Основы организации поиска документов в СПС «Консультант Плюс»




 

Основные возможности программных технологий СПС можно рассмотреть на примере системы «Консультант Плюс».

Все системы семейства «Консультант Плюс» имеют одинаковые программные оболочки, следовательно, принципы работы с любой из систем одинаковы. Основные приемы работы с системами «Консультант Плюс» можно рассмотреть на примере СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».

Запуск программы «Консультант Плюс», как и запуск любого Windows-приложения, осуществляется двойным щелчком мыши по ярлыку Консультант Плюс. Чтобы открыть окно базы данных, надо подвести курсор к названию нужной базы и щелкнуть мышью по кнопке Открыть базу.

Принцип работы с меню программы соответствует общему принципу работы Windows-приложения. Выделяются три этапа работы с системой «Консультант Плюс»:

1) формирование запроса на поиск набора документов;

2) работа со списком найденных документов;

3) работа с текстом документа.

Формирование запроса на поиск набора документов. Первый этап работы с правовой информацией заключается в поиске нужных документов, для чего в системах «Консультант Плюс» предусмотрено составление соответствующего поискового запроса путем заполнения Карточки реквизитов, появляющейся автоматически после открытия окна База данных.

Любой документ имеет определенные реквизиты - дата принятия, название, вид документа и т.д., которые отличают данный документ от других, поэтому, чтобы найти необходимый документ, нужно указать эти характеристики. Для этого в СПС предусмотрено составление соответствующего запроса путем заполнения полей Карточки реквизитов (рисунок 5.1).

Рисунок 5.1 - Карточки реквизитов системы «Консультант Плюс»

 

Карточка реквизитов - основное средство поиска документов в информационных базах систем. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу. При вводе в систему каждого документа его реквизиты заносятся в соответствующий словарь.

Для поиска документов надо заполнить Карточку реквизитов, которая представляет собой некоторое количество поименованных полей (реквизитов документа). Затем система просматривает все имеющиеся в информационном банке документы. Если содержимое всех заполненных полей из Карточки реквизитов совпадает с реквизитами документа, то документ считается найденным и заносится в список.

Сформированный список обладает следующим свойством: содержимое всех заполненных полей Карточки реквизитов идентично соответствующим реквизитам каждого документа из списка.

Основные способы поиска документов - это поиск по реквизитам документов, полнотекстовой поиск и поиск по специализированным классификаторам.

Различают поиск конкретного документа или поиск информации по определенному вопросу.

Поиск конкретного документа начинается с введения данных о документе. При этом необходимо контролировать количество документов, соответствующих запросу.

Поиск информации по определенному вопросу начинается с максимально широкого запроса, и используются тематический поиск, поиск по словам и словосочетаниям, входящим в текст документа, а также поиск по ключевым словам. Для исправления ошибочно заполненного поля или при формировании нового запроса необходимо очистить как отдельное поле Карточки реквизитов, так и все ее поля в целом.

При формировании запроса для поиска документов необходимо заполнить поля Карточки реквизитов.

Общие правила организации поиска документов. Перед началом работы по составлению запроса необходимо убедиться, что задана нужная раскладка клавиатуры - русская, а также очистить карточку реквизитов.

В Карточке реквизитов следует стараться заполнять не более трех-четырех полей.

По мере заполнения полей происходит последовательное сокращение количества соответствующих запросу документов. Это количество отражается в информационной строке Карточки реквизитов. Желательно, чтобы после заполнения Карточки реквизитов запросу соответствовало не более 30...50 документов. Итогом заполнения Карточки реквизитов является формирование списка найденных по запросу документов (рисунок5.2).

Рисунок 5.2 - Задание номера документа заполнения Карточки реквизитов

 

При поиске документов может возникнуть одна из двух основных ситуаций:

- известны какие-либо реквизиты документа (например, название, номер, дата принятия);

- о документе практически ничего не известно - известна лишь тематика интересующего вопроса. Алгоритм поиска строится в зависимости от типа ситуации.

Заполнение Карточки реквизитов. Поиск документов производится заданием различных реквизитов документа в Карточке реквизитов.

В левой части Карточки реквизитов расположены названия полей для задания различных реквизитов документов: вида документа, его номера и даты принятия, названия и др.

Самое большое отсечение при поиске производится по полю Номер, поэтому, если известен номер документа, то для поиска, как правило, достаточно набрать только этот реквизит.

Вводить вид документа можно только в том случае, если он точно известен. К примеру, если документ на самом деле является не законом, а постановлением, ошибка при заполнении поля Вид документа приведет к тому, что не найдется нужный правовой акт.

При вводе вида документа необходимо выполнить двойной щелчок по полю Вид документа и в открывшемся окне начать набор названия вида документа, например слово «приказ». Поисковый механизм программы произведет поиск набираемого слова и установит курсор в словаре видов документов. После чего необходимо нажать кнопку Выбрать или клавишу [Enter].

Поле Поиск по статусу используется в тех случаях, когда необходимо отсечь документы, не актуальные на данный момент, т. е. недействующие варианты редакций документов и утратившие силу документы.

Окно поля Ввод даты содержит два корешка: Словарь и Диапазон. При выборе первого корешка производится выбор нужной даты из словаря, для чего на клавиатуре надо набрать нужную дату в формате ДД.ММ.ГГ.

Корешок Диапазон позволяет выбрать интервал дат (рисунок 5.3). При работе с этим корешком можно, выбрав соответствующую строчку в окне, задать произвольную дату, произвольный диапазон дат, дату, заданную ранее, и диапазон дат, начиная с заданной по текущую.

Рисунок 5.3 - Корешок Диапазон окна поля Ввод даты

 

Дату можно набирать прямым набором с клавиатуры в соответствующем окошке, а также с использованием встроенного календаря. При использовании встроенного календаря надо иметь в виду, что набор даты лучше начинать с набора месяца, так как в этом случае количество дней в окне День устанавливается соответственно данному месяцу (рисунок 5.4).

 

Рисунок 5.4 - Окно встроенного календаря

 

Для ввода слова из названия документа необходимо сделать двойной щелчок по полю Название документа, набрать слово и нажать кнопку Выбрать. Например, точно известно, что в названии документа имеется слово «вексель», значит, это слово и надо набирать в поле Название документа. Если в названии документа присутствует несколько слов, что на практике встречается намного чаще, то после набора каждого из слов названия их обязательно надо отмечать клавишей [Insert]. Так, в названии документа «Переводной вексель», каждое из слов «переходной» и «вексель» надо отметить клавишей [Insert]. При этом выбранные слова переместятся в нижнюю часть окна в зону выбранных слов. Если о документе ничего не известно, кроме примерной тематики, то используется поиск по тексту документа (поле Текст документа). Например, надо найти документы, в тексте которых говорится о налоге на добавленную стоимость. После набора каждого из слов, присутствующих в тексте документов, их обязательно надо отмечать клавишей [Insert]. При этом выбранные слова переместятся в нижнюю часть окна в зону выбранных слов. Далее устанавливается условие связывания слов (и, или, рядом, кроме).

Рубрикатор документов. Словарь поля Тематика содержит многоуровневый рубрикатор, базирующийся на «Общеправовом классификаторе отраслей законодательства». Наличие у рубрики подрубрик показано специальным символом, стоящим слева от названия рубрики. Для раскрытия (закрытия) рубрики используется клавиша пробел или мышь. Выбор рубрик производится стандартным для всех словарей способом. Для того, чтобы раскрыть (закрыть) весь рубрикатор, используются комбинации клавиш [Ctrl]-[Серый плюс] ([Ctrl]-[Серый минус]). Для быстрого поиска фрагмента в рубрикаторе надо нажать клавишу [F7] (или выбрать кнопку Найти), ввести нужный фрагмент и установить нужное направление поиска. Все доступные операции с рубрикатором представлены в локальном меню. Для вывода списка документов, полученных с последним пополнением, используется поле Когда получен.

Работа со списком документов. Второй этап поиска документов в системах «Консультант Плюс» - выбор нужных документов из сформированного списка. Чем меньше количество найденных по запросу документов, тем легче работать со списком.

После заполнения Карточки реквизитов и нажатия клавиши [F9] (или выбора кнопки Построить список) на экране появляется список документов, найденных по запросу.

В списке указаны названия и объем документов, а в нижней рамке окна списка документов приведены общее количество документов в списке, номер текущего документа, количество и объем отмеченных документов. Движение по списку документов осуществляется с помощью мыши, кнопок-стрелок, а также клавиш [Home], [End], [PgUp], [PgDn]. Выход из списка осуществляется клавишей [Esc] или с помощью мыши. Все операции могут производиться как с одним (текущим) документом из списка, так и с группой отмеченных документов. Для отметки (снятия отметки) используются клавиши [Ins] или клавиши [Shift]-[стрелки]. Для отметки всех документов в списке используется клавиша [Серый плюс], а для снятия всех отметок - [Серый минус].

Все доступные операции с текстом документа приведены в локальном меню, а наиболее важные - в пиктографическом и главном. Локальное меню доступно в любом месте программы и вызывается правой кнопкой мыши или сочетанием клавиш [Alt]-[F10].

Запись документов в папку. В системах «Консультант Плюс» имеется возможность занесения документов в папки. Для этого необходимо отметить клавишей [Ins] (или [Shift]-[стрелки]) документы в списке, которые надо занести в папку, а затем нажать клавишу [F5] для вызова окна с названиями всех папок в системе. После этого установить курсор на название нужной папки и выбрать кнопку Занести, при этом программа помещает в выбранную папку отмеченные документы. Следует отметить, что при этой операции целостность основной базы не нарушается.

Если необходимо занести документы в новую папку, надо сначала выбрать кнопку Создать, команду Группа папок или Папки документов, ввести с клавиатуры ее имя, а затем на жать кнопку Занести.

Запись документа в Карман. В СПС имеется особая папка с названием «Карман», которую нельзя удалить. Для записи документов в Карман надо отметить клавишей [Ins] (или [Shift] - [стрелки]) документы в списке, которые надо занести в Карман, затем нажать клавишу [F3] или воспользоваться соответствующими элементами пиктографического или локального меню. При этом занесенный в карман документ получает признак Карман, видимый в списке документов.

Для удаления документа из Кармана используется также клавиша [F3] либо соответствующие элементы пиктографического или локального меню.

Запись документа в файл. Для записи документа в виде файла необходимо отметить клавишей [Ins] (или [Shift]-[стрелки]) документы в списке, которые надо записать в файл, проверить настройку полей для печати и нажать клавишу [F2] или использовать соответствующий раздел локального меню для записи выбранных документов в файл. В появившемся окне записи в файл ввести имя файла, выбрать директорию для его записи и тип формируемого файла.

Быстрый просмотр. Режим быстрого просмотра позволяет одновременно просматривать список документов и текст текущего документа. Для перехода в такой режим работы со списком надо выбрать пункты Окна/Разделить главного меню и установить удобное положение разделителя окна. В верхней части окна находится список документов, в нижней - текст текущего документа. Двигаясь по списку, можно просматривать, например, тексты документов или справку к документу, выбрав нужный корешок нижнего окна.

Вывод документа на печать. В системах «Консультант Плюс» имеется возможность печати документов. Для этого надо отметить клавишей [Ins] (или [Shift]-[стрелки]) документы в списке, которые надо напечатать на принтере, проверить настройку полей для печати, параметры печати, выбор принтера и макет страницы, затем нажать клавиши [Ctrl]-[F2] или использовать соответствующий раздел локального меню для печати выбранных документов на принтере. Произойдет процесс печати документов.

Работа с текстом документа. Чтобы попасть в текст документа, достаточно сделать двойной щелчок мыши по его названию из списка найденных документов, либо нажать клавишу [Enter], подведя курсор к названию документа. В результате высвечивается текст документа. Для возвращения обратно в список документов можно воспользоваться клавишей [Esc] либо закрыть окно документа.

Движение по тексту документа осуществляется с помощью полосы прокрутки или клавишами управления курсором, а с помощью клавиш [Ноmе] и [End] возможно перемещение в начало или конец документа.

В нижней части окна (панели состояния) расположены два числа, отделенные двоеточием - первое соответствует номеру строки в документе, на которой установлен курсор, а второе - общему числу строк в документе. Это позволяет сориентироваться, в какой части документа находится пользователь.

Под текстом документа имеется ряд корешков, причем корешки Текст и Справка присутствуют обязательно. Кроме того, документ может иметь корешки Оглавление, Респонденты, Корреспонденты, Редакции.

Корешок Текст выбирается программой по умолчанию и содержит текст документа.

Выбрав корешок Справка, пользователь попадает в справку к документу, содержащую важную дополнительную информацию о документе: источник публикации, примечания к документу прямые и обратные ссылки.

В поле Примечание к документу содержится информация о порядке вступления документа в силу, особенностях его применения, наличии редакций.

Корешок Оглавление позволяет быстро перейти в нужный раздел документа, имеющего сложную внутреннюю структуру, а список всех редакций документа предоставит корешок Редакции.

Непосредственно в тексте документа имеются ссылки на другие документы в информационном банке, выделенные другим цветом. Эти гипертекстовые ссылки позволяют переходить к указанным в них документам без заказа их через Карточку реквизитов, причем переход осуществляется в то место упоминаемого документа, которое указано в исходном документе.

При работе с текстом часто возникает проблема быстрого поиска слов или словосочетаний в тексте. Для поиска фрагмента текста можно использовать клавишу [F7] или кнопку Поиск (в виде бинокля) пиктографического меню.

В тексте документа можно поставить электронную закладку по аналогии с обычными бумажными закладками. Электронные закладки позволяют, как мгновенно найти отмеченное в документа место, так и вызвать непосредственно документ с поставленной закладкой (на вкладке Закладки).

Находясь в тексте документа, можно отпечатать как его фрагмент, так и текст целиком. Для печати части документа необходимо отметить печатаемый фрагмент клавишей [Ins] либо мышью. Если не отмечена ни одна строка, то по умолчанию печатается весь текст целиком. Текст перед печатью желательно просмотреть, используя, кнопку Просмотр печати.

Из текста документа, также как и из списка, возможно сохранение в файл, при этом надо указать директорию для сохранения, набрать название файла и выбрать его тип.

При работе с документами иногда возникает необходимость экспорта фрагмента документа, найденного в системе «Консультант Плюс», в текстовый документ пользователя. Программная оболочка «Консультант Плюс» позволяет копировать выделенный фрагмент текста или весь текст документа из информационного банка в пользовательский документ.

Общие рекомендации по поиску документов в системе «Консультант Плюс»:

1. При заполнении Карточки реквизитов необходимо заполнять минимальное число полей, поскольку, чем больше полей заполнено, тем больше риск потерять нужный документ по причине неверного задания его реквизитов.

2. Необходимо помнить, что самый быстрый поиск происходит при наборе номера документа, поэтому, если известно о документе все, включая его номер, то, прежде всего, надо набрать номер. Вполне возможно, что больше для поиска другие реквизиты документа не потребуются.

3. Следует формировать несколько вариантов запроса как путем заполнения различных полей Карточки реквизитов, так и выбирая различные значения в конкретном поле.

4. При поиске документов с использованием поля Текст документа желательно задавать несколько синонимов интересующего термина, поскольку в различных документах авторы зачастую используют близкие по значению, но не идентичные термины.

5. Вид документа следует задавать в случае полной уверенности, что именно такой вид имеет искомый документ.

6. Заполнение карточки реквизитов проводят до тех пор, пока количество найденных документов станет приемлемым. Считается, что поиск проведен хорошо, если сформированный список не превышает 30 - 50 документов.

7. Большие списки, найденные по запросу Карточки реквизитов, необходимо просматривать с самых свежих по дате принятия - это позволит избежать просмотра устаревших актов.

8. Необходимо сохранять часто используемые документы в папках, а установка электронных закладок поможет быстро найти нужное место в документе большого объема.

9. При печати документов использовать предварительный просмотр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: