В России самая большая железнодорожная сеть в Европе; 3 место в мире после США и Канады.
Достоинства: наиболее рентабелен для перевозки грузов навалом; наиболее эффективен для перевозки на большие расстояния (2000 км и более) с минимальными затратами; возможность перевозки больших объемов грузов; высокая сохранность грузов по сравнению с другими видами транспорта; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок; относительно низкие тарифы, значительные скидки для транзитных отправок;
Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; низкая доступность к конечным пунктам продаж (малое количество предприятий (1/3) имеет собственные железнодорожные пути); невысокая скорость перевозки (примерно 1100 км/сутки); недостаточная оперативность работы сортировочных станций; 50% железнодорожных путей однопутные.
система MRP (толкающая) – планирование потребности в материалах.
Система MRP характеризуется высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовать следующие основные функции:
1) обеспечить текущее регулирование и контроль производственных запасов;
2) в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия (снабженческих, сбытовых и т.д.).
К числу тянущих систем относятся:
«Точно вовремя» (“Just-in-time”) – общий организационный подход, с помощью которого сокращаются запасы и длительность производственного цикла.
«Канбан» (яп. kanban – карточка) – метод, разработанный в Японии в рамках подхода JIT, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства; на базе автоматизации.
|
Включает в себя инф. систему, кот. служит д/оператив.упр-я произ-вом и включ. не только спец.карточки, но и транспорт. ср-ва, произв.графики, техноголог. операционные карты, спец. информ. табло и т.д.
«Шодзинка». Заключается в регулировании количества задействованных на участке рабочих при колебании спроса на продукцию.
Наличие хорошо подготовл. многостаночников.
«Дзидоко» (кружки качества). Автономный контроль качества на каждом рабочем месте.
Сис-ма профес.ротации предполагает обучение раб.неск.специальностям с целью превращения их в универсалов.
Общая эксплуатац. система нацелена на макс. исп-е действ. оборудования. Позволяет сокращать простоим, время на переналадку с помощью действ.системы – 4 8 4 8 (4-профилактика)
3. Автомобильный транспорт.
В России 750000 км дорог с твердым покрытием, примерно 2/3 всех дорог – грунтовые. Отсюда очень большой износ транспортных средств и большие затраты на ремонт.
Достоинства: высокая скорость доставки на небольшие расстояния; возможность доставки от двери до двери; относительно невысокая стоимость доставки на небольшие расстояния; высокая маневренность и гибкость; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; возможность отправки грузов маленькими партиями и часто; широкие возможности выбора перевозчика.
Недостатки: высокий риск утраты грузов, возможность хищения и угона автомобилей; высокая стоимость доставки на большие расстояния (свыше 2000 км); плохие дороги; высокий износ автотранспорта; зависимость от погодных условий; недостаточная экологическая чистота; низкая производительность; малопригоден для внешнеторговых перевозок, т.к. не соответствует западным стандартам.
|
4. Морской транспорт.
В России 1000000 км морских судоходных линий.
Достоинства: -возможность транспортировки больших партий грузов; -низкие затраты на перевозку; -единственно возможный определенным законом способ импорта товаров из стран, не имеющих сухопутных границ с Российской Федерацией.
Недостатки: самая низкая скорость перевозки; очень жесткие требования к упаковке и креплению грузов; несоответствие портов и портового оборудования международным стандартам; ограниченность перевозок (малая частота отправок); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.
5. Внутренний водный (речной) транспорт.
Достоинства: высокие провозные возможности на глубоководных реках; низкие затраты на перевозку; низкая капиталоемкость.
Недостатки: низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов; сезонность; недостаточная надежность и сохранность грузов.
6. Воздушный транспорт (авиаперевозки).
Достоинства: высокая надежность перевозок; высокая сохранность грузов от хищений; максимальная скорость перевозок.
Недостатки: самый дорогой способ перевозки; ограничения по весу перевозимого груза.
При выборе вида транспортных средств учитывается следующее: характер груза, его консистенция, габариты и объемы; количество отправляемых партий и груза; грузоподъемность транспортных средств; месторасположение потребителя (расстояние от поставщика до потребителя); состояние дорог; наличие подъездных путей; сохранность груза; возможность страховки груза; сезонные проблемы и т.д.
|
Критерии выбора вида транспорта: минимальные затраты на транспортировку; время доставки груза в пункт назначения; надежность соблюдения графика доставки груза; способность перевозки различных видов грузов; способность вида транспорта доставлять груз в любую точку; частота отправки грузов.
Сравнительная хар-ка стратегий тянущей и толкающей системы производства.
Хар-ка | Тянущая система | Толкающая система |
1)Закупочная стратегия (снабжение) 1) | 2) Ориентирована на неб. число поставщиков. Поставки частные, небольшими партиями, строго по графику. | 3) Ориент. на значит. число поставщиков. Поставки не регулярны, крупными партиями. |
2)Производствен-ная стратегия | 4) Сокращение длит-ти цикла. Ориентация пр-ва на изм-е спроса. Осущ-е концепции гибкого пр-ва (точно-вовремя). Политика пр-ва продаваемых товаров, изготовление миним. партии. | 5) Ориентация на макс.загрузку произв.мощностей. Реализация концепции непр. произ-ва. Изготовление макс. партии. |
3) Планирование | Стадия сборки - начало. 6) | 7) Планирование подпроизв. мощности. Начало – заготовительная стадия. |
4) Оперативное упр-е производством | 8) Децентрализовано. Произ. графики составл. только для стадии сборки. За выполнением графиков др.стадий наблюдает рук-во цехов. | Централизованно. Графики составляются для всех цехов. Контроль осуществ. спец. подразделениями. |
5) Стратегия упр-я запасами | Отказ от избыточных запасов. Запасы в виде незадействованных мощностей. | 9) Запасы в виде излишков матер. ресурсов на всех стадиях. |
5.1.Упр-е страховыми запасами | Минимальны | Объем страховых запасов постоянно поддерживается на опрел. уровне. |
5.2.Упр-е операционными заделами | Операц. заделы минимальны за счет централизации производства. | Операц. задел не всегда минимален из-за несинхронности смежных операций, разл. пропускной способности оборудования, его нерациональной расстановки, неэф. выполнения транспортно-складских работ. |
5.3.Упр-е запасами готовой продукции | Запасы практически отсутствуют из-за быстрого отправления гот. продукции заказчику. Излишних запасов не бывает, т.к. размер партии готовых изделий сориентирован на размер заказа. | Запасы могут быть из-за несвоевременности изг-я продукции, несвоевр. отправки, неплатежеспособности клиента. Размер партии гот. изд-й сориентирован на готовую программу без учета колебаний спроса. |
6)Используемое оборудование и его размещение | Универсальное оборудование, кот. размещено по кольцевому или линейному принципу. | Специализиров. оборудование, размещенное по участкам, а также частично универсальное, размещен. по линейному принципу. |
7)Кадры | Высококвалифицирован. рабочие – многостаночники. | Узкоспециализир., но есть многостаночники. |
8)Контроль качества | Поставка качеств. матер. ресурсов. Сплошной контроль качества осуществляет поставщик. | Сплошной или выборочный контроль осуществляет потребитель, что удлиняет произ. процесс и удорожает произ-во. 10) |
9)Распределительная стратегия | Размер партии гот.изд-й = размеру заказа. Ориентация на конкретного потребителя. Организация послепродажного обслуживания. | Размер партии гот. продукции соответствует плановому выпуску. Ориентация на усредненного потребителя. Орг-ция послепродажного обслуживании. 11) |
7.6. Показатели работы транспортных средств.