Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих элементов:
−путь и путевое хозяйство;
−хозяйство электроснабжения;
−хозяйство СЦБ и с вязи;
−вагоны и вагонное хозяйство;
−локомотивы и локомотивное хозяйс тво;
−станции;
−товарные конторы;
−грузовое и весовое хозяйство.
Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более рационального использования железнодорожного подвижного состава предприниматель должен знать основные характеристики вагонов. Вагоны – основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком.
Грузовой парк вагонов состоит из пяти основных видов (родов) вагонов:
1. крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты о т воздействий окружающей природной среды;
2. платформы – вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рельсов, некоторых видов машин и агрегатов);
3. полувагоны – вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки навалочных и сыпуч их грузов (уголь, руда, зерно и т. п.);
4. цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);
5. изотермические вагоны (рефрижераторы) – вагоны с о специальным термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов.
|
Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими параметрами.
Грузоподъемность вагона – масса груза, которая может быть погружена в вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его ходовых частей, рамы, кузова).
Вместимость – физический объем вагона.
Прибытие и отправление грузов осуществляются на грузовых станциях. Грузовая станция представляет собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений и площадей, используемых для осуществления грузовых и коммерческих операций. Грузовые станции обслуживают
как с клады общего пользования, которые чаще всего принадлежат железным дорогам, так и с клады, принадлежащие предприятиям, имеющим подъездные пути. На многих грузовых станциях производятся не все возможные операции, а только их часть. Перечень операций, выполняемых на конкретной грузовой
станции, приводится в Тарифном руководстве № 4 в части 1 «Алфавитный список железнодорожных
станций».
Грузовые станции выполняют разного рода операции:
−связанные с прибытием грузов: прием поездов и передача с сортировочной станции, технический осмотр, расформирование, подача вагонов к пунктам выгрузки, выгрузка грузов, их хранение, оформление до-
кументов и выдача грузов получателям, уборка вагонов после выгрузки и их очистка;
−связанные с отправлением грузов: прием грузов от отправителей, оформление документов, хранение и погрузка грузов, уборка погруженных вагонов от фронтов, формирование из них передач на сортировочную станцию, отправление поездов или передач.
|
В зависимости от доминирования той или иной грузовой операции грузовые станции разделяются следующим образом:
−погрузочные – выполняют преимущественно погрузочные работы. Такие станции, как правило, располагаются вблизи крупных предприятий добывающей промышленности, осуществляющих крупное производство (добычу) и отправку массовых грузов (угля, нефти, руды и др.);
−выгрузочные – количество разгрузочных операций превышает количество погрузочных. В большинстве своем к такому виду относятся станции крупных населенных пунктов, куда прибывает и где потребляется большое количество товаров;
−погрузочно-выгрузочные – количество погрузочных и разгрузочных работ приблизительно одинаковое. Такие станции расположены вблизи крупных промышленных производств, потребляющих много сырья и изготовляющих большой объем продукции;
−перегрузочные – выполняют перегрузку грузов с одного вида транс порта на другой.
В зависимости от характера и назначения грузовые станции разделяются на неспециализированные (предназначенные для широкой номенклатуры грузов) и специализированные. На неспециализированных
станциях производятся работы с тарно-штучными и навалочными грузами, контейнерами и другими
видами. Специализированные станции перерабатывают только один определенный вид груза. На контейнерных терминалах работа осуществляется только с контейнерами, хотя номенклатура перевозимых в контейнер ах, очень широкая.
Главные показатели работы грузовой станции – мощность и пропускная способность – обеспечивают
соблюдение следующих условий:
−пополнение запланированного объема перевозок;
−обеспечение сохранности грузов во время хранения на складах грузовой станции и во время погрузочно-разгрузочных работ;
−своевременную погрузку-выгрузку грузов.