МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 36» Г. СЫКТЫВКАРА




ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 36» Г. СЫКТЫВКАРА

 

 

Сыктывкар, 2022г.

Оглавление

I. Целевой раздел. 5

1.1. Пояснительная записка. 5

1.1.1. Цели и задачи Программы.. 6

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.. 8

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в образовательной организации 10

1.1.4. Планируемые результаты освоения программы. 13

1.1.5.Организация работы в летний период. 21

II. Содержательный раздел. 22

2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми с 1-2 лет (первая группа раннего возраста) 22

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 26

2.2.1. Ранний возраст (2-3 года) 27

2.2.2. Дошкольный возраст (3-8 лет) 30

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 33

2.3.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 33

2.3.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.. 35

2.4.Описание образовательной деятельности по направлению деятельности - этнокультурное образование. 38

2.4.Описание образовательной деятельности по направлению деятельности - социально – личностное развитие. 44

2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы.. 49

2.7. Содержание по дополнительному образованию в МАДОУ.. 54

2.8. Организация коррекционной работы.. 54

2.9.Взаимодействие детского сада с семьей. 55

Ш. Организационный раздел. 59

3.1.Организация жизнедеятельности воспитанников. 59

3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 67

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 69

3.4. Условия реализации Программы. 69

3.4.1.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей. 69

3.4.2. Обеспеченность учебно-методическими материалами. 74

3.4.3. Особенности построения предметно-пространственной среды.. 78

3.4.4. Кадровые условия реализации Программы.. 80

3.4.5. Финансовые условия реализации Программы.. 81

3.4.6. Взаимодействие МАДОУ с социумом.. 84

3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. 86

3.5. Краткая презентация Программы.. 86

Приложение. 91

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

· с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

· с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

· с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

· с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана основная образовательная программа МАДОУ (далее – Программа).

По своему организационно-управленческому статусу Программа реализует принципы Стандарта и обладает модульной структурой.

Программа раскрывает модель образовательного процесса в МАДОУ с учетом возрастных нормативов развития, определяет структуру и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности (игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями).

Содержательный раздел Программы включает описание работы по этнокультурному образованию обеспечивающей учет национальных ценностей и традиций в образовании, в процессе приобщения ребенка к национальной культуре Республики Коми, и социально – личностному развитию дошкольников, формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, качеств.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.

Программа также содержит систему оценивания достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной образовательной программы МАДОУ. Система оценивания качества реализации Программы МАДОУ направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

 

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 36» г. Сыктывкара (далее по тексту Программа) разработана в соответствии федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО, Стандарт) и с учетом Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой). Программа является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание и организацию образовательной деятельности МАДОУ.

Программа регулируется следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Законом «Об образовании»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • Устава МАДОУ «Детский сад № 36» г. Сыктывкара
  • Лицензией на право ведения образовательной деятельности от 14 июля 2015г. № 954 - Д.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МАДОУ.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

- нормативно-правовой базы МАДОУ,

- образовательного запроса родителей,

- видовой структуры групп.

 

Цели и задачи Программы

Руководствуясь положениями Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) педагоги считают главной целью в реализации Программы – проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

§ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;

§ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;

§ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

§ формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
§ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;

§ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;

§ обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи, обозначенные в Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 ( стр.8-9)

Часть формируемая участниками образовательных отношений представлена программами:

- по этнокультурному образованию рабочей программой «Краеведение».

Приоритетная цель:

- приобщение детей к этнокультурным ценностям.

- по социально – личностному развитию программой «Я, ты, мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.)

Приоритетная цель:

- воспитание свободного и ответственного гражданина, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим; способным на собственный выбор и с пониманием, воспринимающим мнения и предпочтения окружающих; владеющего навыками социального поведения и общения с другими людьми.

- по социально – личностному развитию рабочей программой «Скоро в школу»

Приоритетная цель:

- развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

В соответствии с приоритетной целью Программы и с учетом содержания:

1. Рабочей программы «Краеведение» выделяются следующие задачи: этнокультурного образования: воспитание любви к родному краю через приобщение к национальным и культурным традициям коми народа (национальный язык, обычаи и традиции).

2. Программы «Я, ты, мы» (Князева О.Л., Стеркина Р.Б.) выделяются следующие задачи социально – эмоционального развития: осознание ребенком своих характерных особенностей и предпочтений, освоение культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми.

3. Рабочей программой «Скоро в школу» выделяются следующие задачи: развитие мотивационной, интеллектуально – речевой (мышление, память, внимание, речь), эмоционально – волевой (эмоции, чувства, развитие произвольного поведения) сферы, мелкой моторики рук.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: