Большая роль в работе с детьми в МАДОУ отводится этнокультурному образованию: знакомству ребенка с родным краем, где он родился, проживает, с национальной культурой коми народа в понятных, интересных, увлекательных формах.
Особое внимание в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, уделяется реализации принципов, заложенных в ФГОС ДО, примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой:
• принцип приобщения детей к социокультурным нормам, национальным ценностям, традициям семьи, общества и государства;
• принцип культуросообразности.
Эти принципы реализуются в организованной образовательной деятельности по краеведению и в режиме дня в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной в образовательной области «Познавательное развитие».
Таблица 6
Содержание образовательной деятельности по этнокультурному образованию в ОО «Познавательное развитие» Компоненты патриотического воспитания | ||
содержательный (представления ребенка об окружающем мире) | эмоционально – побудительный (эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру) | деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) |
- о культуре народа, его традициях, народном творчестве - о природе родного края и страны, деятельности человека в природе - об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках - о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) | - любовь и чувство привязанности к родной семье и дому - интерес к жизни родного города и страны - гордость за достижения своей страны - уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому - восхищение народным творчеством - любовь к родной природе - уважение к человеку – труженику и желание принимать посильное участие в труде | - труд - игра -продуктивная деятельность - музыкальная деятельность -познавательная деятельность |
Содержание образовательной деятельности по этнокультурному образованию в ОО «Познавательное развитие» осуществляется на основе рабочей программы по краеведению с детьми 5-7 лет
Краеведение – важное средство приобщения детей к истокам культуры родного края. Привитие любви к родному краю, городу, знакомство с его историей, культурой, традициями способствуют становлению духовной культуры ребенка.
Основные задачи по краеведению:
1.Формировать у детей элементарные краеведческие и исторические представления: об истории и традициях коми народа; природе родного края; значимости исторического прошлого коми народа и его взаимосвязи с днем сегодняшним; об укладе, культуре коми народа; о современном обществе; о государственной символике Республики Коми; о видах деятельности населения Республики Коми.
2. Систематизировать накопленную и полученную информацию
посредством логических операций (синтез, сравнение, обобщение, классификация); стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию.
3. Формировать интерес и чувство сопричастности к традициям, обычаям коми народа, прошлому и настоящему родного поселка, города, Республики Коми. Воспитывать любовь к родному краю.
Направления развития личности в процессе организованного обучения и совместной деятельности по краеведению:
- ознакомление с предметным миром
- ознакомление с явлениями общественной жизни
- ознакомление с природой, растительным и животным миром
Таблица 7. Методы приобщения дошкольников к национальной культуре родного края в краеведении
Циклы организованной образовательной деятельности по краеведению, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели ООД, времени проведения меняется его форма |
Беседы используются в качестве словесного метода с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др. |
Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города Прогулки- эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир |
Игры- детские игры дают представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению. Игры органически связаны со всей культурой коми народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Велико воспитательное значение игры еще и потому, что она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Краеведческие игры дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре, географическим особенностям родного края, природе. |
Сказки, сказы – в сказке, сказах зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни. Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в содержание образования и воспитания каждого ребенка |
Фольклор - поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Загадки - комбинированное средство воздействия на сознание, умственное воспитание в единстве со всеми другими сторонами формирования личности |
Песни – наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры |
Народная игрушка.Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Знакомство с традиционными куклами позволит познакомить детей с некоторыми сторонами культуры русского и коми народов |
Декоративно-прикладное искусство Республики Коми для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность. Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству народа коми стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народа коми в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника |
Таблица 8. Содержание образовательной деятельности по краеведению в ОО «Познавательное развитие»
Задачи по ПООП «От рождения до школы» | Расширение задач с использованием содержания программы «Краеведение» |
Ознакомление с предметным миром | |
5-6 лет – продолжать обогащать представления детей о мире предметов (предметы быта, предметы, создающие комфорт) | 5-6 лет. В процессе организованного обучения: расширять представления о предметах национального быта: мебели (люлька, сундук, диван), орудиях труда (охотничьи силки, ошейник баран, коромысло, прялка) одежде (малица, рукавицы), обуви (меховые бурки, пимы, тапочки-чуни). Способствовать осознанию обычая иметь в доме солонку-утицу и прялку, как символы-талисманы счастья и добра Развитие личности в процессе общения и совместной деятельности: обогащать представления о предметах ближайшего окружения, побуждать к узнаванию знакомых предметов утвари, обуви, одежды, игрушек. Воспитывать бережное отношение к народному национальному достоянию, чувство удовлетворения и радости за возможность пользоваться ими. |
6-7 лет - продолжать расширять иуточнять представления детей о предметном мире. Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т.п.) Расширять представления об истории создания предметов.Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. | 6-7 лет. В процессе организованного обучения: Расширять представления о предметах национального быта и элементах узора. Развитие личности в процессе общения и совместной деятельности: побуждать к практическому применению освоенных способов различения окраски, формы, материала, орнамента окружающих предметов. |
Ознакомление с явлениями общественной жизни | |
5-6 лет -расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край. расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Формировать представления о том, что РФ – многонациональная страна, Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. | 5-6 лет В процессе организованного обучения: обогащать и конкретизировать представления о родном селе или городе: его истории, знатных земляках (герои войны и труда),особенностях хозяйства в настоящем и прошлом, его роли в жизни семьи, села, города, республики. Формировать представления о России и РК: ее обширной территории, большом количестве городов и сел, богатстве и разнообразии природы, своеобразии быта, средств передвижений, коммуникаций в прошлом и настоящем; своеобразии культуры и искусства, коренном народе и людях других национальностей, проживающих и живущих в республике, о знаменитых людях (М.Бабиков, Н Оплеснин, П. Образцов и др.) В процессе общения и совместной деятельности: вызвать желание активизировать свои представления о родном крае, рассказывать об увиденном, побуждать к поиску примечательных, интересных объектов, поддерживать интерес к сведениям исторического характера, познанию новых сторон в жизнигорода, села, земляков. Знакомить с фактами и явлениями, которые нельзя увидеть непосредственно (природу юга или севера, жилище – «комикерка» (дом), жилище – чум, лесозаготовительную технику, предметы быта). Уточнять представления об особенностях языка коми людей, качествах личности, предметах декоративно-прикладного искусства. Отражать отдельные эпизоды из жизни коми людей, характерных сюжетов (бегущий олень, скачущий заяц, падающий снежок и т.д.), создавать элементарные предметы декоративно-прикладного творчества. Обогащать представления о способах передвижения людей (в зависимости от особенностей края республики – автобус, вездеход, оленья и собачья упряжка) |
6-7 лет - продолжать знакомить с достопримечательностями региона,в котором живут дети углублять и уточнять представления о Родине – Росси. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране.Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Рассказывать о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи, традиции. | 6-7 лет. В процессе организованного обучения: Продолжать формировать представления о видах поселения людей, родных и близких местах с включением сведений исторического характера: о национальных культурных ценностях (музей, театр, клуб, парк, архитектурное сооружение, памятник, площадь и пр.), знатных земляках.Расширять представления о РК: ее богатстве (природном и духовном) многонациональном составе населения; о столице Сыктывкара и ее достопримечательностях. Дать сведения об исторические прошлые столицы(г. Усть- Сысольск), Столице России – г. Москва, о роли РК в жизни РФ, националистах, расах. Формировать представления о жизни людей других республик; о труде людей в прошлом и настоящем, своеобразии культур, известных людях (героях войны, композиторах, художниках, актёрах. народных умельцах и пр.) Узнавать Флаги РК и России. Формировать представления о труде людей, сельских жителей (доярки, механизатора), нефтяника, шахтера, труд учителя. В процессе общения и совместной деятельности: жизнь людей села, города, их делах. Продолжать воспитывать любовь к Отечеству, чувство национальной гордости. Упражнять в узнавании родных мест, видеть сходство и различие в труде и быте людей, природных условиях (растительный и животный мир) РК и других территорий РФ. Поощрять попытки действенного внимания к сверстникам и взрослым других национальностей. Отражать в разнообразной деятельности жизнь людей РК (игра, изодеятельность, ручной труд). |
Ознакомление с природой. Растительный и животный мир | |
«От рождения до школы» | 5-6 лет. В процессе организованного обучения: способствовать расширению и углублению представлений детей о живой природе родного края.Формировать представления о природных богатствах края, о своеобразии растительного мира, лекарственных растениях, ягодах, грибах тайги, тундры. Конкретизировать представления о животном мире республики (лось, олень, куница, белка, бобр, рысь, песец). Дать представление о многообразии животного мира северного региона: птицы, рыбы, насекомые, животные хищные, травоядные. В процессе общения и совместной деятельности: воспитывать глубокую любовь к природе родного края, дать сведения о созидательном труде человека в природе (создание заповедников. охрана леса, разведение бобров). Продолжать знакомить с сезонными изменениями в жизни растений, домашних и диких животных северного края. Закреплять представления о характере северной зимы, о том, что в Заполярье надолго устанавливается полярная ночь. Уточнять знания о проявлениях северной весны, о разных сроках приход весны в лесные зоны и тундру. Систематизировать представления о весенних изменениях в жизни домашних и диких животных Севера. Обогащать представления о характерных особенностях лета на Севере. |
«От рождения до школы» | 6-7 лет В процессе организованного обучения: обогащать представления о способах и формах охраны природы на Севере, в России. совершенствовать представление о животном мире тундры, тайги. Формировать представления о заповедниках, «Красных книгах», краеведческих музеях. Расширять и уточнять представление о растительном мире лесных зон, тундры, о редких исчезающих растениях, способах их сохранения («Красная книга»). Учить воспринимать уникальность природы Севера. |
Таблица 9. Особенности образовательной деятельности по краеведению в режиме дня в ОО «Познавательное развитие»
Виды деятельности | Формы работы с детьми в режиме дня по краеведению |
Игровая | · Игры-драматизации, режиссерские игры по коми сказкам, художественным произведениям коми писателей, поэтов · сюжетно-ролевые игры «Мы - шахтеры», «Путешествуем по Республике» · Дидактические игры («Из чего сделано изделие и как называется мастер, который изготовил эту вещь») |
Познавательно-исследовательская | · Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов, предметов, инструментов, материалов, связанных с бытом, жилищем, трудом коми народа («Рукотворный мир», «Мир природы», заповедники РК Печоро-Илычский и Чернам, национальный парк «Югыдва», комикерка: материал, архитектура построений, украшение дома, (на основе фотографии)
· Совместное со взрослым составление альбомов о природе, народно-прикладном искусстве людей, их быте, традициях.
|
Коммуникативная |
|
Восприятие художественной литературы и фольклора | · Использование фольклора во всех его жанрах (сказки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, мифы и легенды), народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры); · Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, сюжетных картинок, иллюстраций к коми сказкам, рассказам, стихотворениям · Выставка книг одного автора, но с разными иллюстрациями (коми авторов) · Слушание грамзаписей по сказкам, стихотворениям, рассказам писателей, поэтов России, разных республик, РК · Чтение сказочных повестей коми писателей, рассказывающих о мальчиках и девочках · Театры и инсценировки по прочитанному (театр картинок, игрушек, с использованием кукол-марионеток, пальчиковых и др.) · Драматизация произведений с появлением игрушек-героев литературных произведений коми писателей и поэтов, коми легенд |
Двигательная |
|
Изобразительная |
|
Музыкальная |
|