Обследования в пародонтологии




Значение темы: Дополнительные методы обследования пациентов с патологией пародонта необходимы для правильной постановки диагноза и оценки эффективности лечения.

Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:

− знать дополнительные методы обследования больных с заболеваниями пародонта;

− уметь оценивать результаты лабораторных методов исследования (клинические и биохимические показатели крови, слюны, десневой жидкости), состояние краевого и верхушечного пародонта по данным рентгенографии;

− иметь навыки проведения пробы Кулаженко, забора материала для дополнительных методов исследования;

− иметь представление о проведении функциональной диагностики состояния тканей пародонта (реография, полярография, лазерная допплеровская флоуметрия), лабораторных методов исследования (микробиологических, цитологических, гистологических, серологических, иммунологических).

План изучения темы:

Этапы занятия Оснащение, оборудование и учебные пособия Время /мин./
1. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия Журнал преподавателя, методическое пособие  
2. Входной контроль знаний   Тестовые задания, контрольные вопросы, методическое пособие  
3. Демонстрация преподавателем практических навыков: определение гнойного отделяемого из пародонтальных карманов; проведение пробы Кулаженко; оценка состояния тканей пародонта по ортопантомограмме Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, аппарат Кулаженко; ортопантомограммы  
4. Самостоятельная работа студента: определение гнойного отделяемого из пародонтальных карманов; проведение пробы Кулаженко; оценка состояния тканей пародонта по ортопантомограмме Стоматологическая установка, шаблоны, стоматологический инструментарий, аппарат Кулаженко; ортопантомограммы; дневник учета практических навыков  
5. Итоговый контроль знаний Тестовые задания, ситуационные задачи, методическое пособие  
6. Задание на дом Учебный план, методическое пособие  

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

1. Рентгенодиагностика в стоматологии.

2. Лабораторные методы исследования.

 

Основные понятия и положения темы:

Дополнительные методы делятся на 3 группы:

1. Клинические: пробы, индексы, рентгенография, денситометрический анализ рентгенограмм.

2. Лабораторные: общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, микробиологический, иммунологический, цитологический, гистологический методы исследования десневой жидкости.

3. Функциональные: стоматоскопия, капилляроскопия, контактная биомикроскопия, реопародонтография, фотоплетизмография, пробы Кулаженко и Мак-Клюра-Олдрича, полярография, термометрия, лазерная допплеровская флоуметрия, эхоостеометрия.

Рентгенологический метод имеет ведущее значение среди дополнительных методов исследования при заболеваниях пародонта, так как позволяет определить наличие, характер, степень и распространенность патологических изменений в костной ткани челюстей.

Виды рентгенографии

1. Контактная внутриротовая рентгенограмма позволяет получить изображение 3-4 зубов на всем их протяжении и альвеолярной кости. Чтобы получить полную информацию о структуре альвеолярной кости у пациентов с заболеваниями пародонта, необходимо сделать 6-12 снимков.

2. Панорамная рентгенография относится к внеротовым методам. Она даёт увеличенное изображение челюсти в 1,5-2 раза и хорошо отображает структуру костной ткани. Недостатком является нечеткое изображение зоны моляров и невозможность получения изображения соотношения челюстей в состоянии окклюзии.

3. Ортопантомография относится к внеротовым. На одном снимке получают изображение обеих челюстей в состоянии окклюзии, тела челюсти, зубных рядов, полости носа, верхнечелюстных синусов. Дает полную информацию о состоянии губчатого вещества костной ткани и четко отображает изменения альвеолярной кости при заболеваниях пародонта. Однако степень увеличения изображения неодинакова в центральных и боковых отделах челюстей.

4. Трехмерная компьютерная томография – это современное рентгенологическое исследование. Для получения всесторонней диагностической информации возможны послойные срезы под любым углом. Метод используют чаще при постановке имплантатов, при заболеваниях ВНЧС, для оценки деструкции костной ткани.

При анализе рентгенограмм следует обращать внимание на форму, высоту, состояние верхушек межальвеолярных перегородок, степень минерализации губчатого вещества, состояние кортикального слоя и др.

Одним из ранних рентгенологических признаков является деструкция кортикального слоя в области вершин межальвеолярных перегородок, появление очагов остеопороза, изменение петлистости костных балок, тенденция к крупнопетлистому рисунку, расширение периодонтальной щели. В дальнейшем прогрессирование воспалительного процесса приводит к резорбции межальвеолярных перегородок, образованию костных карманов, при длительном гноетечении определяется секвестрация костной ткани.

Для пародонтоза характерны дистрофические процессы костной ткани (остеопороз; остеосклероз). Рентгенологически выявляются нарушение целостности кортикального слоя, равномерное снижение высоты межальвеолярных перегородок, горизонтальная резорбция альвеолярного отростка, мелкопетлистый рисунок костных балок, равномерное расширение периодонтальной щели, склерозирование полостей зубов, образование дентиклов, петрификатов, патологическая стираемость, гиперцементоз у верхушек корней.

Костный индекс Fush (1946) служит для определения степени атрофии альвеолярного отростка по данным рентгенографии и выражается в баллах от 4 до 0.

Критерии оценки индекса:

Отсутствие резорбции альвеолярного отростка или зуб удален по поводу осложненного кариеса – 4; резорбция кости до ⅓ длины корня (І степень) – 3; резорбция до ⅔ длины корня (ІІ степень) – 2; резорбция более ⅔ длины корня (ІІІ степень) – 1; отсутствие зуба, вызванное патологией пародонта – 0. Индекс вычисляют делением суммы баллов, полученной в результате обследования зубов без патологии пародонта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: