме.
Тестовые задания входного контроля:
1. Пародонт – это:
а) зуб, десна, периодонт
б) десна, периодонт, кость альвеолы
в) десна, периодонт, кость альвеолы, цемент корня зуба
2. В норме не ороговевает эпителий:
а) десневой борозды
б) свободной десны
в) прикрепленной десны
3. Количество десневой жидкости в норме:
а) 0,01 мг
б) 0,00016 мг
в) 0,008 мг
г) 0,06 мг
4. При интактном пародонте десневая борозда содержит:
а) экссудат
б) микробные ассоциации
в) десневую жидкость
5. Глубина клинической десневой борозды:
а) 0,5 мм
б) 1-2 мм
в) 3-4 мм
6. Десневой желобок – это:
а) неглубокая борозда между свободной и прикрепленной десной
б) щель, расположенная между здоровой десной и поверхностью зуба
в) неподвижная часть десны
7. Свободная десна состоит из:
а) межзубного сосочка и прикрепленной десны
б) межзубного сосочка и маргинальной десны
в) альвеолярной слизистой оболочки и маргинальной десны
8. Прикрепленная десна – это:
а) часть десны, расположенная в пришеечной области зуба, границей которой является уровень гребня альвеолярного отростка
б) неподвижная часть десны, покрывающая альвеолярный отросток
9. По составу десневая жидкость близка к:
а) сыворотке крови
б) ротовой жидкости
в) секрету слюнных желез
10. Кровоснабжение тканей пародонта осуществляется:
|
а) из бассейна наружной сонной артерии
б) из бассейна внутренней сонной артерии
Тестовые задания итогового контроля:
1. Особенностью кровоснабжения тканей пародонта является:
а) наличие артериоло-венулярных анастомозов
б) наличие артерий концевого типа
в) отсутствие прекапилляров, посткапилляров
2. Зоны десны:
а) свободная десна, прикрепленная десна
б) свободная десна, межзубной сосочек, прикрепленная десна
в) прикрепленная десна, десневой желобок, десневая борозда
3. Гистологически десна состоит из:
а) многослойного плоского эпителия и собственно слизистой оболочки
б) многослойного плоского эпителия, собственно слизистой оболочки, подслизистой основы
в) многослойного плоского эпителия, подслизистой основы
4. Протяженность соединительного эпителия:
а) 3 мм
б) 0,5 мм
в) 2 мм
г) 1 мм
5. Тельца Мейсснера и Руффини – это:
а) капиллярные клубочки
б) механорецепторы
в) терморецепторы
6. Десневая борозда:
а) неглубокая бороздка между свободной и прикрепленной десной
б) щель между здоровой десной и поверхностью зуба
в) неподвижная часть десны
7. Значение рН десневой жидкости:
а) больше 7
б) меньше 7
в) равно 7
8. Связь между соединительным эпителием и твердыми тканями зуба:
а) физической природы
б) химической природы
в) физико-химической природы
9. Иннервация тканей пародонта осуществляется:
а) 2-й, 3-й ветвями 5-й пары ЧМН
б) 1-й, 2-й ветвями 5-й пары ЧМН
в) 7-й парой ЧМН
10. В норме в слизистой оболочке десны наблюдается:
а) паракератоз
б) гиперкератоз
в) акантоз
|
11. Протяженность соединительнотканного фиброзного прикрепления:
а) 2,2 мм
б) 0,7 мм
в) 1,0 мм
12. В норме эпителий соединения:
а) ороговевает
б) не ороговевает
13. Собственно слизистая оболочка десны представлена:
а) сетчатым, роговым, сосочковым слоями
б) сетчатым, шиповатым, зернистым слоями
в) сосочковым, сетчатым слоями
14. Свободная десна – это:
а) часть десны, расположенная в пришеечной области зуба, границей которой является уровень гребня альвеолярного отростка (альвеолярной части)
б) часть десны, покрывающая альвеолярный отросток (альвеолярную часть)
Ситуационные задачи:
![]() |
Укажите элементы строения пародонта.
Подготовить конспекты и рисунки по изучаемой теме:
Нарисовать строение зубодесневого соединения.
Практические навыки:
1. Осмотр и характеристика пародонтологического статуса (десневого сосочка, маргинальной и прикрепленной десны).
Список литературы по теме занятия:
Основная литература:
1. Лангле, Роберт П., Миллер, Крэйг С. Атлас заболеваний полости рта: атлас / пер. с англ. / Крэйг С. Миллер; под ред. Л.А. Дмитриевой. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР–Медиа, гриф УМО, 2008 – С. 16-18.
2. Терапевтическая стоматология. Часть 2. – Болезни пародонта / под ред. Г.М. Барера. – М.: ГЭОТАР-Медиа, гриф УМО, 2008 – С. 5-17.
3. Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н. Болезни пародонта. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, гриф УМО, 2005 – С. 9-18.
4. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие / Цепов Л.М. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МЕД-пресс-информ, гриф УМО, 2007 – С. 794-799.
5. Максимовский Ю.М. Основы профилактики стоматологических заболеваний: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040400 – стоматология / О.В.Сагина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, гриф УМО, 2005 – С.18-26.
|
Дополнительная литература:
1. Боровский Е.В. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. – М., 2005 – С. 5-23.
2. Еловикова Т.М. Арифметика пародонтологии. Ручные инструменты в пародонтологии. – М.: МЕДпресс-информ, 2006 – С. 11-14.
3. Ласкарис, Дж., Скалли, К. Атлас по пародонтологии. Проявления местных и системных поражений / пер. с англ. А.И. Грудянова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2005 – С. 3-10.
4. Перова М.Д. Ткани пародонта: норма, патология, пути восстановления. – М.: Триада, ЛТД, 2005 – С. 11-50, 53-104.
Тема занятия № 3:Основные методы обследования пациентов с заболеваниями пародонта.
Индексная оценка состояния тканей пародонта
Значение темы: Основные методы обследования пациентов с патологией пародонта необходимы для правильной постановки диагноза.
Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:
− знать основные методы обследования больных;
− уметь оценивать результаты проводимых ИГ (по Фёдорову – Володкиной, Грину – Вермилиону, Силнесс – Лоэ), индексов оценки состояния тканей пародонта (кровоточивости, ПМА, КПИ по Леусу, РI по Расселу, CPITN), пробы Шиллера – Писарева; заполнять документацию первичного пациента с патологией пародонта;
− иметь навыки проведения основных методов обследования больного с заболеваниями пародонта в клинике;
− иметь представление о проведении клинических проб: Парма (бензидиновая), Кёчке (формалиновая).
План изучения темы:
Этапы занятия | Оснащение, оборудование и учебные пособия | Время /мин./ |
1. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия | Журнал преподавателя, методическое пособие | |
2. Входной контроль знаний | Тестовые задания, контрольные вопросы, методическое пособие | |
3. Демонстрация преподавателем практических навыков: определение уровня прикрепления уздечки верхней и нижней губы и глубины преддверия полости рта, прикуса, наличия трем, диастем, определение гигиенических индексов Грина – Вермильона, Федорова – Володкиной, индексов кровоточивости, РМА, РI; проведение пробы Шиллера – Писарева; определение степени рецессии десны, целостности зубодесневого соединения и глубины пародонтальных карманов градуированным зондом, подвижности зубов | Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, документация пародонтологического первичного и диспансерного больного | |
4. Самостоятельная работа студента: определение уровня прикрепления уздечки верхней и нижней губы и глубины преддверия полости рта, прикуса, наличия трем, диастем, определение гигиенических индексов Грина – Вермильона, Федорова – Володкиной, индексов кровоточивости и РМА, РI; проведение пробы Шиллера – Писарева; определение степени рецессии десны, целостности зубодесневого соединения и глубины пародонтальных карманов градуированным зондом, подвижности зубов | Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, документация пародонтологического первичного и диспансерного больного; дневник учета практических навыков | |
5. Итоговый контроль знаний | Тестовые задания, ситуационные задачи, методическое пособие | |
6. Задание на дом | Учебный план, методическое пособие |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:
1. Анатомия тканей пародонта.
2. Основные методы обследования стоматологического больного.
3. Оценка гигиенического состояния полости рта.
Основные понятия и положения темы:
Обследование пациентов с патологией пародонта должно проводиться по определенному плану, состоящему из основных и дополнительных методов исследования.
Основные методы включают опрос и осмотр. При опросе следует выяснить жалобы пациента, анамнез болезни, анамнез жизни, которые отражают субъективные представления пациента о его болезни и общем состоянии.