Принципы и подходы к формированию Программы




В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

§ Поддержка разнообразия детства.

Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие
социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и
других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных
укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с
огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего
многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе,
экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире
разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и
конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как
ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для
обогащения образовательного процесса. МАДОУ выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

§ Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.

Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап
является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

§ Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства
происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на
создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

§ Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых ( родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

§ Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное
участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в
реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный
вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

§ Сотрудничество Организации с семьей.

Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных

ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

§ Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям

(посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и

истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого- педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

§ Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

§ Возрастная адекватность образования.

Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно - исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно - эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

§ Развивающее вариативное образование.

Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

§ Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

§ Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых ДОУ должен разработать свою образовательную программу и которые для нее являются научно - методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за ГБДОУ право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

 

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в образовательной организации

При организации образовательной работы с детьми учитываются социокультурные условия г. Сыктывкара, Эжвы.

Сыктывкар - культурная столица Республики Коми. Уникальность родного города – сосредоточение музеев, театров, памятников архитектуры – позволяет включить в содержание дошкольного образования вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.

Основные участники реализации программы: дети, родители (законные представители), педагоги.

МАДОУ работает в режиме 5-ти дневной недели с выходными днями: суббота, воскресенье и праздничные дни. Время пребывания детей: с 7.00 до 19.00 (12 часов).

Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.

Комплектование групп определяется:

· Положением о приеме, переводе, отчислении воспитанников и порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МАДОУ и родителями (законными представителями);

· Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

· Уставом МАДОУ.

В МАДОУ функционируют следующие возрастные группы (всего 8 групп):

- для детей от 1,5-3 (смешанная ранняя группа - 1)

- для детей от 3 до 4 лет (младшая группа - 1);

- для детей от 4 до 5 лет (средняя группа - 2);

- для детей от 5 до 6 лет (старшая группа - 2);

- для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа - 2).

Образовательный процесс в МАДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Программа с учетом контингента воспитанников МАДОУ охватывает следующие возрастные периоды физического и психического развития детей – ранний возраст (от 1,5-3 лет; дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая группа (от 3-4 лет), средняя группа (от 4-5 лет), старшая группа (от 5-7 лет), подготовительная к школе группа (от 6-7 лет).

Таблица 1. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в МАДОУ

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста  
Первая группа раннего возраста (1,5-2 лет) - развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. - общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. - характерна высокая двигательная активность, совершенствуются основные движения, особенно ходьба. - в разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт,из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. - интенсивно формируется речь. - совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. - углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. Основа взаимообщения еще не сформирована.  
Вторая группа раннего возраста (2-3 лет) - развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; - совершенствуются начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. - в ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. речь становится средством общения ребенка со сверстниками. - совершенствуется слуховое восприятие, фонематический слух. - широко используются действия с предметами. - способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. - возрастной кризис «Я сам».  
Младшая группа (3-4 лет) - общение внеситуативное; - развивается игровая деятельность; - основное содержание игры- действия с предметами- заместителями и игрушками; осуществляется парное ролевое взаимодействие, разделение игровой и реальной ситуации; - формируются первоначальные умения в изобразительной деятельности (линии, предметы округлой и прямоугольной формы, могут использовать цвет). Изодеятельность зависит от его представлений о предмете. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Доступны простейшие виды аппликации. - развивается перцептивная деятельность; - развиваются память, внимание, наглядно- действенное мышление, воображение; - взаимоотношения ярко проявляются в игровой деятельности, наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения; - сознательное управление поведением только начинает складываться; - начинает развиваться самооценка, половая идентификация  
 
Средняя группа (4-5 лет) - в игровой деятельности развиваются ролевые взаимодействия, происходит замещение ролей в игре; - значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется техническая сторона изодеятельности - развивается мелкая и крупная моторика, ловкость, координация движений; - восприятие становится более развитым; - совершенствуется ориентация в пространстве; - возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление, предвосхищение, воображение; - увеличивается произвольность внимания; - улучшается произношение звуков и дикция; - дети занимаются словотворчеством; - речь детей носит ситуативный и внеситуативный характер; становится предметом активности детей. - взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, начинают выделяться лидеры. - в общении со взрослым ведущим мотивом становится познавательный; - появляется интерес к играм с правилами (игры «на удачу»); - происходит развитие образа Я ребенка, его детализация.  
 
Старшая группа (5-6 лет) - могут распределять роли до начала игры, наблюдается организация игрового пространства; - развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования, рисунки приобретают сюжетный характер. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца в конструировании. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. - продолжает совершенствоваться восприятие цвета, происходит систематизация представлений детей; - испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов; - продолжает развиваться образное мышление; - совершенствуется обобщение, что является основой словесно- логического мышления; - наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; - воображение активно будет развиваться при условии проведения специальной работы. - продолжает совершенствоваться речь. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы, могут пересказывать, рассказывать не только главное, н и детали. - появляются конкурентность, соревновательность.  
 
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) - начинают осваивать сложные взаимодействия людей; - рисунки приобретают композиционно-детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. - формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности; - активно осваивают конструирование из строительного материала, способны выполнять различные по степени сложности постройки по собственному замыслу и по условиям; - могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги - данный вид деятельности важен для углубления их пространственных представлений. - продолжает развиваться восприятие, образное мышление, обобщения и рассуждения, воображение, внимание становится произвольным, воспроизведение метрических отношений затруднено; - развивается речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь; формируются в высказываниях обобщения - получает дальнейшее развитие игра в уме; - ребёнок может представить целостный образ предмета «в уме»; - завершается дошкольный возраст: его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается - половая идентификация, формируется позиция школьника, связанная с произвольностью. Ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития  

 

Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: