Совместная деятельность организуется в разнообразных формах (акции, посещение музеев, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).
Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусст воведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок.
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны (День матери, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая),).
Проектная деятельность. Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Семейный календарь. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: первая — предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Первая, разрабатываемая педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в детском саду, может включать следующие сведения:
- о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей;
|
- о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей;
- о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях; о мероприятиях, проводимых для семей воспитанников в детском саду (консультациях, заседаниях клуба и пр.);
- о репертуаре театров и рекомендации о проведении «дня театра» в семье; о музеях города и об организуемых выставках, рекомендации по проведению «дня музея» в семье; о концертах и рекомендации по их посещению вместе с ребенком;
- рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье — семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки, к достопримечательностям (погружение в историю и культуру района, города, села),
- художественной деятельности и т. п.
Вторая, планируемая семьей, может содержать следующие сведения:
- о семейных праздниках — днях рождения членов семьи, родных (именины), друзей семьи (в том числе друзей ребенка), а также о днях памяти в семье; о семейных прогулках, поездках и др.;
- о семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка.
Педагоги применяют формы работы с родителями, которые соответствуют контингенту детей и родителей определенной возрастной группы.
Таблица 14
Формы работы с родителями | Вторая группа раннего возраста (1.6 – 2 года) | Первая младшая группа (2 – 3 года) | Вторая младшая группа (3 – 4 года) | Средняя группа (4 – 5 лет) | Старшая группа (5 – 6 лет) | Подготовительная группа (6 – 7 лет) |
Информационно-аналитическая форма | ||||||
Анкетирование | + | + | + | + | + | + |
Опрос | + | + | + | + | + | + |
Интервью и беседа | + | + | + | + | + | + |
Мониторинг | + | + | + | + | + | + |
Наглядно-информационная форма | ||||||
Информационно-ознакомительные | + | + | + | + | + | + |
Информационно-просветительские | + | + | + | + | + | + |
Познавательная форма | ||||||
Круглый стол | + | + | ||||
Общие родительские собрания | + | + | + | + | + | + |
Групповые родительские собрания | + | + | + | + | + | + |
Клубы для родителей | + | + | ||||
Дни добрых дел | + | + | + | + | + | + |
День открытых дверей | + | + | + | + | + | + |
Ознакомительные дни | + | + | + | + | + | + |
Участие родителей в совместных проектах | + | + | + | + | ||
Групповые праздники и традиции группы, семейные праздники | + | + | + | + | + | + |
Досуговая форма | ||||||
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования, организация гостиных и др.) | + | + | + | + | + | + |
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи и др. | + | + | + | + | + | + |
Организация маршрутов выходного дня (походы, театр, музей, библиотека и др.) | + | + | + | + | + | + |
Планируемые результаты сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников:
|
- Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
Ш. Организационный раздел.