ПОЧЕМУ ЛЮДИ НУЖДАЮТСЯ В КОУЧИНГЕ?




Люди приходят на коучинг по разным причинам, но есть нечто общее: некоторое расхождение между их мечтами и действительностью. Иногда расхождение невелико, и хва­тает одного-двух занятий коучингом. Например, руково­дитель хочет добиться более эффективной обратной связи с подчиненными. В настоящее же время или он обижает их, или же они не обращают на него внимания. Коуч прорабаты­вает проблему с клиентом, чтобы понять его намерения, его нынешнюю манеру обратной связи с подчиненными и при­чину того, почему его понимают неправильно. Потом, уже ра­зобравшись, он находит различные способы научить клиента иной манере обратной связи. Дает клиенту задание сформи­ровать обратную связь разными новыми способами и отме­тить результаты. На следующей неделе они обсуждают, в чем состояло различие, и что клиент понял.

Другие проблемы могут быть посложнее и требовать нескольких занятий, например, чтобы решить, в чем сос­тоит главное разочарование в жизни или как решительным образом изменить ситуацию. Клиенту, продвигающемуся в развитии, возможно, понадобятся новые навыки, а также беседа о большей ответственности и о том, что она может значить в его жизни.

Что для одного — мелкое неудобство, для другого может быть полной катастрофой. В какой момент проблема раз­растается до такой степени, что самому уже не справиться и приходится искать посторонней помощи? Пороги у всех разные. Допустимые пределы зависят от привычки, образа жизни и генетики. Некоторым достаточно небольшого беспокойства, чтобы ощутить дискомфорт, другие же бу­дут терпеть и терпеть прежде, чем начнут принимать меры, чтобы исправить ситуацию.

Есть анекдот о двух лягушках. Одна скачет по дну глубокой колеи, оставленной трактором. Другая смотрит на это и кри­чит: «Эй! Что ты там делаешь? Здесь наверху куда лучше, и еды больше».

Первая поднимает голову: «Да мне никак не выбраться».

— Так давай, помогу, — предлагает вторая.

— Нет. Не нужно. Все в порядке. Мне здесь тоже еды хватает.

— Ну, ладно, — соглашается вторая. — Но наверху-то гораздо свободнее, есть где развернуться, можно поразве­дать чего-нибудь новенького.

— Мне и тут достаточно места.

— А как насчет пообщаться с собратьями?

— Сюда лягушки тоже запрыгивают, а нет — так я и покри­чать могу друзьям там, наверху.

Вторая лягушка пожимает плечами, сокрушенно взды­хает и упрыгивает прочь.

На следующий день обе встречаются на бортике колеи.

— Эй! — кричит вторая. — Я думала, ты там насовсем оста­лась, в этой колее. Тебе же вроде хорошо было. Что стряслось?

— Да грузовик поехал.

Так вот, одному, чтобы куда-нибудь передвинуться, нужен «грузовик». Другой может быть вполне удовлетворен и успе­шен, но тем не менее полагает, что «рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Такой пригласит коуча, чтобы вы­яснить, как стать еще счастливее и успешнее. Он хочет, мо­жет быть и будет лучшим в данный момент, да еще и не ос­тановится на достигнутом.

Однако, какова бы ни была ситуация, клиент может яв­но или скрыто попросить коуча вернуть его в ту жизнь, ка­кая у него была перед срывом. Другими словами, стоит толь­ко грузовику пройти, как колея вновь делается привлекатель­ной. Коучу следует во что бы то ни стало избегать подобного искушения, иначе случится неприятность. Во-первых, это просто невозможно. Время нельзя повернуть вспять. Во-вто­рых, даже если бы вы и могли, клиент снова оказался бы отк­рыт для той же самой проблемы. Попытка вернуть клиента на­зад в «любимую колею» может привести к эффекту Дня Сурка, когда одна и та же ситуация или проблема будет повторяться по кругу до бесконечности. Коучинг помогает людям выбрать новое направление, сделать шаги к счастью, а не заниматся бе­гом на месте, пусть привычным и удобным.

СЧАСТЬЕ

Коучинг — игра с высокой ставкой: счастьем. Человек приходит к коучу потому, что хочет быть просто счастливым или более счастливым. Ему хочется хорошей жизни с прият­ными впечатлениями, добрых отношений, работы, которая приносит радость и которой можно гордиться и зарабаты­вать деньги. Он хочет в полной мере наслаждаться жизнью. Видеть реализованными лучшие свои мечты и знать, что живет по самым высоким моральным устоям. Хочет, что­бы все его уважали, многие симпатизировали, некоторые любили.

В бизнес-коучинге ставки одинаково высоки для всех, вплоть до выживания самого бизнеса. Успешный бизнес приносит высокий доход, в нем приятно работать, он дости­гает поставленных целей и действует в соответствии со свои­ми глубинными ценностями. Такой бизнес пользуется ува­жением на рынке. Чтобы преуспевать в бизнесе, человеку не­обходимо радоваться своей работе и быть к ней способным.

У счастья нет рецепта, с которым можно было бы пойти в специальную аптеку, отдать провизору и получить в виде пилюль или микстуры. Счастье — это не то, чем вы владеете, а то, чем и кем вы являетесь. Представление о счастье у каж­дого свое, и коуч не знает наперед, что именно могло бы сде­лать клиента счастливым. Впрочем, порой этого не ведает и сам клиент.

Существует интересное исследование, в котором пред­полагается, что более двух третей человечества не знает, как быть счастливым. В 1957 году в Соединенных Штатах Америки был учрежден научно-исследовательский проект, в рамках которого опросили множество людей, интересу­ясь, счастливы ли опрашиваемые тем, что имеют в жизни. Утвердительно ответили около трети. В 1992 году исследова­ние повторили, и процент утвердительных ответов был тем же, невзирая на то, что жизненный уровень значительно вы­рос. Что это означает? Да всего лишь то, что этой трети известен секрет счастья: оно внутри нас. Оно зависит не от то­го, чем ты владеешь, а от того, кем являешься и какие чувства испытываешь. Ощущение счастья — это результат множества мелких, локальных «счастий», радости, испытыва­емой от множества жизненных мелочей, от той самой после­довательности мелких решений, каждое из которых делает вас счастливее. Счастье — в повседневных деталях жизни.

Многие считают, что за счастьем нужно гнаться. Гнаться за очередным приобретением, чувством или человеком, и тогда почувствуешь себя счастливым. Это мираж. В самом слове заключен обман. Гонясь за счастьем, вы, таким образом, ставите его впереди. И оно начинает играть роль морковки перед мордой осла — вы все гонитесь за ним, а оно остает­ся мучительно недостижимым. Невозможно гнаться за тем, что у тебя уже есть. Можно лишь быть счастливым здесь и сейчас.

Некоторые полагают, что быть счастливым эгоистично, что количество счастья в мире ограничено, и если ты обрел счастье, то кто-то при этом его лишился. Однако счастье доступно каждому. И единственный человек, до счастья ко­торого вам есть дело — вы сами.

Насколько вы счастливы? Коучинг увеличивает само­осознание, выясняя, где вы находитесь, и отыскивая спосо­бы двигаться вперед. Один из таких способов — упражнения по самонаблюдению. Такие упражнения будут время от вре­мени встречаться вам в этой книге.

Дайте себе труд задуматься над следующими вопросами. Не перескакивайте через них на следующую страницу. Отве­ты на них увеличивают ставки в игре под названием коу­чинг. Некоторые могут показаться простыми, но в коучинге часто задают простые вопросы. О качестве вопроса свиде­тельствует не его собственная сложность, а сложность разду­мий, им вызванных.

Не следует слишком долго размышлять над ответом. Пер­вая же мысль, пришедшая в голову, обычно бывает наиболее верной. Ответы запишите.

Счастье: самонаблюдение

Что для вас означает быть счастливым?

Вспомните какой-нибудь счастливый период (или мо­мент) своей жизни. На что это было похоже?

ДОВЕРИЕ

Доверие является ключевым моментом взаимоотношений в коучинге. Но зачем доверять коучу? Зачем вообще доверять кому бы то ни было? Что должно произойти, чтобы вы стали доверять?

Доверие, как и счастье, — понятие абстрактное. Это не предмет, которым можно завладеть, а взаимоотношения, выстраиваемые людьми. Слово trust произошло от древнес­кандинавского traustr, что означало «сильный». Мы доверяем тому, что полагаем истинным. Доверяя кому-то, мы считаем этого человека настолько сильным, что можем опереться на него (метафорически, конечно), не опасаясь, что он ослабеет.

Доверие строится постепенно. Люди очень редко начина­ют доверять друг другу с первого взгляда, если только к тому нет какого-то чрезвычайно мощного побудительного стиму­ла. Когда Арнольд Шварценеггер в «Терминаторе-2» протя­нул руку Саре Коннор, перед ней стоял выбор: довериться ему — по крайней мере, в тех обстоятельствах — либо погиб­нуть. Чаще доверие выстраивается со временем, с постоянны­ми проверками в разных ситуациях.

Слово истина (по-английски truth) происходит из того же корня, что и доверие (trust), но к объективной истине отноше­ния не имеет. Предположим, один человек говорит вам, что на улице светит солнце, а другой — что идет дождь. Вопрос дове­рия связан не с погодой, а с тем, кому из них вы верите. Если сами в окно выглянуть не можете, приходится верить кому-то на слово. Кому? Разумеется, тому, кто наиболее достоин дове­рия. Доверие необходимо тогда, когда у нас нет возможности самим удостовериться, что происходит.

Как строится доверие между коучем и клиентом? Во-пер­вых, оно возникает из понимания себя. Если вы не знаете и не понимаете себя, своих пределов, целей и ценностей, то начне­те доверять другому слишком быстро, поскольку хотите ему верить. Или же слишком сильно, поскольку ваши требования к его надежности будут занижены. В обоих случаях вас станут использовать.

С другой стороны, ваши критерии могут оказаться чрез­мерно высоки: чтобы довериться другому, вы будете требовать невозможных проявлений смелости и разнообразных сверше­ний. В этом случае вы останетесь в одиночестве и эмоцио­нальной изоляции.

Доверие: самонаблюдение

Подумайте о ком-нибудь, кому доверяете.

Почему вы решили ему (ей) доверять?

Что он (она) сделал или не сделал?

«Какие основания (доказательства) вам понадобились преж­де, чем вы начали доверять этому человеку?

Через какое время вы поняли, что этому человеку можно до­верять?

А теперь подумайте о ком-нибудь, кому не доверяете.

• Почему вы решили ему (ей) не доверять?

• Что он (она) сделал или не сделал?

Через какое время вы поняли, что этому человеку доверять не стоит?

Мы часто говорим, что доверие нужно «заслужить, зара­ботать». Однако доверие — не статья бухгалтерского учета, здесь нельзя сложить положительные стороны человека и вычесть негативные, чтобы посмотреть, сойдется ли баланс. Доверие — субстанция более тонкая и гибкая. Оно не подра­зумевает бескомпромиссности. Вместо того, чтобы абстра­ктно размышлять, заслуживает ли тот или иной человек до­верия, полезнее прикинуть, насколько глубоко вы ему дове­ряете и в каком контексте. Можно абсолютно доверять другу в финансовых, но не в любовных делах. У меня (Андреа) была подруга, которая всегда оказывалась там и тогда, где и когда я более всего в ней нуждалась. Я чувствовала, что могу доверять ей во всем — кроме тех случаев, когда рядом был мой друг. Тогда она больше крутилась вокруг него.

Обычно мы оцениваем доверие по двум критериям. Пер­вый — искренность, или субъективная правдивость. Об этом приходится судить по поведению человека. Соответствует ли его поведение внутренней глубине, внутренней честности по отношению к себе и другим? Действительно ли он искренен? Все ли обещания выполняет? Согласуются ли его слова с по­ступками и последователен ли он, говоря с разными людьми?

Второй аспект доверия — компетентность. Человек может быть искренним, но способен ли он выполнить обещанное?

Коуч, чтобы ему доверяли, должен быть искренним и ком­петентным. Он также должен быть эталоном тех качеств, ко­торые стремится выявить в клиенте.

Эта глава посвящена пробуждению от сна и действиям. Сделать это можно с помощью коучинга. А применение его в жизни и работе — тема следующей главы.

РЕЗЮМЕ

Наши мечты формируют наши цели, а цели формируют нашу жизнь. Коуч помогает нам достичь целей.

Коуч вместе с клиентом борется за свободу:

от обстоятельств, которых клиент не желает;

• для выбора того, что он желает.

Враги свободы — привычки, которые побуждают нас чувствовать себя комфортно в знакомой, обжитой колее. «Враги человеку до­машние его»среде, друзьям и семье свойственно укреплять на­ши привычки. Последовательность мелких решений может изме­нить нашу жизнь.

Коуч:

покажет вам путь, по которому вы идете;

укажет, в чем вы можете измениться;

• поддержит перемену.

Коучинг помогает бизнесу, поддерживая людей, которые в нем заняты.

Коучинг—один из самых рентабельных способов развить работников.

Коуча нанимают по различным причинам. Обычно потому, что в жизни что-то нарушилось. Коуч помогает решить проблему и двигаться дальше, ни в коем случае не давая возвращаться. Некоторые приходят на коучинг, потому что хотят быть еще более счастливыми.

Коучинг — средство помочь людям стать счастливыми.

Счастливым хочет быть каждый, но многие не знают, как.

Важная часть коучинга — увеличить самоосознание клиента.

Клиент должен доверять коучу.

Доверие строится не сразу.

Чтобы заслуживать доверия, коуч должен быть искренним и ком­петентным.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Если хотите понять — действуйте. Вот несколько способов опро­бовать идеи, представленные в этой главе. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.

1. Выберите фотографию в возрасте 5—12 лет, где вы себе нравитесь. Припомните то хорошее, что вы тогда умели де­лать, например, играть, собирать паззлы, бегать, собирать модели самолетов, писать рассказы. Визуализируйте себя делающим это.

Теперь спросите себя: «Что все это значило для меня, и как я могу привнести максимум оттуда в мою нынешнюю жизнь?»

2. Начните каждое утро в течение 10 минут что-нибудь писать: не серьезный труд, а так, для «разгрузки мозга». Не нужно пытаться выдать что-то значительное, просто набросайте страничку, о чем хотите. Именно пишите, ручкой по бумаге, а не печатайте на машинке и не набирайте на компьютере, по­тому что через руку, держащую ручку, мозг «соединяется» непосредственно с бумагой. Такие записи — эквивалент раз­мышления вслух, проверка мыслей на значимость. Несколь­ко минут, которые на это потребуются, очистят ваше мышле­ние и даже могут усилить интуицию. Купите себе специальный блокнот. Сделайте эти записи привычкой. Как минимум три месяца пишите каждый день. Вам вернется сторицей.

3. Посмотрите на видео фильм «Счастливчик Хэл».

Что, по-вашему, делает Хэла счастливым? Что делает счастли­вой героиню Гвинет Пэлтроу?

4. Многие думают, будто нужно много денег, чтобы жить «как мил­лионер», но вы такие считаете. Вам ни к чему 20 каких-то вещей или понятий, чтобы быть счастливым, достаточно одного, но очень хорошего, того, что вы любите. Определите, что из ниже­перечисленного доставляет вам наибольшее удовольствие:

сон

еда

досуг

одежда

и удостоверьтесь, что у вас и так есть лучшее из того, что вы мо­жете себе позволить, например — хороший матрац для сна. Причем он не должен быть дорогим. Не должна быть дорогой и хорошая пища. Ведь в дорогих ресторанах вы платите, главным образом за обстановку. Платите за такой досуг, который действительно доставляет вам удовольствие. Красивая и удоб­ная одежда тоже не должна быть дорогой. Мы нередко платим всего лишь за имидж, этикетку, которую присваивают опреде­ленному бренду. Покупайте лучшее из того, что позволяют вам ваши финансы. Вы можете быть одеты удобнее и лучше, чем многие миллионеры.

5. Подумайте о проблеме, которая стоит пред вами на данный мо­мент, в том ключе, что вы так ничего и не предпринимаете. Теперь подумайте о ней же, но уже в плане того, что предприня­ли «реальное действие» для ее решения. Что в этой проблеме важно?

Что это говорит вам о ваших способностях справляться с проб­лемами?

6. Всякий раз, обдумывая то или иное решение, спрашивайте се­бя: «Приведет ли оно к большему или меньшему счастью?»

ГЛАВА 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: