Технологии организации образования




В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка детской инициативы и самостоятельной деятельности.

Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему действовать со сверстниками и действовать индивидуально.

Детская деятельность – это не столько умение ребенка осуществлять определенные действия без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.

Детская инициатива и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации различных видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, при восприятии художественной литературы и фольклора ит. д.

Таблица 13. Способы и направления поддержки детской инициативы у детей

2-3 года Приоритетная сфера инициативы – исследовательская деятельность. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы: - Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. - Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей. - Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. - Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности - Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру). - Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. - Устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми. - Проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей. - Для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку. - Содержать в доступном месте все игрушки и материалы. - Поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка
3-4 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо: - создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка; - рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях; - отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; - всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу; - помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; - способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; - в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе; - не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих; ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог); - учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; - уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; - создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность; - всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности
4-5 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы необходимо: - способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; - обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку; - создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр; - при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой; - не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры; - обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры; привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения; - побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых; - привлекать детей к планированию жизни группы на день; читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку
5-6 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно- личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы необходимо: - создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; - уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; - поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); - создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; - при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; - привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.; - создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам
6-7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы является развитие, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо: - вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; - спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности; - создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; - обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов - поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; - при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры; - привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения; - создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам; - устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ; организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

 

Реализация данных условий в МАДОУ обеспечивается следующими технологиями организации образовательного процесса:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: