Глава 1. Истоки, философия, сущность коучинга




Учебное пособие

 

 

Самара

 
 
 

УДК 331.108.4(075.8)

ББК 33(07)

Н62

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Самарского государственного педагогического университета

 

Рецензенты:

канд. экон. наук, доц. М. Ю. И в а н о в,

канд. психол. наук, доц. А. А. Г у д з о в с к а я

Н62
Никитина Т.А

Основы коучинга: учеб. пособие / Т.А. Никитина, М.А. Шаталина. – Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. – 184 c.

ISBN 978-5-8428-0602-7

Данное учебное пособие в сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности коучинга как современной персонал-технологии. Для студентов факультета психологии управления социальной сферы изучающих курсы «Организационное поведение», «Психология управления» «Основы менеджмента», «Социальная психология», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент. Представляет также интерес для всех, кто интересуется психологией управления, организационным консультированием, технологиями профессионального и личностного роста.

 

УДК 331.108.4(075.8)

ББК 33(07)

 

 

ISBN 978-5-8428-0602-7 © Никитина Т.А., Шаталина М.А., 2007

© Самарский государственный

педагогический университет, 2007

 

 

 


Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 4

Глава 1. Истоки, философия, сущность коучинга........................................ 7

1.1. Теоретические и методологические основы коучинга.................... 7

1.2. Цели, принципы и виды коучинга................................................. 16

Глава 2. Использование коучинг-подхода в управлении

организационными процессами................................................................... 24

2.1. Основные аспекты управления процессами................................. 24

2.2. Логические уровни внимания по Р. Дилтсу.................................. 43

Глава 3. Коучинг как стиль управления персоналом в организации........ 50

3.1. Основы организационного коучинга............................................ 50

3.2. Мотивационный менеджмент в стиле коучинг.............................. 56

3.3. Коучинг как подход, сфокусированный на решении................... 60

3.4. Коучинг как процесс сопровождения организационных

изменений....................................................................................... 65

Глава 4. Коучинг как модель лидерства в организации............................ 79

4.1. Командообразование как фактор организационного развития.. 79

4.2. Коучинг команд в воплощении видения и миссии организации. 84

4.3. Лидерство в организациях, использующих коучинг-подход...... 87

Глава 5. Коучинг как интегративная технология развития..................... 101

5.1. Личностная эффективность руководителя как основа развития

организации.................................................................................. 101

5.2. Саморазвивающаяся организация.............................................. 108

5.3. Организации XXI века – саморазвивающиеся организации...... 111

Заключение................................................................................................. 120

Литература................................................................................................. 121

Приложение................................................................................................ 124


ВВЕДЕНИЕ

 

В основу современной парадигмы управления, как отмечал президент Академии социальных технологий и местного самоуправления академик РАЕН В. Н. Иванов, должны быть заложены принципы профилактики социального и физического здоровья, социального и духовного возрождения (а не профилактики социальных болезней), что будет способствовать достижению устойчивого, а затем и гармоничного развития общества на основе адекватной ему системы управления. Для решения обозначенных задач нужны адекватные им подходы в управлении, к числу которых относится и коучинг. Коучинг за рубежом уже зарекомендовал себя как развивающий подход в управлении персоналом. В российском менеджменте эта персонал-технология только начинает использоваться в организационном консультировании как системообразующий подход в достижении цели.

Менеджерам социальной сферы необходима технологическая подготовленность для проведения позитивных изменений в организации, для чего важно систематически повышать как свою персональную эффективность, являющуюся, в свою очередь, основой развития организации, так и всего персонала. Курс «Основы коучинга» предусматривает изучение истоков и философии коучинга как инструмента управления персоналом организации социальной сферы, как системы реализации профессионального и личностного потенциала сотрудников. Основой для преподавания курса являются изученные ранее дисциплины, а сам курс способствует формированию у студентов интегрированных умений (технологий) развития персонала.

Цель курса – содействие формированию и развитию социально-психологической готовности студентов к эффективной управленческой деятельности через представление теоретических знаний и комплекса практических навыков по современным формам и методам разработки путей повышения качества жизнедеятельности социальной организации через развитие ее персонала.

Задачи курса:

· раскрыть сущность коучинг-подхода в управлении персоналом;

· ознакомить с основами и философией коучинга как стиля менеджмента;

· сформировать навыки использования основных технологий коучинга в характерных управленческих ситуациях.

Объект изучения данного курса составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована как на реализацию корпоративно полезных целей, так и на самореализацию.

Освоив данный курс, студент должен, в частности, овладеть практическими умениями:

· находить нестандартные способы решения управленческих ситуаций;

· находить, систематизировать и обобщать необходимую информацию, представленную в различных источниках (предварительно отыскав источник необходимой для решения проблемы информации);

· использовать основные и специальные методы обучения и развития персонала.

По итогам изучения курса студенты должны:

владеть понятиями:

«коучинг», «баланс жизненный», «гуманистическая психология», «системное мышление», «масштаб цели», «визуализация», «ресурсное состояние», «эмоциональная компетентность», «эмпатия», «приверженность», «личностная зрелость», «ценностный фильтр», «саморазвива-
ющаяся организация»;

знать:

– истоки и философию коучинга,

– области применения коучинга,

– перспективы развития коучинга,

– цели, принципы, формы и этапы коучинга,

– основы организационного коучинга,

– отличительные качества менеджеров-коучей,

– принципы фокусирования на решении,

– отличительные особенности руководителей «пятого уровня»,

– условия развития «коучинговых» компаний,

– особенности командного коучинга,

– общие принципы развития навыков в команде,

– стратегии принятия решений в команде,

– особенности индивидуального, управленческого и группового коуч-консультирования,

– основы онтосинтеза как методологии порождения эффективного действия,

– техники преодоления сопротивления менеджмента,

– стратегии постановки и достижения целей,

– признаки достижения цели,

– стратегии творчества,

– метод селф-коучинга,

– технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы,

– законы самоуправляемого личного развития;

уметь:

– формулировать свои цели (личные, учебные, профессиональные) с учетом их экологичности,

– показать принципиальные отличия коучинга от консалтинга, тренировки, наставничества в реальной или виртуальной ситуации,

– применять коучинг-подход для мотивации партнера,

– анализировать условия для развития коучинга в организации,

– организовать диалог внутри команды,

– создавать условия для достижения «командного мышления»
в команде,

– выявлять свои ключевые ценности,

– определять как свои метапрограммы, так и других людей (например, в учебной группе),

– приводить примеры методологии и технологий онтосинтеза,

– приводить примеры направлений корпоративного коучинга,

– моделировать процесс коучинга в группе,

– осуществлять рефрейминг своих проблем (личных, учебных, профессиональных),

– формулировать вопросы различных типов (закрытые, открытые, уточняющие, рефлексивные, подтверждающие, гипотетические и др.)
в процессе группового взаимодействия,

– вести мониторинг достижения своих целей, используя технику шкалирования,

– использовать логические уровни информации для разработки миссии известной организации,

– выбирать наилучшую стратегию обучения,

– использовать метафоры и сказки для мотивирования,

– предоставлять обратную связь членам группы, создающую уверенность и закладывающую основы успеха,

– формировать личный план изменений,

– проектировать пошаговую технологию своих достижений,

– проводить развивающий самоанализ.

Для решения актуальных задач современной организации, каса-
ющихся формулировки и реализации миссии, построения и развития
корпоративной культуры нужны адекватные им персонал-технологии,
к которым сегодня относят коучинг. Курс «Основы коучинга» является новым, разработанным авторами впервые с учетом востребованности новых «экологичных» подходов в менеджменте, направленных на развитие персонала, на раскрытие возможностей человека, высвобождение потенциала личности и вместе с этим – сохранение человеческих ресурсов.


Глава 1. Истоки, философия, сущность коучинга

 

 

«Коучинг – это средство содействия, помощи другому

человеку в поиске его собственных решений

или его продвижения в любой сложной ситуации».

(Дж. Уитмор)

 

Основные понятия: коучинг, организационное консультирование, эмоциональный интеллект, наставничество, консультирование, тренинг, коуч-менеджмент, личный коучинг, индивидуальный коучинг, эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоциональный менеджмент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: