Люди приходят на коучинг по разным причинам, но есть нечто общее: некоторое расхождение между их мечтами и действительностью. Иногда расхождение невелико, и хватает одного-двух занятий коучингом. Например, руководитель хочет добиться более эффективной обратной связи с подчиненными. В настоящее же время или он обижает их, или же они не обращают на него внимания. Коуч прорабатывает проблему с клиентом, чтобы понять его намерения, его нынешнюю манеру обратной связи с подчиненными и причину того, почему его понимают неправильно. Потом, уже разобравшись, он находит различные способы научить клиента иной манере обратной связи. Дает клиенту задание сформировать обратную связь разными новыми способами и отметить результаты. На следующей неделе они обсуждают, в чем состояло различие, и что клиент понял.
Другие проблемы могут быть посложнее и требовать нескольких занятий, например, чтобы решить, в чем состоит главное разочарование в жизни или как решительным образом изменить ситуацию. Клиенту, продвигающемуся в развитии, возможно, понадобятся новые навыки, а также беседа о большей ответственности и о том, что она может значить в его жизни.
Что для одного — мелкое неудобство, для другого может быть полной катастрофой. В какой момент проблема разрастается до такой степени, что самому уже не справиться и приходится искать посторонней помощи? Пороги у всех разные. Допустимые пределы зависят от привычки, образа жизни и генетики. Некоторым достаточно небольшого беспокойства, чтобы ощутить дискомфорт, другие же будут терпеть и терпеть прежде, чем начнут принимать меры, чтобы исправить ситуацию.
Есть анекдот о двух лягушках. Одна скачет по дну глубокой колеи, оставленной трактором. Другая смотрит на это и кричит: «Эй! Что ты там делаешь? Здесь наверху куда лучше, и еды больше».
|
Первая поднимает голову: «Да мне никак не выбраться».
— Так давай, помогу, — предлагает вторая.
— Нет. Не нужно. Все в порядке. Мне здесь тоже еды хватает.
— Ну, ладно, — соглашается вторая. — Но наверху-то гораздо свободнее, есть где развернуться, можно поразведать чего-нибудь новенького.
— Мне и тут достаточно места.
— А как насчет пообщаться с собратьями?
— Сюда лягушки тоже запрыгивают, а нет — так я и покричать могу друзьям там, наверху.
Вторая лягушка пожимает плечами, сокрушенно вздыхает и упрыгивает прочь.
На следующий день обе встречаются на бортике колеи.
— Эй! — кричит вторая. — Я думала, ты там насовсем осталась, в этой колее. Тебе же вроде хорошо было. Что стряслось?
— Да грузовик поехал.
Так вот, одному, чтобы куда-нибудь передвинуться, нужен «грузовик». Другой может быть вполне удовлетворен и успешен, но тем не менее полагает, что «рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Такой пригласит коуча, чтобы выяснить, как стать еще счастливее и успешнее. Он хочет, может быть и будет лучшим в данный момент, да еще и не остановится на достигнутом.
Однако, какова бы ни была ситуация, клиент может явно или скрыто попросить коуча вернуть его в ту жизнь, какая у него была перед срывом. Другими словами, стоит только грузовику пройти, как колея вновь делается привлекательной. Коучу следует во что бы то ни стало избегать подобного искушения, иначе случится неприятность. Во-первых, это просто невозможно. Время нельзя повернуть вспять. Во-вторых, даже если бы вы и могли, клиент снова оказался бы открыт для той же самой проблемы. Попытка вернуть клиента назад в «любимую колею» может привести к эффекту Дня Сурка, когда одна и та же ситуация или проблема будет повторяться по кругу до бесконечности. Коучинг помогает людям выбрать новое направление, сделать шаги к счастью, а не заниматся бегом на месте, пусть привычным и удобным.
|
СЧАСТЬЕ
Коучинг — игра с высокой ставкой: счастьем. Человек приходит к коучу потому, что хочет быть просто счастливым или более счастливым. Ему хочется хорошей жизни с приятными впечатлениями, добрых отношений, работы, которая приносит радость и которой можно гордиться и зарабатывать деньги. Он хочет в полной мере наслаждаться жизнью. Видеть реализованными лучшие свои мечты и знать, что живет по самым высоким моральным устоям. Хочет, чтобы все его уважали, многие симпатизировали, некоторые любили.
В бизнес-коучинге ставки одинаково высоки для всех, вплоть до выживания самого бизнеса. Успешный бизнес приносит высокий доход, в нем приятно работать, он достигает поставленных целей и действует в соответствии со своими глубинными ценностями. Такой бизнес пользуется уважением на рынке. Чтобы преуспевать в бизнесе, человеку необходимо радоваться своей работе и быть к ней способным.
У счастья нет рецепта, с которым можно было бы пойти в специальную аптеку, отдать провизору и получить в виде пилюль или микстуры. Счастье — это не то, чем вы владеете, а то, чем и кем вы являетесь. Представление о счастье у каждого свое, и коуч не знает наперед, что именно могло бы сделать клиента счастливым. Впрочем, порой этого не ведает и сам клиент.
|
Существует интересное исследование, в котором предполагается, что более двух третей человечества не знает, как быть счастливым. В 1957 году в Соединенных Штатах Америки был учрежден научно-исследовательский проект, в рамках которого опросили множество людей, интересуясь, счастливы ли опрашиваемые тем, что имеют в жизни. Утвердительно ответили около трети. В 1992 году исследование повторили, и процент утвердительных ответов был тем же, невзирая на то, что жизненный уровень значительно вырос. Что это означает? Да всего лишь то, что этой трети известен секрет счастья: оно внутри нас. Оно зависит не от того, чем ты владеешь, а от того, кем являешься и какие чувства испытываешь. Ощущение счастья — это результат множества мелких, локальных «счастий», радости, испытываемой от множества жизненных мелочей, от той самой последовательности мелких решений, каждое из которых делает вас счастливее. Счастье — в повседневных деталях жизни.
Многие считают, что за счастьем нужно гнаться. Гнаться за очередным приобретением, чувством или человеком, и тогда почувствуешь себя счастливым. Это мираж. В самом слове заключен обман. Гонясь за счастьем, вы, таким образом, ставите его впереди. И оно начинает играть роль морковки перед мордой осла — вы все гонитесь за ним, а оно остается мучительно недостижимым. Невозможно гнаться за тем, что у тебя уже есть. Можно лишь быть счастливым здесь и сейчас.
Некоторые полагают, что быть счастливым эгоистично, что количество счастья в мире ограничено, и если ты обрел счастье, то кто-то при этом его лишился. Однако счастье доступно каждому. И единственный человек, до счастья которого вам есть дело — вы сами.
Насколько вы счастливы? Коучинг увеличивает самоосознание, выясняя, где вы находитесь, и отыскивая способы двигаться вперед. Один из таких способов — упражнения по самонаблюдению. Такие упражнения будут время от времени встречаться вам в этой книге.
Дайте себе труд задуматься над следующими вопросами. Не перескакивайте через них на следующую страницу. Ответы на них увеличивают ставки в игре под названием коучинг. Некоторые могут показаться простыми, но в коучинге часто задают простые вопросы. О качестве вопроса свидетельствует не его собственная сложность, а сложность раздумий, им вызванных.
Не следует слишком долго размышлять над ответом. Первая же мысль, пришедшая в голову, обычно бывает наиболее верной. Ответы запишите.
Счастье: самонаблюдение
• Что для вас означает быть счастливым?
• Вспомните какой-нибудь счастливый период (или момент) своей жизни. На что это было похоже?
ДОВЕРИЕ
Доверие является ключевым моментом взаимоотношений в коучинге. Но зачем доверять коучу? Зачем вообще доверять кому бы то ни было? Что должно произойти, чтобы вы стали доверять?
Доверие, как и счастье, — понятие абстрактное. Это не предмет, которым можно завладеть, а взаимоотношения, выстраиваемые людьми. Слово trust произошло от древнескандинавского traustr, что означало «сильный». Мы доверяем тому, что полагаем истинным. Доверяя кому-то, мы считаем этого человека настолько сильным, что можем опереться на него (метафорически, конечно), не опасаясь, что он ослабеет.
Доверие строится постепенно. Люди очень редко начинают доверять друг другу с первого взгляда, если только к тому нет какого-то чрезвычайно мощного побудительного стимула. Когда Арнольд Шварценеггер в «Терминаторе-2» протянул руку Саре Коннор, перед ней стоял выбор: довериться ему — по крайней мере, в тех обстоятельствах — либо погибнуть. Чаще доверие выстраивается со временем, с постоянными проверками в разных ситуациях.
Слово истина (по-английски truth) происходит из того же корня, что и доверие (trust), но к объективной истине отношения не имеет. Предположим, один человек говорит вам, что на улице светит солнце, а другой — что идет дождь. Вопрос доверия связан не с погодой, а с тем, кому из них вы верите. Если сами в окно выглянуть не можете, приходится верить кому-то на слово. Кому? Разумеется, тому, кто наиболее достоин доверия. Доверие необходимо тогда, когда у нас нет возможности самим удостовериться, что происходит.
Как строится доверие между коучем и клиентом? Во-первых, оно возникает из понимания себя. Если вы не знаете и не понимаете себя, своих пределов, целей и ценностей, то начнете доверять другому слишком быстро, поскольку хотите ему верить. Или же слишком сильно, поскольку ваши требования к его надежности будут занижены. В обоих случаях вас станут использовать.
С другой стороны, ваши критерии могут оказаться чрезмерно высоки: чтобы довериться другому, вы будете требовать невозможных проявлений смелости и разнообразных свершений. В этом случае вы останетесь в одиночестве и эмоциональной изоляции.
Доверие: самонаблюдение
Подумайте о ком-нибудь, кому доверяете.
• Почему вы решили ему (ей) доверять?
• Что он (она) сделал или не сделал?
«Какие основания (доказательства) вам понадобились прежде, чем вы начали доверять этому человеку?
• Через какое время вы поняли, что этому человеку можно доверять?
А теперь подумайте о ком-нибудь, кому не доверяете.
• Почему вы решили ему (ей) не доверять?
• Что он (она) сделал или не сделал?
• Через какое время вы поняли, что этому человеку доверять не стоит?
Мы часто говорим, что доверие нужно «заслужить, заработать». Однако доверие — не статья бухгалтерского учета, здесь нельзя сложить положительные стороны человека и вычесть негативные, чтобы посмотреть, сойдется ли баланс. Доверие — субстанция более тонкая и гибкая. Оно не подразумевает бескомпромиссности. Вместо того, чтобы абстрактно размышлять, заслуживает ли тот или иной человек доверия, полезнее прикинуть, насколько глубоко вы ему доверяете и в каком контексте. Можно абсолютно доверять другу в финансовых, но не в любовных делах. У меня (Андреа) была подруга, которая всегда оказывалась там и тогда, где и когда я более всего в ней нуждалась. Я чувствовала, что могу доверять ей во всем — кроме тех случаев, когда рядом был мой друг. Тогда она больше крутилась вокруг него.
Обычно мы оцениваем доверие по двум критериям. Первый — искренность, или субъективная правдивость. Об этом приходится судить по поведению человека. Соответствует ли его поведение внутренней глубине, внутренней честности по отношению к себе и другим? Действительно ли он искренен? Все ли обещания выполняет? Согласуются ли его слова с поступками и последователен ли он, говоря с разными людьми?
Второй аспект доверия — компетентность. Человек может быть искренним, но способен ли он выполнить обещанное?
Коуч, чтобы ему доверяли, должен быть искренним и компетентным. Он также должен быть эталоном тех качеств, которые стремится выявить в клиенте.
Эта глава посвящена пробуждению от сна и действиям. Сделать это можно с помощью коучинга. А применение его в жизни и работе — тема следующей главы.
РЕЗЮМЕ
Наши мечты формируют наши цели, а цели формируют нашу жизнь. Коуч помогает нам достичь целей.
Коуч вместе с клиентом борется за свободу:
• от обстоятельств, которых клиент не желает;
• для выбора того, что он желает.
Враги свободы — привычки, которые побуждают нас чувствовать себя комфортно в знакомой, обжитой колее. «Враги человеку домашние его» — среде, друзьям и семье свойственно укреплять наши привычки. Последовательность мелких решений может изменить нашу жизнь.
Коуч:
• покажет вам путь, по которому вы идете;
• укажет, в чем вы можете измениться;
• поддержит перемену.
Коучинг помогает бизнесу, поддерживая людей, которые в нем заняты.
Коучинг—один из самых рентабельных способов развить работников.
Коуча нанимают по различным причинам. Обычно потому, что в жизни что-то нарушилось. Коуч помогает решить проблему и двигаться дальше, ни в коем случае не давая возвращаться. Некоторые приходят на коучинг, потому что хотят быть еще более счастливыми.
Коучинг — средство помочь людям стать счастливыми.
Счастливым хочет быть каждый, но многие не знают, как.
Важная часть коучинга — увеличить самоосознание клиента.
Клиент должен доверять коучу.
Доверие строится не сразу.
Чтобы заслуживать доверия, коуч должен быть искренним и компетентным.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Если хотите понять — действуйте. Вот несколько способов опробовать идеи, представленные в этой главе. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.
1. Выберите фотографию в возрасте 5—12 лет, где вы себе нравитесь. Припомните то хорошее, что вы тогда умели делать, например, играть, собирать паззлы, бегать, собирать модели самолетов, писать рассказы. Визуализируйте себя делающим это.
Теперь спросите себя: «Что все это значило для меня, и как я могу привнести максимум оттуда в мою нынешнюю жизнь?»
2. Начните каждое утро в течение 10 минут что-нибудь писать: не серьезный труд, а так, для «разгрузки мозга». Не нужно пытаться выдать что-то значительное, просто набросайте страничку, о чем хотите. Именно пишите, ручкой по бумаге, а не печатайте на машинке и не набирайте на компьютере, потому что через руку, держащую ручку, мозг «соединяется» непосредственно с бумагой. Такие записи — эквивалент размышления вслух, проверка мыслей на значимость. Несколько минут, которые на это потребуются, очистят ваше мышление и даже могут усилить интуицию. Купите себе специальный блокнот. Сделайте эти записи привычкой. Как минимум три месяца пишите каждый день. Вам вернется сторицей.
3. Посмотрите на видео фильм «Счастливчик Хэл».
Что, по-вашему, делает Хэла счастливым? Что делает счастливой героиню Гвинет Пэлтроу?
4. Многие думают, будто нужно много денег, чтобы жить «как миллионер», но вы такие считаете. Вам ни к чему 20 каких-то вещей или понятий, чтобы быть счастливым, достаточно одного, но очень хорошего, того, что вы любите. Определите, что из нижеперечисленного доставляет вам наибольшее удовольствие:
сон
еда
досуг
одежда
и удостоверьтесь, что у вас и так есть лучшее из того, что вы можете себе позволить, например — хороший матрац для сна. Причем он не должен быть дорогим. Не должна быть дорогой и хорошая пища. Ведь в дорогих ресторанах вы платите, главным образом за обстановку. Платите за такой досуг, который действительно доставляет вам удовольствие. Красивая и удобная одежда тоже не должна быть дорогой. Мы нередко платим всего лишь за имидж, этикетку, которую присваивают определенному бренду. Покупайте лучшее из того, что позволяют вам ваши финансы. Вы можете быть одеты удобнее и лучше, чем многие миллионеры.
5. Подумайте о проблеме, которая стоит пред вами на данный момент, в том ключе, что вы так ничего и не предпринимаете. Теперь подумайте о ней же, но уже в плане того, что предприняли «реальное действие» для ее решения. Что в этой проблеме важно?
Что это говорит вам о ваших способностях справляться с проблемами?
6. Всякий раз, обдумывая то или иное решение, спрашивайте себя: «Приведет ли оно к большему или меньшему счастью?»
ГЛАВА 2