Дусье В. Е. , Наварский Ю. В., Жегульский В. П. 5 глава




Диафрагмы не рекомендуется приваривать к поясу в зоне подошвы рельса, обеспечивая их плотное прилегание к рельсу.

К стенкам балок целесообразно приваривать диафрагмы двухсторонним швом с полным проваром.

Продольные ребра жесткости, обеспечивающие местную устойчивость стенок балки, сами должны обладать необходимой жесткостью и прочностью.

В качестве продольных ребер жесткости могут использоваться листы, уголки, швеллеры или гофры.

Продольные ребра жесткости для стенок ставятся на расстоянии от крайней сжатой кромки стенки:

- при одном ребре b 1=(0,2…0,25) h;

- при двух ребрах b 1=(0,15…0,2) h; b 2=(0,32…0,4) h.

Требуемые значения момента инерции продольного ребра относительно плоскости стенки определяют по рекомендациям ВНИИПТМАШ [4] в соответствии с табл. 8.2.

Таблица 8.2 Расчетные моменты инерции продольного ребра
b 1/ h Необходимый момент инерции продольного ребра Предельные значения
минимальные максимальные
0,2
0,25
0,3    
       

Варианты установки продольных ребер показаны на рис. 8.3.

Продольные ребра размещают между большими диафрагмами, не сваривая между собой диафрагму и продольное ребро. Вместо привариваемых ребер может быть использован листовой прокат с гофрами (рис. 8.4).

  Рис. 8.3. Варианты ребер жесткости из проката

 

 

 
B B 1 B 2
     
     
     
     
Рис. 8.4. Листовой прокат с закрытыми периодически повторяющимися гофрами (ТУ-14-2-280-77)

9. Сварные соединения
элементов металлических конструкций

9.1. Общие положения

Для соединения элементов металлоконструкций грузоподъемных кранов при толщине свариваемых элементов до 50 мм используется преимущественно автоматическая, полуавтоматическая и ручная дуговая сварка металлическими электродами. Данные по характеристикам сварочных материалов приведены в табл. 1.5.

Основные типы и конструктивные элементы соединений должны соответствовать действующим стандартам. Наиболее применяемыми являются:

ГОСТ 5264—80*. Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
ГОСТ 11534—75*. Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
ГОСТ 14771—76*. Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
ГОСТ 23518—79*. Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.
   

В условиях завода-изготовителя применяются автоматическая и полуавтоматическая сварка с физическими методами контроля швов, что обеспечивает высокое качество.

При монтаже и ремонте конструкций используется обычно ручная сварка. Возможности применения физических методов контроля зачастую весьма ограничены.

В соответствии с требованиями ПБ10-382-00 [3] все сварные соединения подлежат 100% визуальному контролю. Контроль сварных соединений просвечиванием производится в начале и конце швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых балок, при этом суммарная длина контролируемых участков должна составлять не менее 50% от длины стыка растянутого пояса, 25% всех остальных стыковых соединений и 25% от длины шва других видов сварных соединений, указанных в рабочих документах.

Сварные соединения выполняются стыковыми и угловыми швами. Соединения с угловыми швами различают по типу взаимного расположения элементов: тавровые, нахлесточные и угловые.

9.2. Стыковые соединения

Стыковые соединения используются главным образом для изготовления длинномерных элементов: полотнищ из листового или широкополосного проката для листовых конструкций (балок), а также элементов из фасонного проката для ферменных конструкций в тех случаях, когда размеры элементов превышают товарную длину проката.

При изготовлении коробчатых балок должны выполняться следующие требования [17, 18]:

- между стыками полотнища расстояние должно быть не менее 4000 мм;

- длина пристыкованного элемента должна быть не менее 500 мм, если это не оговорено чертежом, и стык должен располагаться у конца основного элемента;

- стыки стенок должны располагаться на расстоянии не ближе 2000 мм от середины пролета балки;

- стыки поясов должны быть смещены относительно друг друга и располагаться на расстоянии не мене 150 мм от стыков стенки;

- стыки поясов и стенок должны располагаться на расстоянии не менее 50 мм от диафрагм.

При правильном выборе сварочного материала, при контроле шва физическими методами и выведении концов шва на выводные планки соединения принимаются равнопрочными основному металлу и не требуют дополнительного расчета на статическую прочность.

9.3. Соединения с угловыми швами

9.3.1. Расчетные сечения соединений

В соответствии с рекомендациями сварные соединения с угловыми швами при действии продольной и поперечной сил следует рассчитывать на срез (условный) по двум сечениям: по металлу шва (сечение Ш, рис. 9.1) и по границе сплавления (сечение Г).

  Рис. 9.1. Сечения углового шва

Расчетные напряжения:

- по металлу шва (сечение Ш)

, (9.1)

- по границе сплавления (сечение Г)

, (9.2)

; , (9.3)

где lw — расчетная длина шва; kf — размер катета шва; β z, β f — коэффициенты, учитывающие геометрию шва; Rwz, Rwf — расчетные сопротивления металла шва (см. табл. 1.5).

Для расчета соединения на срез достаточно рассматривать менее прочное сечение, рекомендации по назначению которого приведены в табл. 9.1, в зависимости от временного сопротивления стали сопрягаемых элементов растяжению R ИП, нормативного сопротивления металла шва RW ИП и коэффициента β f, характеризующего вид сварки, положение шва и толщину свариваемых элементов.

Таблица 9.1 Расчетные сечения соединений с угловыми швами
Временное сопротивление стали сопрягаемых элементов растяжению R ИП, МПа β f Нормативное сопротивление металла шва по временному сопротивлению RW ИП, МПа
     
345-380 1,1 0,9 0,7 г ш ш г г ш г г ш
390-410 1,1 0,9 0,7 ш ш ш г ш ш г г ш
430-460 1,1 0,9 0,7 ш ш ш ш ш ш г ш ш
470-490 1,1 0,9 0,7 ш ш ш ш ш ш ш ш ш
         

При автоматической и полуавтоматической сварке и при катетах швов, равных толщине свариваемых элементов, рекомендуется:

при kf 12 мм β f =1,1, β Z =1,15;
  kf = 14…16 мм β f =0,9, β Z =1,05;
  kf 18 мм β f =0,7, β Z =1,0.

При ручной сварке β f =0,7, β Z =1,0.

Для фланговых швов, расположенных вдоль направления действия усилия, в связи с неравномерностью распределения касательных напряжений среза по длине значение расчетной длины ограничивается условием:

lw ≤85β f kf. (9.4)

Для швов, в которых усилие приложено по всей длине шва (например, поясные швы балок) расчетная длина не ограничивается.

9.3.2. Тавровые соединения

Поясные швы балок.

Проверка прочности швов, соединяющих пояса и стенки балок при отсутствии местной сосредоточенной нагрузки, выполняется по формуле

,(9.5)

где Q — поперечная сила в рассчитываемом сечении;
S
БР — статический момент полусечения балки брутто;
J БР — момент инерции сечения балки брутто.

При местной сосредоточенной нагрузке, в частности при расположении подтележного рельса над стенкой, давление колеса вызывает появление дополнительных касательных напряжений [19]:

, (9.6)

где P — сосредоточенная нагрузка (например, давление колеса тележки); n — коэффициент, зависящий от характера обработки кромок, при полном проваре можно принимать n =0,4; z — расчетная длина шва, по которому происходит передача давления с пояса на стенку,

, (9.7)

где J Р, J П — собственные моменты инерции рельса и пояса; dП — толщина пояса.

Прочность шва при наличии местного давления определяется по условию:

. (9.8)

Нагрузки в плоскости, перпендикулярной расположению швов.

Схема нагружения соединения показана на рис. 9.2.

Проверка прочности швов при действии момента М производится по условию:

, (9.9)

. (9.10)

Рис. 9.2. Схема нагружения таврового соединения

При действии отрывающей нагрузки N расчет швов выполняется по формуле

. (9.11)

В зависимости от степени глубины провара при выполнении соединения рассматриваются схемы, показанные на рис. 9.3.

При полном проваре с разделкой кромок (рис. 9.3, а, б) швы принимаются равнопрочными с основным металлом.

При неполном проваре (рис. 9.3, в, г) швы проверяют с учетом условной толщины t У:

- по металлу шва

; (9.12)

Рис. 9.3. Схема к расчету тавровых соединений: а — с двухсторонней разделкой кромок с полным проваром; б — с односторонней разделкой кромок с полным проваром; в — с двухсторонней разделкой кромок с неполным проваром; г — без разделки кромок с неполным проваром

- по границе сплавления

, (9.13)

где h К — глубина разделки кромок (см. рис. 9.3, в) или проварка (см. рис. 9.3, г);

t У f =2,6 h К, t У z =2,8 h К. (9.14)

Дополнительно проверяются соединения по основному металлу в сечении АА, перпендикулярном к направлению силы N:

, (9.15)

где Rth — расчетное сопротивление растяжению основного металла в направлении толщины проката (см. табл. 1.2).

Условная толщина:

t У=1,3 t С — для схемы рис. 9.3, а;
t У=1,15 t С — для схемы рис. 9.3, б;
t У=2(h К+0,25 t С) — для схемы рис. 9.3, в;
t У=2,8β f kt — для схемы рис. 9.3, г.

При действии изгибающего момента в плоскости, перпендикулярной сечению АА, проверка производится по формуле (9.9) при

. (9.16)

9.3.3. Нахлесточные соединения

Нахлесточные соединения применяются главным образом как соединения монтажные. При монтаже стыков коробчатых балок используются односторонние накладки.

Схемы к расчету нахлесточных соединений [19] при действии продольного усилия, расположенного в плоскости соединения, показаны на рис. 9.4, а, б.

Как видно из рис. 9.4, напряжения как в швах, так и в металле соединяемых элементов распределяются весьма неравномерно.

  Рис. 9.4. Распределение напряжений в нахлесточном соединении: а – сварка только фланговыми швами; б – фланговыми и лобовым швами

По упрощенной методике, приведенной в [4], неравномерность распределения напряжений в швах компенсируется снижением расчетных сопротивлений материала швов (см. табл. 1.5), и проверка прочности швов производится по формулам (9.1) или (9.2), в которых величина lw принимается равной сумме длин как фланговых, так и лобовых швов.

Результаты исследований, приведенные в [19], позволяют более точно определить величины действующих напряжений. При использовании только фланговых швов (см. рис. 9.4, а) касательные напряжения в швах

; (9.17)

; (9.18)

. (9.19)

Коэффициент концентрации k t при отношениях равных 10, 20, 30 и 40 составляет 2,19, 3,1, 3,79 и 4,38 соответственно.

В связи с резким возрастанием неравномерности распределения касательных напряжений при увеличении длины шва максимальную его длину целесообразно ограничить величиной lw [40b f kf, а минимальную длину принимать lw /6b f kf /40 мм.

Усилия в соединяемых элементах передаются через сварные швы. Характер распределения напряжений по ширине элементов также показан на рис. 9.4, а.

, (9.20)

. (9.21)

Значения k s в зависимости от соотношения a / l:

a/l 0,1 0,5 1,0 2,0

k s 1,45 2,01 3,37 6,61

При использовании одновременно фланговых и лобовых швов (рис. 9.4, б) неравномерность распределения касательных и нормальных напряжений существенно снижается, ввиду чего можно использовать упрощенную методику [4].

В обоих вариантах в сечении АА из-за эксцентриситета сечения возникает (см. рис. 9.4, б) местный изгибающий момент

, (9.22)

, (9.23)

и, следовательно, возникают местные нормальные напряжения

. (9.24)

Прочность соединительной накладки должна проверяться по условию:

. (9.25)

Расчетная схема соединения при действии момента в плоскости соединения показана на рис 9.5.

  Рис. 9.5. Расчетная схема при действии момента в плоскости соединения

Проверка прочности металла шва производится по условию [4]:

, (9.26)

где — наибольшее расстояние от центра тяжести шва (т. О) до крайней точки шва; JP — полярный момент инерции соединения относительно центра тяжести,

JP = Jx + Jy, (9.27)

где Jx, Jy — осевые моменты инерции плоскостей среза швов относительно центральных осей Ox и Oy.

10. Пример расчетов
металлических конструкций

10.1. Исходные данные

Для примера расчета возьмем мост крана грузоподъемностью 32 т с коробчатыми сплошностенчатыми балками, с рельсом, расположенным по оси верхнего пояса (рис. 10.1).

    Рис. 10.1. Металлоконструкция кранового моста

Кран эксплуатируется при температуре выше минус 20°С, пролет крана — 22,5 м, скорость передвижения крана — 1,20 м/с, высота подъема груза — 28 м, скорость подъема — 0,17 м/с, группа классификации (режима) работы крана — А4.

 

В дополнение к этим исходным данным берем из курсового проекта по дисциплине «Грузоподъемные машины» значение веса тележки, ее колеи и базы, если, конечно, совпадают грузоподъемности, или эти параметры задаются преподавателем. В нашем случае принимаем колею тележки В Т=3,4 м, базу L Т=3,2 м. Вес тележки определим по соотношению G Т=(0,25…0,35) G Г, т. е.

G Т = 0,287·32·9,81 = 90 кН.

10.2. Выбор материала конструкции

Учитывая, что проектируемый кран будет эксплуатироваться при температуре выше минус 20°С, в качестве материала для основных несущих элементов в соответствии с данными табл. 1.1 принимаем малоуглеродистую сталь Ст.3сп5 по ГОСТ 380—94.

Расчетное сопротивление материала при растяжении, сжатии и изгибе Ry=Ry П / γ m (см. табл. 1.2), где Ry П=255 МПа – нормальное сопротивление, принимаемое равным пределу текучести; γm=1,05 – коэффициент надежности по материалу.

Таким образом, Ry = 255/1,05 = 243 МПа.

Расчетное сопротивление при сдвиге (срезе)

RS = 0,58× Ry П / γm = 0,58 × 255/1,05 = 141 МПа.

Расчетные сопротивления стыковых сварных швов при растяжении, сжатии, изгибе Rwy=Ry =243 МПа (см. табл. 1.3). Расчетные сопротивления стыковых сварных швов при сдвиге Rws=Rs =141 МПа (см. табл. 1.5).

Расчетные сопротивления металла углового шва при срезе Rwf =(0,55 Rwу П )/ γ =0,55×410/1,25 = 180 МПа (см. табл. 1.5 и 1.7), где R П = 410 МПа — нормативное сопротивление материала шва (см. табл. 1.6); γ=1,25 — коэффициент надежности.

10.3. Расчетные нагрузки

При определении прочности металлоконструкций расчетные нагрузки рассматриваются при комбинации II А, при этом тележка находится в середине пролета моста и производится подъем груза.

10.3.1. Нагрузки от веса моста

Для заданных параметров пролета крана при выбранной общей схеме его исполнения и принятом материале по графикам рис. 4.1 находится в качестве первого приближения нормативный вес моста G МК=270 кН. Расчетный вес полумоста (см. табл. 3.1)

,

а расчетный погонный вес полумоста (без веса кабины и приводов механизма передвижения)

.

10.3.2. Нагрузки от веса кабины
и механизмов передвижения

Нормативный вес кабины (закрытой, с электрооборудованием) принимаем G КН=14 кН. Расчетный вес кабины G К =G КН ×γ К=14×1,2 = 16,8 кН. Кабина располагается таким образом, чтобы между задней стенкой и осью подкранового рельса было не менее 1000 мм. Принимаем расстояние от середины кабины до подкранового рельса а 2=2,5 м.

Нормативный вес привода механизма передвижения моста крана в первом приближении [2] можно определить, воспользовавшись табл. 7.2, в которой приведены данные по раздельному механизму передвижений кранов (типоразмеры двигателей, тормозов, ходовых колес) грузоподъемностью (5…320) т.

По данным этой таблицы нормативный вес каждого привода крана грузоподъемностью 32 т составляет примерно 6 кН. Тогда расчетный вес одного привода

,

где γ — коэффициент надежности по нагрузке (см. 4.1.2).

10.3.3. Нагрузки от веса груза и тележки

Нормативный вес груза рассматриваемого крана

G=Q Н g = 32×9,81=314 кН.

Расчетный вес груза ,

где =1,15 — коэффициент динамичности по графику (см. рис.4.2); γ Q= 1,12 — коэффициент надежности по нагрузке для веса груза (см. табл. 4.2).

Ориентировочно нормативный вес тележки принимается по ИСО 4301/1-А4 в зависимости от режимной группы А4 (см. стр. 23) – G ТН = 90 кН.

Расчетный вес тележки

G Т= G ТН×γ=90×1,2=108 кН,

где γ=1,2 — коэффициент надежности по нагрузке.

Расчетные усилия на ходовые колеса от веса груза и тележки для рассматриваемого крана с достаточной точностью можно принять одинаковыми:

.

10.4. Наибольший изгибающий момент
от вертикальных нагрузок

Наибольший изгибающий момент от подвижной нагрузки возникает в сечении, смещенном от середины пролета на расстояние В Т/4(В Т – база тележки), при расположении тележки соответствующим колесом над указанным сечением, т. е. это сечение отстоит от опоры В на расстоянии (рис. 10.2)

Z 0= 0,5(Lb 1) = 0,5×(22,5—1,6)=10,45 м,

где b 1 — половина базы тележки.

Наибольший момент от подвижной нагрузки

.

Здесь DR =2 D — равнодействующая усилий колес на пролетную балку.

  Рис. 10.2. Вертикальные нагрузки и эпюры изгибающих моментов пролетной балки

В этом же сечении балки изгибающие моменты от распределенной нагрузки q ПМ

и от неподвижных сосредоточенных нагрузок G ПР и G К (вес приводов и кабины)

.

Здесь а1 =1,2 м и а 2=2,5 м по рис. 10.1.

Суммарный расчетный изгибающий момент

.

10.5. Определение оптимальных размеров поперечного сечения пролетной балки

10.5.1. Расчет размеров в средней части пролета
из условия обеспечения прочности

Схема расчетного поперечного сечения двояко-симметричной балки с рельсом по оси пояса приведена на рис. 10.3.

  Рис. 10.3. Поперечное сечение балки

Расчет проводим по первому предельному состоянию (потеря несущей способности) при действии нагрузок комбинации II А (см. табл.3.1).

Необходимая величина момента сопротивления балки при изгибе в вертикальной плоскости

,

где γ01γ2γ3 — коэффициент неполноты расчета. γ1=0,90; γ2=0,95; γ3=0,90 (см. табл. 5.1, 5.2 и 5.3).

 

Подставляя в формулу численные значения параметров и коэффициентов, имеем

.

Оптимальная по условию минимума веса толщина стенки балки (если принять H» h) при обеспечении ее прочности

, (10.1)

где H — высота стенки.

Это равенство не позволяет однозначно определить толщину стенки, так как в нем неизвестны H и δС. Реальная высота балки у существующих мостовых кранов колеблется в пределах 1,0…1,8 м. Определим толщину стенки при различной ее высоте по формуле (10.1) для Н С1=1,0 м, Н С2=1,2 м, Н С3=1,4 м, Н С4=1,6м, Н С5=1,8 м. Результаты расчета введем в табл. 10.1.

10.5.2. Расчет размеров в средней части пролета
из условия обеспечения статической жесткости

Минимальный момент инерции балки при обеспечении нормальной величины статического прогиба моста (см. табл. 5.6 и формулу (5.8)) при нормативных подвижных нагрузках



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: