1)Созд-е необходимого ассортимента в соотв-и с заказом потребителей. Это содействует эффектив. выполн-ю заказов потреб-й и осущ-нию более частых поставок в том объеме, который треб-ся клиенту.
2)Складирование и хранение. Выполнение этой ф-ции дает возмож-ть на базе создаваемых запасов обеспеч-ь непрерыв.произв. процесс и бесперебойное снабжение потребителей.
3)Унитизация партий отгрузки и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значит-но увелич-ет издержки, связ-ые с доставкой таких грузов. Для сокращения трансп. расходов склад может осущ-ть ф-цию объед-ия (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
4)Предоставление услуг. С целью обеспечения более высок. уровня обслуж-я потреб-й склады могут оказывать клиентам различ.услуги: подготовка тов-в для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционир-ия приборов и оборудов-я, монтаж; придание прод-ции товар.вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Л.операции на складе. Груз.ед-ца.
Процесс складирования
Комплекс складских операций осуществляется в опред.последоват-ти.
Разгрузка и приемка грузов произв-ся в соотв-и с усл-ми заключенного договора. Технология выполн-я указанных работ на складе завис.от хар-ра груза (штучный, сыпучий), от типа трансп.ср-ва (трейлер, контейнер), а также от вида используемых средств механизации. В процессе приемки происх-т сверка фактич.параметров прибывшего груза с данными товаро-сопроводительных док-тов, оформление прибывшего груза ч/з инф.сист-у и формирование складской грузовой единицы.
|
На складе принятый по кол-ву и качеству груз перемещ-ся в зону хранения. Процесс хранения включ-ет обеспеч-е соотв-щих для этого усл-й и контроль за наличностью запасов на складе.
Процесс комплектации сводится к подготовке тов-в в соотв-и с заказами потреб-лей и включает отбор товара по заказу клиента, подготовку товара к отправке (укладывание в тару), объед-е отдел. заказов в партию отправки и оформление транспортных накладных, погрузку грузов в транспортные средства.
Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение грузов м/у различ.зонами склада: с разгрузочной площадки – в зону приемки, оттуда – в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Транспортировка грузов внутри склада должна осущ-ся по сквозным прямоточным маршрутам. Это позволяет избежать повторн. возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций.
Оперативно-произв. деят-сть склада на предприятии включ-т работы по выгрузке, рассортировке и приемке поступающих на склад мат-лов и изделий, их размещение и хранение, а также по отпуску и доставке потребителям.
Доставка грузов на матер. склад произв-ся в соотв-и с планом завода. Принятые мат-лы размещ-ся в отведенных для них местах хранения в установленном порядке – по маркам, сортам, размерам и т.п. Наиболее часто и в большом кол-ве потребляемые мат-лы размещ-ся ближе к отпускным площадкам, малоходовые – в более удаленных местах хранения.
С целью снижения трудоемкости работ по комплектации мат-лов перед выдачей их в пр-во примен-ся групповой метод размещения хранимых мат-лов, при кот. мат-лы, входящие в комплект, хранятся в непосредств. близости друг от друга.
|
Операции, связ-ые с отпуском мат-лов и изделий, включ-т отборку, комплектование и соотв.подготовку мат-лов. Подготовка мат-лов к произв. потреблению включает операции их очистки, резки на заготовки, раскрой листового материала и др.
Учет движения запасов материалов на складе ведется с помощью специальной картотеки.
Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы.
Грузовая единица - некоторое кол-во грузов, кот-ые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Существ. хар-ми грузовой ед-цы явл-ся следующие:
- размеры грузовой единицы;
- способ-ть к сохр-ю целостности, а также первонач. геометрич.формы в процессе разнообразных Л. операций.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы м/у собой. Это позволяет эфф-но исп-ть матер.-технич.базу участников Л.процесса на всех этапах движ-я МП.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
|
Пакетирование обеспечивает:
- сохранность продукта на пути движения к потребителю;
- возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
максимальное использование грузоподъемности и вмести-мости подвижного состава на всех видах транспорта;
- возможность перегрузки без переформирования;
- безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.
Преимущества этого метода:
1. Высокая степень сохранности грузов.
2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы.
3. Сравнительно низкие затраты труда.
Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.
Категория ТМЗ.
Матер.запас (МЗ) – это находящиеся на разных стадиях пр-ва и обращения прод-ция производственно-технич.назначения, изделия народного потребл-я и др.тов-ы, ожидающие вступления в процесс произв.или личн. потребл-я.
Можно сказать, что запасы – это необходимая составляющая МП, сущ-щая на протяжении значит. части времени его движ-я.
К причинам создания МЗ относятся:
1) возмож-ть нарушения установленного графика поставок (негативное последствие – остановка производственного процесса);
2) возмож-ть колебания спроса (негативное последствие –неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);
3) сезонные колебания пр-ва некоторых видов тов-в при относит-о равномерном их потребл-и, например, уборка и потребление картофеля (последствие – необх-ть накопления товара для последующ. равномер.распред-я в течение года);
4) возмож-ть равномер. выполнения операций пр-ва и распред-я (наличие запасов готов.прод-ции сглаживает колебание интенсивности пр-ва, рез-тат – равномерность распред-я прод-ции; наличие произв.запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат – равномерность процесса производства).
5) скидки за покупку крупной партии товаров; возмож-ть получ-я прибыли за счет спекуляции при предвидении резкого повышения цен на товары;
6) издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т.п. (последствие – необходимость увеличить заказываемую партию, а значит, и запас);
7) необх-ть немедленного обслуж-я покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что повыш-т конкурентоспособность предприятия);
8) минимизация простоев пр-ва из-за отсутствия запасных частей;
9) упрощение процесса упр-я произв-м (наличие произв.запасов позволяет снизить треб-я к степени согласованности произв.процессов, что снижает издержки на орг-ю упр-я этими процессами).
Фирмы должны поддерживать как можно более низкий уров.запасов тов-в опред. номенклатуры при усл-и сохр-я высок.уровня обслуж-я и оптимал. врем-и поставок с учетом множества доп.усл-й.
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созд-м и содержанием запасов:
- замороженные фин. средства;
- расходы на содержание специально оборудованных помещений;
- оплата труда специального персонала;
- затраты, учитывающие постоянный риск порчи, хищения, а также моральное старение и др.
Не смотря на то, что содержание запасов сопряжено с опред.затратами, предприниматели вынуждены их созд-ь, т. к. отсут-е запасов может привести к еще большей потери прибыли.