Словарь основных философских терминов 4 глава




Инь и Ян (кит., букв. - темное и светлое) - одна из пар ос­новополагающих категорий китайской философии, вы­ражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пас­сивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т. д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнеч­ный склоны холма или берега реки.

Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) - в широком смысле философские учения, которые ограничива­ют, принижают или отрицают решающую роль разума в по­знании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, и т. д. Как правило, эти учения являются идеалистическими и при­знают основой мироздания или одну из абсолютизированных способностей человеческой психики («воля» Шопенгауэра), или Бога, стоящего превыше всех способностей разума и по­стижимого лишь в процессе мистического единения (Мейстер Экхардт); или нечто Непознаваемое («всеохватывающее» С.Л. Франка), которое принципиально недоступно человеческому разуму, хотя и лежит в его основе и может проявлять себя тем или иным образом.

Истина - категория философии и культуры, обозначаю­щая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Классической считается т.н. «корреспондентская» концепция истины, согласно которой истина – это соответствие мысли о предмете предмету мысли. Для установления этого соответствия решающую роль играет проблема критерия истины, в качестве которого могут выступать логическая непротиворечивость и очевидность (рационализм), опытная или только чувственная данность (эмпиризм, сенсуализм), мироизменяющая практика (марксизм), соответствие определённым априорным категориям (кантианство), эффективность в описании и применении знания (прагматизм, эмпириокритицизм).

Историзм - принцип подхода к предмету исследования как изменяющемуся во времени, развивающемуся. Сам принцип разработан в немецкой классической философии и марксизме, но термин как обозначение универсального метода «наук о духе» введен во всеобщее употребление только В. Дильтеем в кон. XIX в.

История (от греч. historia - рассказывать, свидетельство­вать, описывать) - понятие, раскрывающее динамику чело­веческого бытия, изменения и развития общества. В более широком смысле понятие используется и для характеристи­ки происхождения, формирования, преобразования любых вещей, явлений, систем, протекания и трансформации любых процессов («естественная история»). В ходе своего обогаще­ния понятие «история» включило в себя дополнительно та­кие значения, как истолкование, объяснение, предсказание жизни человеческого общества.

Разнообразные трактовки истории можно представить двумя основными типами: во-первых, представление об истории как о прошлом. Реальность истории в этом случае трактуется как наследие, полученное людьми от предшествующих поколе­ний. Отсюда - практическая задача сохранения историчес­кого наследства, памятников истории, ее вещественных и письменных «следов». Историческое познание в этом смысле оказывается в основном изучением памятников, их выявле­нием, описанием, истолкованием. Во-вторых, понимание ис­тории как процесса человеческого бытия, как социального бытия, развертывающегося во времени. Такое понимание ис­тории предполагает рассмотрение и описание истории через деятельность людей, через связи этой деятельности с ее ус­ловиями, средствами и продуктами. В этом случае история предстает как живая, т. е. деятельная, насыщенная силами и способностями людей, связь прошлого, настоящего и буду­щего. Проблема отношения к прошлому оказывается шире проблемы отношения людей к историческим памятникам. Выявляется необходимость видеть за предметами и знаковы­ми формами схемы деятельности и общения людей, модели­ровать ситуации возникновения и воспроизводства этих схем. Оба типа представления об истории по сути содержат в себе различение истории как а) динамики человеческого бытия и б) как познания - описания, трактовки, объяснения этого бытия. При этом описание истории может быть понято в со­ставе самого меняющегося бытия, но может быть и дистан­цировано от него. Это происходит, когда история является нам в виде проблемы, фиксирующей несоответствие нашего понимания общественного процесса его действующим силам, средствам, формам.

Карма (санскр. karman - действие, деяние, жертвоприно­шение, жребий) - одно из центральных понятий индийс­кой философии, религии и культуры, своего рода «естествен­ный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер бу­дущего рождения (класс существования: богов, людей, жи­вотных, насекомых и т. п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т. д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашен­ную оценку поступков человека (дхарма, адхарма), во-вто­рых, утверждение причинно-следственной связи между дея­ниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-треть­их, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах. Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархи­ческое устройство космоса и неравенство в нем разных клас­сов живых существ.

Категории (от греч. - высказывание; лат. ргаеdicamenta) - фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие ус­ловия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Ка­тегории по своей функции, будучи общими родами высказы­вания, отличаются от первоначал бытия и от принципов, ле­жащих в основании философского и научного знания, хотя нередко, особенно в древней философии, первоначала бы­тия отождествлялись с категориями как всеобщими опреде­лениями бытия.

У Аристотеля функция кате­горий заключается не в том, чтобы охарактеризовать онто­логическую структуру бытия (этот ход мысли возникнет по­зднее - при онтологизации категорий как родов сущего), а в том, чтобы служить гарантом правильно выбранной страте­гии аргументации и доказательства, наложить запреты на под­мену одних смыслов другими. В последующем учение о категориях утратило свою связь с логико-грамматическими и семантическими структурами языка и было подчинено построению онтологии. Учение о катего­риях стало трактоваться как учение о родах сущего, пости­гаемых умозрительно. Ещё один вариант учения о категориях связан с И. Кан­том. Категории для него - условие возможности синтеза, то, что формирует, конституирует опыт. Категории значимы ап­риори, предшествуют всякому опыту, выражают логические функции всех возможных суждений.

Категорический императив - в этике Канта синоним морального императива, обозначение нравственной нормы как формально независимой в своих основаниях от ка­ких бы то ни было фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательной к исполнению при любом составе наших фактических целей. Ему противополо­жен гипотетический императив как условная форма воления, при которой нравственная обязательность данного действия основана на предпосылке фактического или возможного же­лания субъекта. В отличие от гипотетического императива ка­тегорический императив выражает чистое нормотворчество морального разума. Критерий законности желания состоит поэтому в возможности для этого желания стать необходимым принципом воли вообще и ни в чем более: должно быть возможно желать субъективного принципа своей воли как за­кона всякой воли разумного существа. Этический формализм Канта состоит в акценте на форме воления; «формулой» же этой приемлемой формы воления является именно категори­ческий императив, но не закон морали. Категорический им­ператив запрещает ставить ценность воления в зависимость от его содержания, но тем самым отнюдь еще не ставит во­ления в зависимость от его же собственной формы: воля, под­чиняющаяся категорическому императиву, подчиняется разуму, но не предмету; воля, форма ценностного определения ко­торой описывается категорическим императивом, нравствен­на при любом конкретном содержании. Воля же, определе­ние ценности которой обусловлено ее содержанием, при лю­бом содержании своем во всяком случае внеморальна: цен­ность, движущая ею, не есть моральная ценность.

Формулировки категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (Кант. Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 347). «Поступай так, чтобы ты всегда отно­сился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270); каждый должен относиться к самому себе и к другому в соответствии с «идеей человече­ства как цели самой по себе» (там же). Для совершенной в добродетели воли категорический императив, по признанию самого Канта, силы не имеет: из нормы воли он превращает­ся в описание естественной для нее формы воления.

Комическое - катего­рия эстетики, характеризующая смешные, ничтожные, неле­пые или безобразные стороны действительности и душевной жизни. В истории эстетической мысли существует большое разнообразие определений комического, которые исходят из противопоставления трагическому, возвышенному, серьезно­му, совершенному, трогательному, нормальному либо из его объекта или состояния субъекта (переживания, эмоции - от гомерического хохота до легкой улыбки). Выделяются также виды комического (остроумие, юмор, ирония, гротеск, на­смешка), а также жанры комического в искусстве (комедия, сатира, бурлеск, шутка, эпиграмма, фарс, пародия, карикату­ра) и приемы искусства (преувеличение, преуменьшение, игра слов, двойной смысл, знаково-смешные жесты, ситуации, по­ложения). Кроме того, каждый вид и жанр искусства предос­тавляет свои особые средства для выражения комического и достижения соответствующего эффекта, смеха или улыбки, иногда просто удовольствия, одобрения. Механизмом дей­ствия комического является игра со смыслом. Все многооб­разие определений комического вызвано многообразием ти­пов игры, ее стратегий, правил, различающихся в зависимос­ти как от социальной, так и от культурной среды в разные времена и у разных народов. Но в каждой культуре есть сфе­ра высших ценностей, которые сами по себе не могут стать предметом комического, но в определенных условиях могут быть низвержены в область комического (учение М. М. Бах­тина о карнавальном смехе, когда исполнители социальных ролей меняются местами).

Конвенционализм (от лат. conventio - соглаше­ние) - направление идей в философии науки, согласно ко­торому принятие определенных суждений, выражающих то или иное решение эмпирических проблем в рамках научных теорий, вытекает из ранее принятых понятийных (термино­логических) соглашений. К самим этим соглашениям не при­меняются эмпирические критерии истинности; они обуслов­лены соображениями удобства, простоты, эстетического со­вершенства и др. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанка­ре.

Конец истории - понятие, применяющееся в фило­софии для обозначения социальной трансформации, в ходе которой происходит отказ от ряда доминировавших в дан­ном обществе принципов. Первоначальные представления об этом понятии могут быть найдены в теологических трудах ранних христианских идеологов. Противопоставив античным идеям цикличности гипотезу направленного прогресса, они тем самым задали цель развития человечества и соответст­венно предел его эволюции (Августин). Концепция ограниченности прогресса, являющаяся идеоло­гическим основанием идеи конца истории, наполнилась иным содержанием, оставаясь на протяжении XVI-XIX вв. инструмен­том обоснования возможности или даже желательности со­хранения существовавшей (прежде всего политической) сис­темы (наиболее последовательно – у Гегеля). В современной социологии концепция конца истории про­является в двух направлениях: в более общем плане, как идея «постисторизма», и как собственно проповедь конца исто­рии.

Первое берет свое начало в концепции известного фран­цузского математика, философа и экономиста А. О. Курно. Согласно Курно, конец истории представляет собой некий ограниченный отрезок пути цивилизации, простирающийся между двумя относительно стабильными состояниями - пе­риодом примитивных общинных форм и эпохой гуманисти­ческой цивилизации будущего, в которой процесс социаль­ной эволюции будет поставлен под контроль человека и утратит свой стихийный характер, станет собственно исто­рией. В 80-е гг. мнение о том, что «преодоление истории представ­ляет собой не более чем преодоление историцизма» (Дж. Ваттимо), стало распро­страненным; затем внимание начало акцентироваться не столько на конце истории, сколько на конце социального на­чала в истории (Бодрийар), после чего пришло понимание того, что вернее говорить не о пределе социального развития, а лишь о переосмыслении ряда прежних категорий (Б. Смарт).

Второе направление в понимании конца истории связано с концепциями индустриального общества или эпохи модерна. При этом идея конца истории использовалась для пересмот­ра перспектив, открывающихся перед развитыми индустри­альными обществами. Сторонники такого подхода отмечают изменение роли и места западной цивилизации в современ­ном мире. Дискуссия о конце истории в этом аспекте активи­зировалась после выхода в свет сначала статьи (1989), а затем и книги (1992) американского политолога Ф. Фукуямы, оза­главленных «Конец истории». Идея конца истории подвергалась критике за одномерную трактовку социального прогресса, реализующего единый принцип, которую опровергает сам ход истории.

Концептуализм - одно из направлений философс­кой мысли (наряду с реализмом и номинализмом), связан­ное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Это направление опреде­ляет средневековый характер мышления, тесно связанного с идеей воплощения Слова и тем самым обеспечивающего по­нимание вещей и их связей. Направление получило название от термина «концепт» (от лат. conceptus - схватывание). Его теоретическое обоснование дано в «Диалектике» Абеляра и имело дальнейшую разработку в ряде философских школ и учений XII в., хотя идеи концептуализма разворачивались с момента появления христианства и особенно в пору воз­никновения спора об универсалиях, прежде всего у Ансельма Кентерберийского.

Космоцентризм – важнейшая особенность античной философии, характеризующая её направленность на постижение в первую очередь внешнего по отношению к человеку миропорядка – космоса – и его отражению в мысли и речи человека.

Креационизм – основополагающий принцип средневековой христианской и исламской философии, означающий сотворённость мира и человека богом из ничего. Этот принцип отрицает существование иной субстанции мира, кроме мышления бога.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, об­разование, развитие, почитание) - система исторически раз­вивающихся надбиологических программ человеческой жиз­недеятельности (деятельности, поведения и общения), обес­печивающих воспроизводство и изменение социальной жиз­ни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представле­ны многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образ­цов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, це­лей, ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый соци­альный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (пере­дает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, ко­торые, реализуясь в соответствующих видах и формах чело­веческой активности, порождают реальные изменения в жиз­ни общества.

Ли, благопристойность (кит., букв. - этико-ритуальные нормы, этикет, этика, ритуал, церемонии) - одна из центральных категорий китайской философии, гл. о. конфуцианства, сочетающая два основных смысла - «этика» и «ритуал». Этимологическое значение - «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли» роднит его с онтологическим понятием «ти» («тело», «строй», «сущность», «субстанция») - графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия «ли», которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тысячелетия до н. э. воздействие ли считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии получило преимущественно этическое истолкование. В древнейших письменных памятниках («Шу цзин» и «Ши цзин») иероглиф «ли» обозначал обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуций, теоретически осмыслив понятие «ли», превратил его в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе.

Либидо (лат. libido - желание, стремление, влечение, страсть) - понятие, введенное в психологическую, медицинскую и философскую литературу во 2-й пол. XIX в. в работах М. Бенедикта «Электротерапия» (1868), А. Молля «Исследование сексуального либидо» (1898) и др. для определения сексуального влечения, или инстинкта. В ХХ в. понятие «либидо» разрабатывалось в глубинной психологии, и прежде всего в психоанализе 3. Фрейда. По признанию последнего, он заимствовал это понятие у Молля. Фрейд считал либидо психической энергией, которая является подосновой всех трансформаций и перемещений сексуального влечения. Стремление, вожделение - это основа всякой психической жизни. Изначально либидо не имеет никакого определенного содержания, оно обладает лишь направленностью, интенцией. По этой причине может происходить преобразование сексуального влечения, отношения к его объекту (смещение энергетических нагрузок), цели (напр., сублимация) и источнику сексуального возбуждения (разнообразие аэрогенных зон). Либидо ведет человека к удовлетворению, к разрядке психического напряжения, причем это удовлетворение может принимать самые различные формы. Либидо может найти выход в обычном половом акте, а может перейти в сублимированный акт художественного или религиозного творчества. Оно может также перейти в отклонение, перверсию, переключаясь на самые неожиданные объекты как внутри, так и вне сексуальной сферы. Либидо способно принимать множество форм, не обладая само по себе никакой формой. Оно предстает как могущественная иррациональная сила, антагонистическая деятельности сознания. По мнению Фрейда, мы не можем представить душевной жизни человека, в построении которой не участвовало бы либидо, даже если оно отдалилось от первоначальной цели или воздержалось от ее осуществления.

Основатель аналитической психологии К. Г. Юнг значительно расширил понятие «либидо». У него оно обозначает «психическую энергию» как таковую, присутствующую во всем, что «устремляется к чему-либо». Либидо у Юнга предстает как поток витально-психической энергии, оно сродни понятиям «воли» Шопенгауэра и Ницше, «жизненного порыва» Бергсона. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека Юнг рассматривает как различные проявления единой энергии либидо. Неврозы и другие психические расстройства оказываются результатом регрессии либидо, его способности поворачиваться вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий. Такое оборачивание либидо приводит к репродукции в сознании больного архаических образов и представлений, которые Юнг рассматривает как первичные формы адаптации человека к окружающему миру.

Личность (от латинского persona) - в классической латыни это слово обозначало прежде всего «маску» (ср. рус. «личина») - слепок с лица предка, ритуальную маску и театральную. В Средние века это слово интерпретировали как «звучать через себя» (per se sonare) - персоной, т. о., является тот, кто обладает собственным голосом. В Новое время понимание личности развивалось под влиянием учения Декарта о двух субстанциях, отвергающего сущностное психофизическое единство человека; личность отождествлялась с сознанием. Для современной философии показательна точка зрения Э. Гуссерля, считавшего «интенциональность» (направленность на предмет) первичной характеристикой актов, рассматривал личность как субъект «жизненного мира», состоящего не только из природы, но и из других личностей, их отношений друг с другом, культуры.

В отечественной научно-философской парадигме личность вслед за марксизмом понимается как категория, характеризующая социальную сторону бытия человека. Наиболее общее определение личности с такой т.з. – «социально развитый человек» или «система социально значимых качеств человека». В этом смысле категория личность противопоставляется категории «индивид», обозначающей человека как представителя вида Homo Sapiens. Это противопоставление снимается категорией «индивидуальность», означающей конкретное соединение социальных и биологических качеств в реально живущем (жившем) человеке. Однако такой подход ни в коем случае не является единственным.

Логос (греч. λόγος - речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) – I. Понятие античной философии, обозначающее разумный принцип, управляющий миром. II. Понятие христианского богословия, обозначающее Бога-Сына. Впервые введено Гераклитом из Эфеса. Категория Логоса получила развитие в стоицизме, неоплатонизме, восточной патристике и русской религиозной философии.

Майевтика, «повивальное искусст­во» - засвидетельствованный у Платона (в диалоге «Теэтет») термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования. Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа - в противопоставлении внешне­го софистического знания и внутреннего философского, ко­торому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. По­мощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство (ибо сам он «ничего не знает»), а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета, отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. «Са­мое же великое в нашем искусстве - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод», так что майевтика - это образное выражение для того, что Аристотель иначе называл «индуктивным методом» Сократа и аналитикой понятий.

Майя (санскр Maya - иллюзия, видимость) - в индийской религиозно философской традиции особая сила (шакти) и энергия одновременно скрывающая истинную природу ищи и помогающая этому миру проявиться во всем своем мно­гообразии.

Макрокосмос и микрокосмос – «большой мир» и «малый мир», под большим миром понимается вся Все­ленная, под малым - организованное существо, животное или же человек как живая, мыслящая, обладающая душой ее часть. Сочетание этих двух понятий употребление их вместе при­носит определенный новый смысл в каждое из них Пред­полагается, что мир в целом одухотворен, что он организо­ван также, как и живое существо, а человек, в свою очередь содержит в себе, в своей душе, в своем уме весь мир, который можно познать, познав самого себя. Эта пара понятий и соответствующий стиль мышления озникли уже у первых греческих философов, активно использовались в античной, ренессансной и русской религиозной философии.

Материализм (от лат. materialis - вещественный) - мо­нистическое философское направление, признающее суще­ствование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибе­гая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т. д.) Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и пос­ледовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи (мозг так же выделяет мысль, как печень - желчь), второй - как ее свойство, возникающее на опреде­ленном этапе развития материального мира из свойства, при­сущею всей материи, - отражения. Положение о первично­сти материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир, будучи закономерным продуктом развития материи сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его. Термин «материализм» ввел Лейбниц для обозначения сво­их противников.

Материя - понятие древнегреческой, затем всей европей­ской философии. Играет важную роль в онтологии, натур­философия, теории познания. Термин материя - латинская калька древнегреческого слова (тип первоначально означало лес, древесину как строительный материал, лат matena - также первоначально «дубовая древесина, строевой лес»). В философию термин впервые введен Аристотелем, латинский перевод materia - Цицероном. Имеется во многих, но не во всех системах европейской философии. Основные значения понятия материи: 1) субстрат, подлежащее, то, из чего (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная; 2) бес­конечно делимый континуум, пространство, то, в чем (Платон), или протяжение Декарт); 3) принцип индивидуации, т. е. условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лей­бниц); 4) вещество, или тело, обладающее инертностью, т. е. массой, и непроницаемостью, т. е. упругостью или твердостью (античные стоики, новоевропейские материалисты); 5) объективная реальность, данная человеку в ощущениях (диалектический материализм). Материя проти­вопоставляется материя духу разуму, сознанию, форме, идее, благу, Богу, актуальному бытию (как чистая потенция), или, напротив, вторичным явлениям сознания как подлинное, объективное, первичное бытие. На этой оппозиции основы­вается идеологическое значение понятия материи и противостояние материализма и идеализма.

Метафизика (греч. - то, что после физики) - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. В исто­рии философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии. Близко ему понятие «онтология». Тер­мин «метафизика» ввел Андроник Родосский, систематизатор произведений Аристотеля (1 в. до н. э.), назвавший так груп­пу его трактатов о «бытии самом по себе». Условное название произведения дает позже имя предмету его исследования, ко­торый сам Аристотель определял как «первую философию», чья задача - изучать «первые начала и причины», или же как науку о божественном, «теологию». Однако метафизика как способ философского мышле­ния возникает задолго до Аристотеля, по сути, совпадая с пер­выми шагами философии.

Для метафизики характерно дедуктивное выведение понятий, отражающих такой уровень бытия, который нельзя открыть эмпирически. При этом ранние формы метафизики характеризовались статичностью описываемой ими картины мира (классический пример – неподвижное бытие Парменида), но, уже начиная с Аристотеля, в рамках метафизики как дисциплины появляется иной – диалектический стиль мышления. Это заставляет определять метафизику не столько как философскую дисциплину, сколько как определённую стратегию философствования, охарактеризованную Гегелем метафорой «дурной метафизики». Её отличия: ориентированность на постижение сверхопытных начал мироздания, дедуктивное выведение категорий, отражающих эти начала, формирование на их основе статической картины мира «с точки зрения вечности», понимание противоречивости явлений и отражающих их понятий как критерия ложности знания о них.

Метод (от греч - путь исследования, познания, теория, учение) - в широком смысле сознательный способ до­стижения какого-либо результата, осуществления определен­ной деятельности, решения некоторых задач. Метод пред­полагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого артикулируемого и контролируемого иде­ального плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности в обществе и культуре. Степень этой осознанности и контроля идеального плана деятельно­сти может быть различной, но так или иначе осуществление деятельности на основе того или иного метода в принципе предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов данной деятельности с реальной ситуацией, оцен­ку их эффективности, критический анализ и выбор различ­ных альтернатив действия и пр. Т. о., разработка и примене­ние метода связаны с рационализацией деятельности, с реф­лексией над ее предпосылками. Тем самым идея метода про­тивостоит различным формам нерефлексивного поведения, всякого рода неконтролируемым автоматизмом, инстинктообразным реакциям.

Механицизм - метод познания, основанный на при­знании механической формы движения материи единствен­но объективной. В своем конкретном применении механи­цизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для него характерны отрицание качественной специфики более слож­ных материальных образований, сведение сложного к про­стым элементам, целого - к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм пе­реносит понятия механики в область физики, химии и био­логии и в духе механики трактует такие философские катего­рии, как причинность, взаимосвязь и др.

В XVI-XVIII вв. механицизм приобрел значение господствующе­го направления, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое прак­тическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лап­лас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах). Декарт; выделяя «душу» в качестве отличия человека от ос­тального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механичес­ким автоматам. Вольф полагал, что познание истины возмож­но «потому что мир есть машина». Типичными представите­лями механицизма в XIX в. были Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт, Е. Дюринг. Механицизм как философская позиция обусловил мировоз­зренческий кризис в XIX в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, ра­дикально преобразовавшие естественно-научное познание и углубившие его основы, требовали отказа от редукционизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: