Требования, предъявляемые к студентам на кафедре терапевтической стоматологии




ЗАБОЛЕВАНИЯ

ПАРОДОНТА

УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для самостоятельной подготовки

Студентов 4 курса стоматологического факультета

к практическим занятиям VII и VIII семестра

 

 

Барнаул – 2010

УДК 616.314.1 – 002 (075.8)

ББК 56.612.13

З – 12

Печатается по решению Центрального

координационно-методического совета Алтайского

государственного медицинского университета

протокол № 5 от 28.10.2009 г.

Кафедра терапевтической стоматологии

 

Составители:

Воблова Т.В. – к.м.н., асс. каф. терапевтической стоматологии

Гончаров А.П. – к.м.н., асс. каф. терапевтической стоматологии

Шилова Ю.Н. – к.м.н., асс. каф. терапевтической стоматологии

Чудова Л.В. – к.м.н., асс. каф. терапевтической стоматологии

Швыдкая О.В. – врач-пародонтолог, КГУЗ СП г. Барнаул

Под общ. ред. зав. кафедрой терапевтической стоматологии ГОУ ВПО АГМУ д.м.н., проф. Токмаковой С.И.

Рецензент: к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста ГОУ ВПО АГМУ – Левченко О.Г.

 

Заболевания пародонта: учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов 4 курса стоматологического факультета к практическим занятиям VII и VIII семестра / Воблова Т.В., Гончаров А.П., Шилова Ю.Н. и др.; под ред. зав. каф. терапевт. стомат. АГМУ, проф. Токмаковой С.И. – Барнаул: Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2010. – 292 с.

 

Учебно-методическое пособие составлено с учетом специфики обучения на стоматологическом факультете. Структура методического материала включает: определение заболевания, классификацию, этиологию и патогенез, клинику, патологическую анатомию, дифференциальную диагностику, общее и местное лечение, профилактику заболевания, что оптимизирует и облегчает работу студента при подготовке к занятию.

 

© ГОУ ВПО «Алтайский государственный

медицинский университет», 2010

© Коллектив авторов, 2010

Оглавление

 

Список сокращений………………………………………… 5

Введение………………………………………………………6

Тематический план занятий VII семестра……8 Тематический план занятий VIII семестра………………9

Формы УИРС……………………………………………… 10

VII семестр………………………………………………… 11

Занятие №1. Организация современной системы

пародонтологической помощи. Диспансеризация………...11

Занятие №2. Анатомо-физиологические особенности

пародонта…………………………………………………….23

Занятие №3. Основные методы обследования,

пациентов с заболеваниями пародонта. Индексная

оценка состояния тканей пародонта……………………….36

Занятие №4. Дополнительные методы обследования

в пародонтологии……………………………………………58

Занятие №5. Гингивит. Классификация, этиология,

патогенез…………………………………………………… 73

Занятие №6. Катаральный гингивит. Клиника.

Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение...90

Занятие №7. Гипертрофический гингивит. Клиника.

Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение.106

Занятие №8. Язвенный гингивит. Клиника.

Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение.122

Занятие №9. Итоговое занятие по теме «Гингивит»……138

VIII семестр ………………………………………………..145

Занятие №1. Пародонтит. Классификация. Этиология.

Патогенез…………………………………………………..145

Занятие №2. Клиника. Диагностика.

Дифференциальная диагностика пародонтита………….159

Занятие №3. Общие принципы лечения пародонтита…171

Занятие №4. Лечение пародонтита легкой, средней,

тяжёлой степени…………………………………………..194

Занятие №5. Дифференциальная диагностика

и лечение пародонтита……………………………………..216

Занятие №6. Пародонтоз. Этиология. Патогенез.

Клиника. Диагностика. Дифференциальная

диагностика. Лечение………………………………………220

Занятие №7. Синдромы, проявляющиеся в тканях

пародонта. Пародонтомы…………………………………..235

Занятие №8. Профилактика заболеваний пародонта……246

Занятие №9. Зачет практических навыков за 4 курс

Защита истории болезни пациента с заболеванием

пародонта……………………………………………………..259

Занятие №10. Итоговое занятие по теме «Заболевания

пародонта»…………………………………………………..263

Эталон ответов к занятиям VII семестра……………... 269

Эталон ответов к занятиям VIII семестра ……………. 281
Список сокращений

БАВ – биологически активные вещества

ВНЧС – височно-нижнечелюстного сустава

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИГНЛ – излучение гелий-неонового лазера

ИГ – индекс гигиены

ИГР-У, OHI-S – индекс гигиены полости рта упрощенный

ИФА – иммуноферментный анализ

КПИ – комплексный периодонтальный индекс

КПУ – кариес, пломба, удаленный

КУФ – коротковолновой ультрафиолет

МКБ – международная классификация

болезней

НПВС – нестероидные противовоспалительные средства

НТР – направленная тканевая регенерация

ПЦР – полимеразная цепная реакция

ПМА – папиллярно-маргинально-альвеолярный

ПИ – пародонтальный индекс

РИ – реографический индекс

р-р – раствор

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

СОПР – слизистая оболочка полости рта

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

ССС – сердечно-сосудистая система

УФО – ультрафиолетовое облучение

ЦНС – центральная нервная система

Э/Ф – электрофорез

 


Введение

К числу наиболее актуальных проблем современной стоматологии относятся заболевания пародонта из-за их высокой распространенности среди населения и необходимости своевременного оказания квалифицированной медицинской помощи.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как анатомия, гистология, патанатомия, химия, физика, фармакология и др.

Основными особенностями методических рекомендаций являются: выделение из всего объема теоретического материала опорных вопросов, постоянная нацеленность на глубокое изучение практических навыков, использование теоретических знаний на практике, в ходе ответов на ситуационные задачи.

Структура методического материала к каждому занятию:

1. Тема, цель, план занятия.

2. Вопросы, изученные ранее.

3. Задания для самостоятельной подготовки студента, включающие в себя контрольные вопросы, ситуационные задачи, тестовые задания.

4. Конспекты и рисунки по изучаемой теме.

5. Перечень практических навыков.

6. Перечень источников учебного материала: обязательная и дополнительная литература.

Требования, предъявляемые к студентам на кафедре терапевтической стоматологии

Общие требования:

Являться на занятия в строго указанное в расписании время, в чистом халате, в сменной обуви, иметь при себе маску, колпак, перчатки. Рукава одежды, волосы должны быть аккуратно заправлены. Ногти коротко подстрижены. На практических занятиях иметь при себе авторучку и рабочую документацию. Опоздавший студент на теоретическую часть не допускается. Пропущенная тема отрабатывается.

Перед занятием дежурный студент должен получить инструменты у лаборанта. После окончания занятия отключить бормашины, инструменты сдать лаборанту.

Запрещается курить в помещении поликлиники.

Требования по теоретической подготовке:

Обязательно посещать лекции. В случае пропуска лекции составляется реферат по указанному списку литературы.

Изучить соответствующие разделы учебника, лекций и дополнительной литературы, рекомендуемой преподавателем по теме занятий.

Ответить на контрольные вопросы, указанные в “Методических рекомендациях”.

Подготовить неясные вопросы для их разбора в начале занятия.

Выполнить тестовый входной контроль.

Основные требования по практической работе:

Каждый студент должен иметь стоматологические наконечники (угловой для микромотора, турбинный), боры и эндодонтический инструментарий, пломбировочные материалы, маску, защитный экран, перчатки.

Помните, что выполнение практического занятия индивидуально, и от ваших успехов зависит итоговый рейтинг.

Оснащение занятий:

1. Лоток с набором стоматологических инструментов.

2. Набор инструментов для снятия зубных отложений.

3. Пародонтомер.

4. Альбомы и слайды по изучаемой теме.

5. Видеофильмы.

6. Лекарственные средства и материалы для пародонтальных повязок.

7. Ортодонтическая проволока, нить (лента) для шинирования.

8. Светоотверждаемые композиты и инструменты для работы с ними.

9. Полимеризационная лампа.

10. Аппараты: «Пьезон 400» для снятия зубных отложений, Кулаженко для проведения вакуумной пробы, массажа десен, ирригатор “Water Pic”.

На практических занятиях, кроме закрепления теоретических знаний, вы должны овладеть мануальными навыками, которые следует регулярно отмечать у преподавателя в "Дневнике учета практических навыков" и подтвердить при сдаче зачета. Кроме того, ваши практические занятия будут оцениваться в условных единицах трудоемкости (УЕТ).

Результаты вашей работы на занятиях за VII-VIII семестры оцениваются в баллах согласно «Положению о балльно-рейтинговой системе», разработанному на кафедре терапевтической стоматологии АГМУ, вносятся в итоговый журнал и суммируются. В конце семестра производится подсчет баллов.

Тематический план занятий VII семестра

Тема занятия Вид занятия Длитель-ность занятия
1. Организация современной системы пародонтологической помощи. Диспансеризация практическое занятие   7,2
2. Анатомо-физиологические особенности пародонта практическое занятие 7,2
3. Основные методы обследования пациентов с заболеваниями пародонта. Индексная оценка состояния тканей пародонта практическое занятие 7,2
4. Дополнительные методы обследования в пародонтологии практическое занятие 7,2
5. Гингивит. Классификация, этиология, патогенез практическое занятие 7,2
6. Катаральный гингивит. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение практическое занятие 7,2
7. Гипертрофический гингивит. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение практическое занятие 7,2
8. Язвенный гингивит. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение практическое занятие 7,2
9. Итоговое занятие по теме «Гингивит» семинар 7,2

Тематический план занятий VIII семестра

Тема занятия Вид занятия Длитель-ность занятия
1. Пародонтит. Классификация. Этиология. Патогенез практическое занятие   7,2
2. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика пародонтита практическое занятие 7,2
3. Общие принципы лечения пародонтита   практическое занятие 7,2
4. Лечение пародонтита легкой, средней, тяжёлой степени практическое занятие 7,2
5. Дифференциальная диагностика и лечение пародонтита семинар 7,2
6. Пародонтоз. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение практическое занятие 7,2
7. Синдромы, проявляющиеся в тканях пародонта. Пародонтомы практическое занятие 7,2
8. Профилактика заболеваний пародонта   практическое занятие 7,2
9. Зачет практических навыков по теме «Заболевания пародонта» за 4 курс и защита истории болезни пациента с заболеванием пародонта практическое занятие 7,2
  Итоговое занятие по теме «Заболевания пародонта» семинар 7,2

 

Формы УИРС:

1. Презентация – в структуру входят введение, основная часть, заключение. Задание выполняется индивидуально.

Требования к выполнению задания:

– презентация не более 10 слайдов на Power Point, должна включать современные данные, слайд должен быть иллюстрированный, четкий, содержательный;

– список использованной литературы не менее 5-6 источников (из них 2-3 не позднее 3-х лет издания), ссылки на Интернет.

2. Реферат – в структуру входят введение, основная часть, заключение. Задание выполняется индивидуально.


Требования к выполнению задания:

– реферат выполняется на основании изучения и анализа указанных источников литературы (не менее 5-6 источников (из них 2-3 не позднее 3-х лет издания), ссылки на Интернет) на бумаге формата А4, шрифт TNR, кегль 14, одинарный интервал. Поле: слева 30 мм, справа 20 мм, сверху, снизу – 20 мм. Указать название темы, дисциплины, ФИО студента, специальность, группу. Объем реферата не более 7 страниц.

 

VII семестр

Тема занятия №1: Организация

современной системы пародонтологической

помощи. Диспансеризация

Значение темы: Изучение организации пародонтологической помощи в Российской Федерации необходимо в связи с высокой распространенностью заболеваний пародонта среди населения, необходимостью своевременного оказания квалифицированной помощи.

Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:

- знать структуру стоматологической поликлиники, штатные нормативы, нагрузку врача-пародонтолога;

- уметь определить диспансерную группу и кратность осмотра пациентов с различными заболеваниями пародонта;

- иметь навыки заполнения первичной документации и диспансерного учёта пациентов с заболеваниями пародонта;

- иметь представление об оборудовании и инструментарии на пародонтологическом приеме.


План изучения темы:

Этапы занятия Оснащение, оборудование и учебные пособия Время /мин./
1. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия Журнал преподавателя, методическое пособие  
2. Входной контроль знаний Тестовые задания, контрольные вопросы, методическое пособие  
3. Демонстрация преподавателем практических навыков: обследование и заполнение документации пародонтологического первичного и диспансерного больного Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, документация пародонтологического первичного и диспансерного больного  
4. Самостоятельная работа студента: обследование и заполнение документации пародонтологического первичного и диспансерного больного Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, документация пародонтологического первичного и диспансерного больного; дневник учета практических навыков  
5. Итоговый контроль знаний Тестовые задания, ситуационные задачи, методическое пособие  
6. Задание на дом Учебный план, методическое пособие  

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

1. Структура стоматологической поликлиники.

2. Штатные нормативы врачей.

3. Дезинфекция и стерилизация стоматологического оборудования и инструментария.

4. Этика и деонтология в стоматологии.

5. Техника безопасности. Общие положения.

6. Основные правила работы с электрооборудованием.

Основные понятия и положения темы:

Необходимость выделения пародонтологической помощи определяется высокой степенью распространенности заболеваний пародонта, особенностями диагностики, лечения, трудностями, связанными с необходимостью диспансеризации этой группы пациентов.

В зависимости от категории стоматологического учреждения выделяют три уровня оказания пародонтологической помощи: квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную.

В учреждениях квалифицированной стоматологической помощи (стоматологических кабинетах, стоматологических отделениях с малым штатом врачей) помощь лицам с заболеваниями пародонта оказывается наряду с другими видами стоматологического лечения. Минимальный объем вмешательств предусматривает профессиональную гигиену, местную противовоспалительную терапию и избирательное пришлифовывание.

В учреждениях специализированной стоматологической помощи (стоматологических муниципальных поликлиниках с небольшим штатом специалистов) для оказания помощи лицам с заболеваниями пародонта выделяется один или несколько врачей. Если на пародонтологическом приеме занято более двух врачей, то возможна организация дифференцированного приема в кабинете пародонтологии. Объем пародонтологических вмешательств в этих учреждениях определяется уровнем квалификации специалистов и возможностями поликлиники в плане проведения комплексного лечения. Обязательным является выполнение профессиональной гигиенической обработки полости рта, местной противовоспалительной терапии, избирательного пришлифовывания, хирургического лечения (коррекция мягких тканей в области преддверия, лоскутные операции).

Профессиональная гигиена и обучение правилам индивидуальной гигиены полости рта возлагается на помощника врача или подготовленную медицинскую сестру. Для их работы выделяют рабочее место или организуют кабинет гигиены полости рта.

В учреждениях узкоспециализированной стоматологической помощи (крупных муниципальных, городских, республиканских, областных стоматологических поликлиниках) организуют специализированные пародонтологические отделения или пародонтологические центры.

В отделениях пародонтологии проводят все виды лечения заболеваний пародонта, организуют кабинет, в котором проводят консилиум нескольких специалистов терапевтического, хирургического, ортопедического, физиотерапевтического профилей, а также к этой работе могут быть привлечены рентгенолог и специалист по функциональным методам исследования.

Пародонтологический центр является лечебным, консультативным и учебно-методическим центром, базой кафедр стоматологического факультета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: