Методы поддержки и развития детской инициативы, самостоятельности в образовательном процессе по краеведению




В организованной образовательной деятельности по краеведению:

- Создание проблемной ситуации- постановка проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения - Через внесение предметов, запускающих инициативу; - Через удивление необычным - Через внесение предложений (оформить выставку, провести интервью, собрать коллекцию, составить книгу) Метод творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствующие: -накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение; -рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие; -моделированию явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем Виды творческих заданий: - на моделирование ситуаций (схемы: условия для вы­пуска бумаги, схемы - цепочки измене­ний в связи постройкой ЛПК, развития с. Слобода в связи постройкой ЛПК (большие дома, школы, больницы, д/с, дом культуры, дворец спорта, магази­ны), добыча подземных ископаемых, герб РК, как же люди передвигались по всей обширной территории Коми земли?) -интерактивные игры- задания («Выбери профессии людей в прошлом и настоящем», «Засели животных» (тайга, тундра), «Выбери национальную одежду коми»)

2.5.Описание образовательной деятельности по направлению деятельности - социально – личностное развитие.

Большая роль в работе с детьми в МАДОУ отводится социально – личностному развитию детей: становлению базовых свойств его личности - самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Особое внимание в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, уделяется реализации принципов, заложенных в ФГОС ДО, примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой:

· Поддержка разнообразия детства. Образовательная деятельность выстраивается с учетом социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

· Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

Этот принцип реализуется в организованной образовательной деятельности и в режиме дня в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, театрализованной с использованием содержания программы «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

Содержание образовательной деятельности по социально – эмоциональному развитию в ОО «Социально – коммуникативное развитие» осуществляется на основе программы «Я, ты, мы» с детьми 3-6 лет.

Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

Во второй младшей, в средней и старшей возрастных группах введены отдельные занятия по социально-эмоциональному развитию.

Содержание психолого-педагогической работы по социально – эмоциональному развитию по возрастным группам и направлениям развития с использованием содержания программы «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Москва. Просвещение, 2005.

Таблица 10. Методы социально-эмоционального развития

Циклы организованной образовательной деятельности, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели НОД, времени проведения меняется его форма
Беседы используются в качестве словесного метода с детьми на разные темы: «Что тебе нравится?», «Что бы ты сделал для своего друга?», «Как вести себя в гостях?» и др.
Игры– в игре ребенок не просто воспроизводит различные ситуации из реальной жизни, но и, беря на себя роль, вживается в них, экс­периментирует, прогнозирует. Игра для ребенка одновременно театр и лаборатория, где можно исследовать окружающий мир и искренне переживать его проблемы. Играя, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Сказки, стихи, рассказы – художественная литература отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах, осмысливается жизнь, проявляются определенные симпатии, антипатии к изображаемой действительности. Тем самым облегчает ребенку понимание реальных жизненных отношений и вместе с тем формирует отношение к жизни.
Праздники, развлечения – обогащают детей положительными эмоциями.
Театрализованная деятельность– обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создает все условия, в которых каждый ребенок может передать свои эмоции и чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь зрителей. Ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром – через образы, краски, звуки, музыку
Художественное творчество –произведения искусства заставляют волноваться и сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, которые легко усваиваются.

 

Таблица 11. Содержание образовательной деятельности в ОО «Социально - коммуникативное развитие» с использованием содержания программы «Я, ты, мы»

О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Москва.: Просвещение, 2005.

Задачи по ПООП «От рождения до школы» Расширение задач с использованием содержания программы «Я, ты, мы»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
3-4 года
Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Помочь ребенку постепенно открыть, чем он похож на других людей и в то же время чем от них отличается: особенности внешности, предпочтения в цвете глаз и волос, одежде, еде, играх, занятиях и пр. Знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем: языком эмоций: радость и грусть, спокойствие, страх. Учить самостоятельно устанавливать новые контакты.
4-5 лет
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. По внешности человека о нем можно многое узнать. Это и возраст, и личная привлекательность (непривлекательность), и род занятий, и место проживания. Определяется это прежде всего по одежде и чертам лица. Как изменится восприятие человека, если он переоденется, загримируется, наденет (снимет) очки, улыбнется или нахмурится? Иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, Знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Учить выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Учить соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регу­ляторами (уступить, догово­риться, соблюдать очеред­ность, извиниться и др.) Знакомство детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др.
5-6 лет
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д Формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей и взрослых. Учить распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию. Знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Знакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе. Здесь предполагается обучить детей анализировать с этих позиций себя и своих знакомых, обсудить с детьми такие качества, как лживость — правдивость, внимательность — равнодушие, смелость — трусость, доброта — жадность и их роль в дружбе. Обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Воспитатель помогает им понять, что дружба дает радость общения, и надо уметь доставлять эту радость другому: вовремя поздравить с каким-нибудь праздником или днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу или просто проявить внимание, сказав хорошие добрые слова.

Таблица 12. Особенности образовательной деятельности по социально – личностному развитию

в режиме дня

Виды деятельности Формы работы с детьми в режиме дня
Игровая · Игры-драматизации, режиссерские игры · Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Театр», «Кафе» и др. · Дидактические игры
Коммуникативная
  • Обсуждение проблемных ситуаций (Что такое хорошо? Как порадовать друга? и др.)
  • Вечерние или утренние ситуативные разговоры с ребенком о любимой игрушке, о нормах и культуре поведения, рассказ ребенка о событиях сегодняшнего дня (с использованием приема «Телефонный разговор»)
  • Придумывание творческих рассказов по игрушкам, иллюстрациям художников. Детское сочинительство (загадки, рифмовки, сказки)
Восприятие художественной литературы · Рассматривание и обсуждение художественных книг, сюжетных картинок, иллюстраций к сказкам, рассказам, стихотворениям · Слушание записей по сказкам, стихотворениям, рассказам · Чтение художественной литературы · Театры и инсценировки по прочитанному (театр картинок, игрушек, пальчиковых и др.) · Драматизация произведений
Двигательная
  • Подвижные игры
  • Физкультурные занятия (сюжетные)
Изобразительная
  • Ознакомление детей искусством
  • Выставка иллюстраций к книгам
  • Изготовление с детьми поделок (подарок сверстникам, близким; изделия для украшения детского сада, игрушки и декорации для игр и развлечений, элементов костюмов), создание совместных поделок, построек и др.
Музыкальная
  • Слушание музыки
  • Музыкальные подвижные, хороводные игры
  • Праздники и развлечения

 

 

В дошкольном детстве главным видом деятельности является игра, однако к 7 годам дошкольник меняется социальная ситуация развития, специфические дошкольные виды деятельности теряют для ребенка привлекательность, ребенок хочет стать школьником, при этом осознавая себя как дошкольник. В свете основного принципа дошкольного образования по ФГОС ДО: «Полноценного проживания ребенком всех этапов детства», работа педагога-психолога становится важнейшим аспектом программы развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО ребенка – выпускник должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и к другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Именно поэтому, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду.

Содержание образовательной деятельности по подготовке детей к школе в ОО «Социально – коммуникативное развитие» осуществляется на основе рабочей программы «Скоро в школу!» с детьми 5-7 лет.

Цель программы: Всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи:

1. Развитие мотивационной сферы.

2. Развитие интеллектуально – речевой сферы (мышление, память, внимание, речь).

3. Развитие эмоционально – волевой сферы (эмоции, чувства, развитие произвольного поведения).

4. Развитие мелкой моторики рук.

Программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на: групповые; индивидуальные.

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов,

мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: ритуал начала занятия, разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.

Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяю­щихся условиях без потерь для своего психологиче­ского здоровья. Для развития умения детей кон­структивно общаться, налаживать дружеские взаимоот­ношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек». (Приложение 5)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: