Цель — мечта с ногами. Что это означает? Цели — это то, что ведет нас вперед. Они — то, к чему мы стремимся. Почему мы по утрам просто встаем с кровати?
Потому, что чего-то хотим. Это может быть что-то вполне тривиальное, например, позавтракать; а может быть величественное, например, поработать на благо всего человечества или отдельного человека. Цели — основа коучинга. Коучинг помогает клиенту ясно сформулировать, чего он хочет, возмечтать о хорошем, снабдить эти мечты ногами и вместе с ними пуститься в путь.
Мы всегда к чему-то движемся. От нынешнего состояния к желаемому. В тот момент, когда мы ощущаем неудовлетворенность тем, что имеем, мы уже начинаем двигаться к чему-то лучшему. Один человек от другого отличается желаниями. У одного есть все мыслимое благосостояние, а он все же недоволен. Другой живет очень просто, но вполне удовлетворен. Наши цели так же уникальны, как отпечатки пальцев.
Противоположностью постановки цели является обдумывание проблемы. Оно сосредоточивается на плохом, на ошибке, на негативном. Многие блуждают и теряются в лабиринте проблем, выясняя историю, цену и последствия проблем, а также ее виновника. Постановка же цели переводит вопрос из плоскости «Что у нас случилось плохого?» в плоскость «Чего я хочу?», ведя вас вперед структурированным способом.
Коуч помогает клиенту анализировать настоящее и проектировать будущее. Он ведет клиента из той точки, где тот находится, туда, где он хочет быть, предоставляя ему для этого путешествия широкий выбор и большие ресурсы.
Цели при этом бывают двух различных типов:
4 Конечная цель: пункт вашего назначения, куда вы направляетесь.
4 Промежуточная цель: само путешествие, как именно вы намерены добираться до пункта назначения. Когда вы составляете план достижения конечной цели, он включит в себя множество более мелких целей, и они-то и составят ваше путешествие.
|
СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ
Нынешнее Положение | Путешествие | Желаемое положение (Конечная цель) |
(Промежуточная цель) |
Цель, которую вы ставите, должна быть достойной, заслуживать ваших усилий. Должна отражать ваши ценности, иначе зачем вообще это делать? Есть семь золотых правил постановки цели, очень полезных для постановки собственных целей и для помощи другим в постановке их целей. Эти правила относятся как к профессиональным и личным целям, так и к целям для компаний.
Цели формулируются в позитивных выражениях
Любую конечную цель следует формулировать в позитивных выражениях — в них должно содержаться то, чего вы хотите, а не то, чего не хотите или стремитесь избежать. Многие клиенты понимают, что в их жизни что-то не так, и хотят уйти от этого. Они точно скажут, чего не хотят. Но постановка негативной цели напоминает хождение по магазинам со списком ненужных вам вещей.
Могущество постановки цели состоит в том, что на ней сосредоточиваются ваше внимание и ваши мысли. Если задаваемая цель сформулирована негативно, то ваше внимание концентрируется на том, чего вы не хотите. Подсознание не понимает отрицаний. Например, вы решаете и формулируете цель «не тратить денег попусту». Подсознание, не воспринимающее этого «не», отбрасывает его, и вот ваши мысли уже поглощены представлением, как вы «тратите деньги». Если вы задаете цель не курить, ваше внимание закрепляется как раз на курении. Гораздо лучше вместо этого представлять себе что-нибудь позитивное на ту же тему, в приведенных случаях — как вы зарабатываете деньги, как успокаиваетесь и улучшаете здоровье.
|
Это золотое правило относится только к конечной цели, другими словами, к «пункту назначения». Он должен быть позитивным, чем-то, к чему вы двигаетесь. А вот промежуточная цель — как вы туда добираетесь — вполне может иметь некоторые негативы. Ведь фактически достичь цели означает от чего-то отказаться. От чего именно, мы поговорим, когда дойдем до составления плана действий (стр. 53).
Ключевые вопросы, задаваемые клиенту в соответствии с первым золотым правилом:
- Чего вы хотите?
- Чего вы хотите вместо этого?
- Что для вас предпочтительнее?
Будьте конкретны
Формулируйте конечную цель, которая является пунктом назначения, как можно конкретнее. С некоторыми целями это легко, например, приобрести новый компьютер, новый автомобиль, новый дом. С абстрактными же или нематериальными целями куда труднее. Нелегко дать точное определение, когда вам нужно с кем-то улучшить отношения или укрепить веру в себя. Ставя такие абстрактные цели, следует конкретизировать какое-нибудь свидетельство понагляднее, которое даст вам понять, что цель достигнута. Например, если цель — укрепить веру в себя, скажите себе, что сможете после обеда произнести 10-минутную речь, не просыпаясь предыдущей ночью в холодном поту, не вертясь с боку на бок и не тараща глаза в темноту в мучительной бессоннице. И не забудьте: речь ваша должна быть признана сносной, по крайней мере, двумя свидетелями, которые поклянутся сообщить вам правду, одну только правду и ничего, кроме правды.
|
При постановке конкретных конечных целей, где результат можно пощупать — например, «хочу новую машину» — давайте этому результату достаточно точное описание, но в разумных пределах. Не будьте слишком взыскательны. Взыскательный человек не только тонет в подробностях, но и никогда не удовлетворится чем-то меньшим.
Коуч работает с долгосрочными целями клиента, а в долгосрочных целях не очень-то разбежишься с конкретностью. Будущее невозможно пришпилить булавкой, как бабочку в витрине. Вот чем ближе цели, тем с конкретикой лучше. Тут вы уже можете сказать, когда, где и с кем их достигнете.
С абстрактными целями, типа «я хочу укрепить веру в себя», где вера — абстрактное качество, не пытайтесь конкретизировать конечный результат, вместо этого определите, что хотите увидеть, услышать и почувствовать — свидетельство, которое даст вам понять, что цель достигнута.
Единственное, что следует конкретизировать всегда — время:
- Сколько времени займет цель?
- Когда вы хотите достичь цели?
- Сколько времени потребуется для достижения этой цели?
Это относится и к процессу путешествия, и к пункту назначения. От продолжительности путешествия зависит момент прибытия в желаемый пункт назначения.
Ключевые вопросы: