Сбор информации о состоянии профориентации и адаптации в организации следует проводить по результатам обработки специально разработанного вопросника для изучаемой категории работников. Вопросы задаются в следующей последовательности:
1.Укажите срок работы в данной организации:
| До 2 месяцев | От 2 до 6 месяцев | От 6 до 12 месяцев | Свыше года |
2. Ваше место работы или учебы до поступления в организацию.
3. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
4. В какие периоды Вам наиболее необходима помощь руководителя?
| До 2 месяцев | От 2 до 6 месяцев | От 6 до 12 месяцев | Свыше года |
5. Как часто Вам нужна в работе помощь коллег?
| До 2 месяцев | От 2 до б месяцев | От 6 до 12 месяцев | Свыше года |
6. В какой период Вашей деятельности Вы почувствовали в себе профессиональные навыки?
| До 2 месяцев | От 2 до 6 месяцев | От 6 до 12 месяцев | Свыше года |
7. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?
8. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
9. Представьте себе, что по каким-либо причинам Вы уволились из организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?
Варианты ответов:
не вернулся бы ни при каких обстоятельствах;
вернулся бы в самом крайнем случае;
вернулся бы не очень охотно;
вернулся бы с удовольствием;
затрудняюсь ответить.
10. Бывают ли у Вас конфликты:
| Объект конфликта | Время от времени | Редко | Не бывает |
| с руководителем подразделения | |||
| с заместителем руководителя | |||
| с исполнителями |
11. В какой мере выражены в Вашей работе следующие критерии?
| Критерии | Вполне | В основном | В некоторой степени | Совсем не выражены |
| 1. Стремление к глубокому знанию дел в организации | ||||
| 2. Интерес к делам и перспективам коллектива | ||||
| 3. Внимание к событиям, имеющим прямое отношение к профессиональным обязанностям | ||||
| 4. Стремление принимать самое активное участие в принятии решений | ||||
| 5. Стремление начатое дело доводить до конца | ||||
| 6. Чувство принадлежности к коллективу | ||||
| 7. Активное отношение к окружающим |
12. Материальная помощь со стороны родителей:
| Высокая | Умеренная | Отсутствует |
13. Жилищные условия:
| Хорошие | Желают быть лучше | Невыносимые |
14. Интерес к продвижению:
| Перспективу вижу | Перспектива слабая | Перспективу не вижу |
15. В какой мере выражены в Вашей работе следующие факторы:
| Факторы | Вполне | В основном | В некоmopой степени | Совсем не выражены |
| 1 Обеспеченность работой | ||||
| 2. Соответствие работы профессии | ||||
| 3. Соответствие квалификации работе | ||||
| 4. Разнообразность работы | ||||
| 5 Соответствие характера работы способностям и склонностям | ||||
| 6.Возможность повышения квалификации | ||||
| 7. информированность о делах коллектива | ||||
| 8. Хорошая заработная плата | ||||
| 9. Возможность продвижения | ||||
| 10.Помощьи поддержка руководителя | ||||
| 11.Хорошие отношения с администрацией | ||||
| 12.Хорошие взаимоотношения с коллегами по работе | ||||
| 13. Удачный режим работы | ||||
| 14. Удачное рабочее место |
16. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?
17. Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды?
Изучение работы в области профориентации и адаптации службы управления персоналом в организации следует проводить в соответствии с показателями, которые представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Изучение работы службы управления персоналом в области профориентации и адаптации
| Функции | Исполнители | Трудоемкость | |||
| ОК | Инженер по подготовке кадров | Наставник | Линейный руководитель | чел./час в год | |
| 1. Составление программ по профориентации | |||||
| 2. Проведение лекций, семинаров | |||||
| 3. Работа с молодежью | |||||
| 4. Составление программ адаптации | |||||
| 5. Знакомство с предприятием | |||||
| 6. Знакомство с рабочим местом | |||||
| 7. Объяснение задач, требований к работе | |||||
| 8. Введение в коллектив | |||||
| 9. Поощрение помощи новичкам со стороны наставников | |||||
| 10. Обучение молодых рабочих |
В заключение приведем пример, составленный по результатам опроса молодых рабочих в ряде отечественных организаций.
Таблица 4.2