Управление деловой карьерой




 

Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводи­мых кадровой службой организаций, по планированию, организации, моти­вации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, по­требностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исхо­дя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организаций. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения произ­водительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего уди­вительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматри­вает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

При поступлении на работу человек ставит перед собой опреде­ленные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходи­мо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, кото­рые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит ус­пех всей его карьеры.

Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить на первую попавшуюся привлека­тельную для него работу. Но она может оказаться не той, что он ожи­дал. Тогда начинается поиск новой работы.

Допустим, что человек хорошо знает рынок труда, ищет перспек­тивные области применения своего труда и узнает, что для его зна­ний и умений работу найти трудно, так как очень много желающих работать в этой области, в результате возникает сильная конкурен­ция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Пра­вильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает зна­ние себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом ус­ловии можно правильно поставить цели карьеры.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определен­ную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по ко­торой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать оп­ределенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

В качестве примера назовем некоторые цели карьеры:

· заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующие самооценке и поэтому доставляющие моральное удовлетворение;

· получить работу или должность, которые отвечают самооцен­ке, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хоро­ший отдых;

· занимать должность, усиливающую возможности и развива­ющую их;

· иметь работу или должность, которые носят творческий характер;

· работать по профессии или занимать должность, позволяю­щие достичь определенной степени независимости;

· иметь работу или должность, которые хорошо оплачиваются или позволяют одновременно получать большие побочные дохо­ды;

· иметь работу или должность, дающие возможность продол­жать активное обучение;

· иметь работу или должность, которые одновременно позво­ляют заниматься воспитанием детей или домашним хозяй­ством.

Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д. Формиро­вание целей карьеры — это процесс постоянный.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требова­ния организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.

В качестве примера назовем некоторые вопросы, задаваемые поступающим на работу работодателю:

какова философия организации в отношении к молодым спе­циалистам?

каковы шансы получения жилья?

сколько дней в году уйдет на командировки (в том числе за­рубежные)?

каковы перспективы развития организации?

имеется ли скидка при покупке работниками продукции, вы­пускаемой организацией?

практикуются ли в организации сверхурочные работы?

какие системы оплаты труда в организации?

кто является конкурентом организации?

имеет ли организация свои детские, лечебно-оздоровитель­ные учреждения?

каковы шансы получения более высокой должности?

будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации или переподготовки?

возможно ли сокращение должности и в связи с чем?

в случае сокращения можно ли рассчитывать на помощь орга­низации в трудоустройстве?

каковы принципы формирования пенсионного фонда, воз­можные размеры пенсии?

Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить сле­дующие правила: не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, сделайтесь нужным инициативному, оперативному руководителю; расширяйте свои знания, приобретай­те новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной; познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, чле­нов своей семьи, друзей); составляйте план на сутки и на всю неде­лю, в котором оставляйте место для любимых занятий; помните, что все в жизни меняется: вы, ваши занятия и навыки, рынок, организа­ция, окружающая среда, оценить эти изменения — важное для карь­еры качество; ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между ва­шими интересами и интересами организации; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается на нашей памяти не та­ким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходи­мо; думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в тру­доустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.

 

Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы. На рис. 5.4 приводится при­мерная структура личного плана карьеры — личный план.

Содержание личного жизненного плана карьеры руководителя, состоящего из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности, заключается в следующем:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: