Логистика как наука
Сегодня кажд. хозяйствующий сам решает пробл. конкур-ции. Один из вар-тов реш-я – повыш-е эфф-ти упр-я МП и ИП. Решениями такого рода и занимается логистика.
Л. (от древнегреч.) – «искусство рассуждать и размышлять». (Архимед)
Л. (воен.) – тыловое обеспечение войск всеми необход. предметами вооружения.
=> благодаря воен.делу Л. стан-ся наукой!!
В годы II Миров.войны в Евр. перебрасыв-ся амер.воен.контингент, а они привыкли получать все точно в срок!! => был накоплен значит.опыт упр-я огромн.МП, премещаемыми на значит.расстояние.
2 пол.60-х – время огромн.науч.прорывов (человек летит в космос, 1 появл-е ЭВМ и т.д.)
60-70-е – СТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ
Предпосылки:
1)На смену рынка произ-ля пришел рынок потреб-ля => потреб-сь созд-е систем, быстро и гибко реагирующих на изм-я внешн.среды.
2)Наступл-е рынка потреб-ся свид-ло о его наполнении самыми разными тов-ми => рост конкур-ции м\у произ-ми => они вынуждены искать пути выживания (за счет совершенств-я операций транспортировки, хранения, упаковки – снижение себест-ти).
3)нач.70х–новый экон.кризис (в основе–энергетич.к)
4)Новое распр-е получила компьютер.техника.
Л.-молодая наука, но прошла ряд внутр.этапов:
1) 70-нач.80 – объед-ся транспорт и склад, нач-ют раб-ть на единый рез-тат. Это потреб-ло изм-й в технике, технологиях работ, типах трансп-та и т.д.
2) 2пол.80х-нач.90х – к взаимод-ю трансп.и склада подключ-ся произ-во =>позволяет повысить качество обслужив-я потреб-й за счет соблюд-я графиков поставки, учета их заявок и т.д.
3) 90е-нач.ХХI – созд-ся 1е схемы сквозного упр-я МП, начиная от первич.источника сырья и заканчив-я поставкой готов.прод-ции конеч.потреб-лю.
В наст.вр. Л. Позволяет успешно реш-ть след.задачи:
|
1)сводить к min исп-е ТМЗ
2)сокращ-е времени доставки тов-ров
3)ускорение сбора и обработки инф. о МП
4)повыш-е уровня сервис.обслуж-я потреб-й
Принцип.новизна Л.подхода – в интеграции различ.обл-й хоз.деят-ти с целью достиж-я желаемого рез-та за счет сокращ-я врем-и и рес-сов на основе оптим.сквозногоупр-я МП и ИП.
Л. - это наука о планиров-и, упр-и и контроле транспортированием, складиров-ем и др. матер. и нематер.операц-ми, выполн-ми в процессе:
1)доведения сырья и мат-лов до промыш.предпр-тия
2)в процессе их внутризавод.обработки
3)в процессе доведения готов.прод-ции до конеч.потреб-ля в соотв-и с их интересами
4)в процессе сбора, обработки и передачи соотв.инф-и.
МП и Л.операция
МП образ-ся в рез-те выполн-я разнообраз.операций на предпр-х, произ-щих матер.благо или оказыв-щих
матер.услуги(хранение, сортировка, укладка и т.д.)
МП могут протекать как м\у различ.предпр-ми, так и внутри одного (одн. даже внутри одного пути движ-я МП м.б. различны).
V работ по кажд.отдел.опреации, рассчит-й за опред.промежуток врем-и = МП по данной операции
Совокупный МП для орг-и = образ-ся суммиров-м МП на участках предпр-тия.
Т.о., МП – это тов-матер.ценности, рассматр-мые в процессе приложения к ним лог.операций и отнесенные к опред. промежутку времени.
МП = Ед.измерения груза
Ед.измерения врем-и
Классиф-ция МП:
1) По признаку места: - внутр
-внешн
2) Взаимод-е МП с данной лог.сист.: -входной
- выходной
3) По натур-вещест.признаку: -одноассортиментный
- многоассорт.
4) По колич.признаку:
- массовые (несколько групп трансп.средств)
|
- крупные (1гр.трансп.средств)
- средние (полн.грузоподъемность 1 трансп.ср-ва)
- мелкие (часть грузоподъем-ти 1 трансп.ср-ва)
4) По уд.весу:
- тяжеловесные (1 груз.ед. весит 1тонну для
груз.трансп-та)
- легковесные (груз.хар-ки менее указан.показ-й)
5) По консистенции:
- навалочные (уголь)
- насыпные (зерно)
- товарно-упаковочные
- наливные
- штучные (авто)
- спец.МП (транспортировка живого скота)
6) По спец.треб-м трансп-ки (t, влажность..)
Лог.операция – сов-ть дейст-й, напр-х на преобразов-е МП и/или ИП.
Классиф-ция:
Причина: выполн-е лог.операций в процессе поступл-я МП в лог.сист. или в процессе выхода из нее будет сущ-но отлич-ся от выполн-я аналогич.ситуаций, но осущ-ся МП внутри ЛС – отсутсвующ.переходом прав от одного юрид.лица к др.
1)Поэтому исходя из такого принц.перехода, лог. операц. подразд-ся на: - односторонние
- многосторонние
2)Некотор. лог.операции явл-ся продолж-м технологич.произ.процесса. Они меняют потреб. св-ва тов-ра и могут осущ-ся в сфере пр-ва и обращения:
- лог.оперц. с добавлен. стоим-ю
- без добавлен.стоим-ти
3) По признаку места: - внешние
- внутр.
ИП в логистике (напр-я)
ИП – сов-ть сообщ-й, проходящих внутри предпр-тия или м/у предпр-м и внеш.средой, напр-х на упр-е и контроль за лог.операц-ми.
ИП может опережать материальный, следовать одновр-но с ним или после него. При этом ИП м.б. направлен как в одну стор-у с МП, так и в противоположную:
- опережающий ИПво встречн.напр-и содержит, как правило, сведения о заказе;
- опережающий ИП в прямом направлении — это предварит.сообщ-я о предстоящ.прибытии груза;
- одновр-но с МП идет инф-я в прямом напр-и о колич.и качеств.параметрах МП;
|
- вслед за МП во встречн.напр-и может проходить инф-я о рез-тах приемки груза по колич-ву или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Путь, по кот. движ-ся ИП, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движ-я МП..
ИП может сущ-ть в виде электр. и бумаж.док-тов.
Виды ИП:
1) По месту протекания инф.: - внешн
- внутр
2) По напр-ю инф.: - входной поток
- выходной
3) По виду связываемых потоком систем:
- горизонт-й
- вертик-й
Формир-е инф.систем, с позиции Л., невозможно без предварит. исслед-я потока по ряду показ-й:
- источник возник-я инф.
- напр-е движ-я потока инф.
- скорость передачи и приема инф.
- интенсив-ть потока
Упр-ть ИП можно:
- во-1х, изм-яя напр-е движ-я,
- во-2х, огранич-ая скорость передачи инф. до соотв. скорости приема
- в-3х, огранич-ая объем потока инф. до величины пропускной способ-ти отдел.узла или участка пути.
Измер-ся ИП кол-вом передаваемой инф-и за ед.врем-и (для электр.док-тов – ед. Байта, для бумажных – кол-во документострок).
В различ. экон.сист-х сущ-ет немало инф-и нелогист.хар-ра => действующ.сист.учета долж. позволять отделять лог.инф. от нелогистич-й.
Концепция Л. Золотое правило Л..
ОСН.КОНЦ-Я Л. – сист. взглядов на рационализац-ю хоз.деят-ти за/сч оптимиз-ции потоков процессов.
Эта конц.базир-ся на 6 положениях:
1) Реализация принципа систем.подхода
(оптимиз-ть МП можно в рамках 1го предпр-тия, НО наиб.эффект от оптимиз-ции м.б. получен при оптимиз-ции либо всего совокупн.МП либо наиболее крупн.участ-ков потока. При этом все эл-ты матераилопроводящей сист-ы долж.раб-ть как единый слаженный механизм, т.е. с систем.позиций надо подходить к технике, к реш-ю др.проблем,связ-х с орг-й).
2) Отказ от выпуска универсал.технолог. подъемно - трансп.оборудов-я и исп-м взамен оборуд-я, предназнач-го для конкрет.усл-й в осн-м.
Л.подч-т, что реализация данного полож-я возможна лишь при усл-и выпуска и массов.исп-я разнообраз.ср-в пр-ва, что завис.от общего уровня НТР общ-ва.
3) Полож-е гуманизации технолог.процессов Л. при одновремен. созд-и соврем.усл-й труда.
- кадры (спец.обученный персонал)
! Пробл! – деят-ть в движ-и МП – неэфф-на
Л.треб-ет повыш-я обществ.значим-ти деят-ти в обл.упр-я МП с целью привлеч-я в данную отрасль персонала с высокотрудовым потенциалом. Одн-но долж.соверш-ся усл-я труда.
4) Учет л.издержек на протяжении всей л.цепи
Одна из важнейш.задач Л.-минимиз-ция затрат по довед-ю МП от первич.источника сырья до конеч. потреб-ля.
Одн.реш-е данной задачи возможно лишь при усл-и, когда действующ.сист.учета издержек пр-ва и обращ-я позвол-т выдел-ь изд-ки, приходящиеся собств-но на Л.
5) Развитие услуг сервиса на соврем.уровне
На практике в наст.вр.возмож-ти резкого повыш-я качества большинства выпускаемой прод-ции объектив-о огранич-ы уровнем НТР общ-ва.
6) Способ-ть л.сист.к быстр.адаптации в усл-х неопред-ти окруж.среды
Появл-е на рынке больш.кол-ва разнообраз.тов-ров и услуг резко повыш-т неопред-ть спроса на них => это вызыв-т значит.колеб-я колич.и качеств.хар-к МП, проходящих через л.сист.
В таких усл-х важно, чтобы л.сист.обладала способ-ю быстр.и гибкого приспособл-я к изменившимся усл-я внеш.среды.
Все эти полож-я позвол-т сформулир-ть конеч.цель
Л.деят-ти:
ОСН.ПРАВИЛО Л.: цель Л.деят-ти может счит-ся достигнутой в ситуации, когда нужный потреб-лю тов-р необход.кол-ва и качества доставлен потреб-лю в удобное место и время с наименьш.совокупн. затратами.
КРИТЕРИЙ УПЕХА Л.ДЕЯТ-ТИ: степень достиж-я осн.правила Л.
*** *** ***
Существо л.подхода к упр-ю МП сост-т в интеграции отдел.участ-ков л.процесса в единую сист., способ-ю быстро и экономично доставить нужный тов-р в нужное место.
Л.оптимизация МП позвол-т сократить затраты на товародвиж-е. В рамках такой л.сист. приходится объед-ть различ.собств-ков (для реш-я задачи оптимиз-ции МП), и они реш-ют след.осн.задачи:
1)Опр-ют размер доп.прибыли, получаемой за счет выполн-я оптимизации работ, а также заранее договар-ся о ее справедл.распред-нии м/у собой.
2)Выбир-ют тех.ср-ва для доведения оптимизир.МП до конеч.потреб-ля.
3)Взаим.увязанный технолог.процесс обработки МП
4)Различ.матем.методами должны реш-ь комплекс разнообраз.оптимизац.задач(напр.-задачу оптим-ции запасов).
В рез-те реш-я всех задач м.б. созд-а интегриров. матер-производящ.сист., обеспеч-щая экон.выйгрыш только за счет качеств.изм-я упр-я МП.