Смерть, по Хайдеггеру, дает возможность целостного видения нашего бытия, которое, пока мы живем, никогда не является «целым» и «завершенным», в нем реализованы не все его возможности (в т. ч. и главная - смерть); в Dasein всегда присутствует его «еще-не», что-то, что еще не случилось. Нет необходимости достигать конца, чтобы осознать свое бытие-к-пределу, «бытие к смерти»: сознание того, что я умру, дает мне достаточную перспективу тотальности. Подлинное отношение к этому пределу возможно лишь в «забегании», «заступании вперед» (Vorlaufen) - не в приближении или ускорении этого предела, характерного для пассивного «ожидания» (Erwarten) того или иного события, но в признании смерти как предельной, наиболее всеохватывающей возможности Dasein. Думать о смерти как о реальном событии в будущем - значит ждать ее как «уже не бытие возможного» и, следовательно, отвлекаться от «возможности быть». Если же «предвосхищать» смерть как возможность «не быть», то это неминуемо обращает нас к «возможности быть»: знать, что я могу не быть, предполагает знание того, что я могу (и как я могу) быть. Человек не свободен от смерти как от актуального реального события, но свободен понимать свою возможность быть или не быть (подлинный модус существования), а также свободен не понимать ее как возможность (неподлинный модус).
Бытия Бога доказательства - характерные для европейской христианской традиции попытки сделать очевидным «для разума существование Бога. Имеются три основных формы аргументации.
1. Космологическое доказательство по существу восходит к Платону и Аристотелю. Здесь осуществляется мыслительный переход от бытия случайного (обусловленного внешней необходимостью), не несущего самого себя, к бытию необходимому и самодостаточному, т. е. доказательство ех contingentia mundi - от случайности мира: а) каждая вещь - и мир в целом - имеет причину своего существования; б) причина существования вещи - и мира в целом - есть некоторая отличная от нее - и от мира в целом - реальность (отрицается рефлексивный характер причинно-следственного отношения: конечное бытие и - пусть даже «бесконечный» - мир конечных вещей в целом не может быть причиной самого себя); в) цепь причин не может быть бесконечной (потенциально); согласно Фоле Аквинскому, если бы не было первой причины, то не было бы и причины второй, а значит, и третьей и т. д., - т. е. вообще не было бы причин); г) следовательно, существует реальность (первопричина), которая является причиной существования других вещей, тогда как ее собственное существование не есть следствие (действие) чего-либо иного. Сходным образом доказывается бытие Бога, понимаемого как «перводвигатель» и как «абсолютно-необходимая сущность». Обычные возражения против космологического доказательства: в отношении (а): мы не можем знать, все ли в мире имеет причину; еще менее можем мы знать, имеет ли причину мир в целом. В отношении (б): мы не обязаны принимать допущение, что причина мира не может заключаться в самом же мире. Для Канта необходимость данного рассуждения есть необходимость нашего мышления, а не необходимость бытия. 2) Понятие «перводвигателя», первопричины и абсолютно-необходимого существа не является достаточным для формулировки понятия Бога.
|
2. Телеологическое (физико-теологичекое) доказательство, восходящее к Сократу, имеет более конкретное содержание: здесь доказывается бытие целесообразно действующего разумного и свободного существа: мир целесообразно упорядочен, что свидетельствует о существовании некоторого разума, в силу которого эта упорядоченность существует. Этот разум мы называем «Богом». Основные возражения: 1) мы не имеем возможности судить о том, устроен ли мир как целое целесообразно; 2) это доказательство доходит лишь до понятия демиурга, ваятеля материи, на не до понятия творца (Кант).
|
3. Онтологическое доказательство в общем виде заключается в том, что из мысли о нечто выводится необходимость его существования. Парменид, исходя из принципа тождества бытия и мышления, из необходимого характера мысли о бытии делал вывод о том, что бытие существует.
В философской теологии этот ход мысли используется для доказательства бытия Бога (Филон Александрийский, Боэций, Августин, Ансельм Кентерберийский). Ход мысли таков: а) Бог есть то, больше чего нельзя помыслить; б) такая реальность мыслима (существует в мышлении); в) если бы такая реальность существовала только в мышлении, но не в действительности, то можно было бы помыслить нечто большее, чем она; следовательно, ее в силу а) нельзя было бы назвать Богом; г) следовательно, Бог существует не только в мышлении, но и в действительности.
Основные возражения: 1) ad absurdum - точно так же можно было бы доказать бытие абсолютно совершенного острова. Во всех отношениях совершенный остров (красивый, плодородный, с прекрасным климатом и т. д.) мыслим, т. е. существует в интеллекте. Если бы он не существовал на самом деле, то он не был бы абсолютно совершенным. Следовательно, он существует. Кант утверждает, что бытие не есть «реальный предикат», который содержательно добавляет что-либо к понятию мыслимого предмета. 2) Неопределенность понятия «абсолютное совершенство» и недостаточность понятия «необходимо существующая реальность».
|
Существует также доказательство, ссылающееся на универсальный характер религиозной веры, которая в том или ином виде наблюдается у всех народов (ex consensu gentium, высказывалось уже стоиками). Наконец, Кант выдвинул т.н. моральный аргумент в качестве постулата практического разума, вытекающего у него - наряду с постулатом бессмертия души - из факта несовпадения в земном мире стремления человека к счастью и требований морали; лишь всеведущее, морально совершенное и всемогущее существо может быть гарантом конечного совпадения этих изменений.
Верификационизм - философско-методологическая установка на применение принципа верификации в качестве одного из основных критериев научной рациональности, позволяющего провести разграничительную линию между научным и вненаучным знанием. Верификационизм является формой «научного анализа понятия опыта», свойственной неопозитивистской программе эмпирического обоснования науки. Концептуальной основой верификационизма является идея о структуре опыта как совокупности (комбинации) неделимых, абсолютно простых фактов или событий, допускающих однозначное отображение в предложениях языка (Л. Витгенштейн, Б. Рассел). Согласно принципу верификации, каждое научно осмысленное предложение может быть сопоставлено с фактами чувственного опыта. Предложения, не допускающие такого сопоставления, выводятся за рамки научной рациональности как не имеющие научного смысла (напр., предложения метафизики). Предложения, подтверждаемые (хотя бы потенциально) опытными данными, считаются истинными (см. Подтверждение), опровергаемые - ложными. Верификационизм эволюционировал от «наивного» варианта, согласно которому всякий факт опыта мог быть выражен определенным «протокольным» высказыванием, к более гибким вариантам, которые позволяли зачислять в число научных высказывания, не имеющие непосредственного «чувственного» эквивалента (напр., высказывания о прошлых событиях, высказывания, проверка которых в настоящее время технически невозможна, законы теоретического естествознания и т. д.).
Вещь - предмет, опосредованный человеческим трудом; в более общем смысле - любое нечто, самостоятельно существующее в пространстве-времени; Аристотель назвал так понимаемую вещь первой сущностью. Философы, признающие реальность мира в целом, могут отрицать другие виды сущего (общие предметы, признаки, классы, бесконечности), но первую сущность не отрицает никто. Наряду с многозначным термином «вещь» используют и другие понятия: «предмет», «индивид», «конкрет», «партикуляр».
Определить вещь-конкрет - значит прежде всего отличить ее от признака (абстракта, качества, характеристики Аристотель предложил для решения этой задачи два критерия, остающиеся основными и сегодня: 1) вещь существует в пространстве-времени самостоятельно, признак - лишь в составе вещи; наделение признака самостоятельным существованием называется гипостазированием и считается ошибкой всеми за исключением крайних платонистов; 2) признак характеризует вещь, придает ей определенность, обратное же невозможно - вещь не может быть признаком признака. Только после различения вещи и признака становится понятным спор между номиналистами, признающими реальность лишь индивидов, и платонистами, настаивающими на существовании и их признаков.
Вещь в самом общем смысле - любое нечто, все, что может быть названо, все, что может быть объектом мысли. Как самое общее философское понятие оно охватывает любые объекты мысли - и реальные, и воображаемые. Синонимом так понимаемой «вещи» считают «объект». Объектом обычно называют вещь, включенную в человеческую деятельность, актуально осваиваемую субъектом предметно-практически и познавательно. Термином «объект» чаще обозначают не реальный, а потенциальный референт познавательной и практической деятельности, т. е. по существу любое нечто.
Возможность и действительность в широком смысле действительность трактуется как мир в целом, объективная реальность в единстве ее настоящего, прошлого и будущего, включающая и все возможное. В узком смысле действительность, противопоставляемая возможности, это реальность, существующая в настоящее время. Количественной мерой возможности является вероятность.
Р. Декарт определял возможное как мыслимое ясно и отчетливо: законы мышления, в частности логики, являются первичным фильтром, отделяющим возможное от невозможного. Именно по этому критерию Декарт исключает из числа возможного круглый квадрат (такую возможность называют логической). Более конкретна теоретическая возможность, которая вытекает не из законов познания, а из законов природы и общества, взятых в чистом виде. Теоретическая возможность соотносится не с действительностью, а с миром абстрактных объектов и выражается диспозиционными предикатами: «делим», «растворим», «смертен» и т. д. Третья разновидность возможности, эмпирическая, является самой конкретной. Она определяется всем содержанием действительности: как показала синергетика, в точках бифуркации макровозможности зависят даже от процессов, совершающихся на микроуровне. Возможность соотносится не только с действительностью, но и с будущим. Будущее одно, возможностей - множество. Ту из них, которая всегда превращается в действительность и для которой не существует противоположности, называют необходимой. Необходимость контрарно противоположна невозможности. Невозможность, как и возможность, может быть теоретической (напр., невозможность вечного двигателя) и эмпирической (напр., невозможно, находясь на Земле, увидеть обратную сторону Луны). Если необходимости поставить в соответствие 1, а невозможности (которую иногда трактуют как вырожденный случай возможности) - 0, то все множество оставшихся возможностей будет соответствовать числам, находящимся между 0 и 1.
В истории философии активно обсуждался вопрос, существуют ли эти «промежуточные» возможности, или есть только две крайние - необходимость и невозможность. Согласно одной точке зрения, никакой однозначной предопределенности будущего настоящим нет: любая из возможностей может стать действительностью благодаря т. н. свободной причинности. Согласно второму подходу, будущее однозначно предопределено настоящим, которое в свою очередь столь же однозначно предопределено прошлым. Следовательно, возможность, отличаемая от необходимости, - это понятие, констатирующее не объективное положение вещей, а уровень нашего знания о нем. Чем большее число факторов мы учитываем при предсказании будущего, напр. при прогнозе погоды, тем больше возможностей исключаем. В пределе остается одна - та, которая совпадает с будущим и является необходимой. Противостояние этих двух концепций носит антиномический характер. Эксперимент, который позволил бы предпочесть одну из них, предполагает всеведение, что невозможно. Поэтому выбор между ними определяется не конкретно-научными знаниями, а мировоззренческими постулатами. По предсказательной же силе они равноценны. Такими предсказаниями занимается специальная наука теория вероятностей.
Воля (лат. voluntas) - специфическая способность или сила. В истории европейской философии понятие воли имело два основных значения: 1) способность разума ксамоопределению (в т. ч. моральному) и порождению специфической причинности (классическая рационалистическая традиция, исторически более влиятельная и не прерывающаяся от античности до настоящего времени); 2) фундаментальное свойство сущего (предшествующее разуму) и основа всех объяснительных моделей (волюнтаристическая традиция XIX-XX вв., представленная преимущественно Шеллингом, Шопенгауэром, Э. Гартманом, Ницше и отчасти Бергсоном).
Воля к власти - центральное понятие в философии позднего Ф. Ницше. Воля к власти интерпретируется Ницше как принцип всего существующего. Подтверждения своей мысли он ищет в любом доступном ему материале анализа: в философии, религии, искусстве, психологии, политике, естествознании, вплоть до повседневного быта. Универсализация этого принципа повлекла за собой тотальную ревизию всего ценностного и значимого, в первую очередь религии, морали и философии. Ревизии подвергаются стремление к истине, познание, справедливость, добродетель, свобода, мир, покорность, терпимость, равенство, совесть, вера, чувство долга, любовь, идеалы всякого рода; все это суть «замаскированные виды воли к власти». Всюду, где воля к власти оказывается слабее застилающих ее иллюзий, жизнь и культура находятся в упадке.
Время - форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития; один из атрибутов материи в диалектическом материализме. В истории философии существует два ключевых подхода ко времени – объективистский и субъективистский. С первой точки зрения время – объективное свойство реальности, и течение времени не зависит от восприятия его человеком. Со второй точки зрения, впервые обоснованной Августином Аврелием, время существует только в человеческом восприятии. Эту точку зрения развил И. Кант, определив время как априорную форму созерцания. Объективистские концепции также неоднородны. Среди них в самом общем смысле можно выделить концепции «абстрактного» и «живого» времени. «Живое» время-длительность (А. Бергсон, В. Дильтей) задаёт специфику человеческого бытия. «Абстрактное» время – это время науки, применяемое для описания в первую очередь физических явлений. «Абстрактное» время в истории философии также представлялось двояко: с точки зрения субстанциальной концепции оно – сама по себе пребывающая сущность, с точки зрения реляционной – свойство отношений объектов действительности. Наконец, ещё в индийской философии возникло представлении о времени как о границе с небытием, своего рода «относительном небытии». Этот смысл был подхвачен современной западной философией, в т.ч. М.Хайдеггером в работе «Бытие и время».
Гедонизм (от греч. гедойнэ - удовольствие) - тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Классический пример – этическое учение Эпикура.
Герменевтика – I. В античной философии – искусство понимания, истолкования, интерпретации ключевых культурных и сакральных текстов (напр.: поэм Гомера), в средневековой мысли – искусство толкования Св.Писания, в эпоху Возрождения – искусство перевода античного наследия. II. Метод исторической интерпретации культурных текстов, разработанный в нем. романтизме и академической философии жизни. Проблематика герменевтики была поставлена Ф.Шлегелем, разработана Ф.Шлейермахером. Шлейермахер мыслит герменевтику п.в. как искусство толкования чужой индивидуальности, «другого», предметом герменевтики выступает п.в. аспект выражения, а не содержания, т.к. именно выражение есть воплощение индивидуальности. Как метод собственно исторической интерпретации, герменевтика разрабатывалась в «исторической школе» (Дройзен, Ранке, Дильтей). Дильтей определил герменевтику как «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений». Основа герменевтики по Дильтею – понимающая психология, т.е. непосредственное постижение целостности душевно-духовной жизни. Однако при психологическом подходе к реальности душевной жизни индивидуальности предстают как замкнутые миры и их взаимопроникновение невозможно. Эта проблема требует преодоления психологизма, что было выполнено Э. Гуссерлем и привело в итоге к формированию современной философской герменевтики. III. Философская герменевтика – онто-гносеологическое и культуроведческое направление в современной западной философии. Родоначальник философской герменевтики – ученик Гуссерля М. Хайдеггер, в своём позднем творчестве преодолевший психологизм с помощью особого понимания сущности языка. У Хайдеггера язык как исторический горизонт познания определяет судьбу бытия; не мы говорим языком, а скорее язык «говорит нами», язык – «дом бытия». В результате герменевтика из искусства исторического истолкования текстов превращается в «свершение бытия». Бытие говорит п.в. через поэтов, слово которых всегда многозначно, истолковать его и призвана философская герменевтика. Различные проекты философской герменевтики представлены в творчестве итальянца Э.Бетти, немца Г.-Г.Гадамера и француза П.Рикёра. Э.Бетти осмысливает герменевтику вслед за Дильтеем и видит её задачу в раскрытии смысла исторических текстов, «перемещении в чужую субъективность». Г.Г.Гáдамер, напротив, превращает герменевтику из метода гуманитарных наук в онтологию. Согласно Гадамеру, актуализация субъективного начала в исследовании – помеха в исследовании, только отмирание всех актуальных связей с историческим явлением позволяет выявить его подлинную ценность. Основу познания всегда составляет «пре-понимание», носителем которого является язык. «Пред-понимание» можно скорректировать, но нельзя от него отказаться. В отличие от Гадамера, в конечном итоге сводящего герменевтический опыт к языковому опыту, П.Рикёр перенацеливает герменевтику на интерпретацию внеязыковых феноменов. Герменевтика должна поэтому вступить в продуктивный диалог с теориями интерпретации, поставляемыми такими направлениями исследования; как психоанализ и структурализм. Общее между ними состоит в том, что конституирование смысла они возводят к некоей независимой от субъекта бессознательной инстанции (динамика влечений в первом случае, структуры языка - во втором).
Герменевтический круг - особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером. Различные модификации герменевтического, круга связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания - с другой; для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот. В отчетливой форме - как круг целого и части - представлен в герменевтике XIX века (Ф.Шлейермахер, А.Бёк): для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Чтобы понять некоторый текст, надо понять отдельные предложения, но для понимания каждого предложения надо уже располагать пониманием текста; чтобы понять предложение, надо понять отдельные слова, но для правильного понимания их смысла надо понимать предложение и т.д. Слово есть часть относительно предложения, предложение - часть относительно текста, текст - часть относительно творческого наследия данного автора, тексты данного автора - часть определенной жанровой совокупности и т.д. Шлейермахер, различавший «грамматическую» и «психологическую» интерпретации письменных документов, столкнулся со следующей модификацией герменевтического круга: текст есть фрагмент целостной душевной жизни некоторой личности, и понимание «части» и «целого» здесь также взаимно опосредовано. На другой аспект герменевтического круга обратил внимание В. Дильтей: понимание текста как «проявления жизни» творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой «жизнепроявлений». В философии М. Хайдеггера герменевтический круг связывается не с формальными условиями понимания как метода познания, а с онтологическими его условиями как основного определения человеческого существования. Поскольку герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования, постольку задача герменевтики состоит не в том, чтобы выйти из герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. Герменевтический круг имеет, т. о., не методологический, а онтологический характер. В философской герменевтике Гадамера эта трактовка герменевтического круга развивается путем конкретизации хайдеггеровского учения о понимании. Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. С проблемой своего рода герменевтического круга сталкивается философия науки: факты, из которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретация обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать.
Гилозоизм (от греч. вещество, материя и жизнь) - философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р. Кедворт. Гилозоистами были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т. к. он обладает душой. Гераклит характеризовал человеческую душу, как сухой, наиболее совершенный огонь. В эпоху Возрождения ярким сторонником гилозоизма был Д. Бруно. Гилозоистические представления Бруно были связаны с его пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу. В Новое время гилозоистические идеи наличествуют у Б. Спинозы, считавшего мышление атрибутом субстанции, в филосрфских воззрениях И. В. Гёте, полагавшего, что в природе существуют лишь постепенные переходы, вследствие чего духовное не противоположно материи, а коренится в ней в качестве его потенции, многообразно проявляющейся во всех природных явлениях. Приверженцами гилозоизма были также французские материалисты XVIII в. - Д. Дидро, Д. Дешан, Ж. Робине. Достижения биологии в XIX в. выявили несостоятельность гилозоизма и его идей о всеобщей одушевлённости материи.
Гипостазирование (от греч. ипостасис - сущность, субстанция) - наделение самостоятельным существованием в пространстве и времени абстрактных сущностей - признаков и классов. Гипостазирование возникает при обсуждении современной проблемы универсалий - вопроса о том, чему в действительности соответствуют абстрактные термины («идея», «число», «равенство», «белизна») и предикатные переменные. Гипостазирование основано на игнорировании качественной разницы между предметами, способными к самостоятельному существованию в пространстве-времени, и их признаками (абстрактами, универсалиями), существующими лишь в составе предметов. Различают два вида гипостазирования. Первое характерно для платонизма и сводится к утверждению, что абстрактные сущности (универсалии) существуют - в реальном или «надмировом» пространстве. Другой вид гипостазирования отождествляет предмет с одним из его признаков, при этом трактует его как признак только в границах интервала гипостазирования, задаваемого целями, исследования. Гипостазированию противостоит номинализм, отрицающий не только реальность абстрактных сущностей, но и правомерность задающих их абстрактных терминов и предикатных переменных.
Гносеология (от греч. знание и учение) – философская дисциплина, изучающая самые общие аспекты процесса познания, теория познания. Основные проблемы гносеологии: природа познания и его возможности, отношение знания к реальности (проблема истины), всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности. Специальная теория научного познания – эпистемология.
Государство – центральный институт политической сферы жизни общества, политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия. Признаками государства являются: публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд); система права - совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти. Государственная власть носит универсальный характер, поскольку она распространяется на всех граждан, на все организации и учреждения страны. Государственный суверенитет предполагает полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, т. е. над властью государства, признаваемой суверенной, не стоит никакая иная власть, способная подчинить его себе или воспрепятствовать ему в осуществлении его воли. В международной сфере суверенитет государства выражается в его праве самостоятельно, независимо от др. государств, решать все свои внутренние вопросы и вступать в международные соглашения.
Гражданское общество - 1) общество, в котором сочетаются частные и общие интересы (Гегель); 2) общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, в котором возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспечить безопасность общества в целом и отдельных граждан; 3) общество, контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между обществом, государством и экономикой. В целом гражданское общество можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений.
Гуманизм (от лат. «homo» - человек, «humanus» - человеческий, человечный, «humanitas» - человеческая природа) – I. Сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы с целью рецепции античных ценностей, в первую очередь – ценности гармонически развитой личности. II. Особый тип философского мировоззрения, в центре которого - человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, о характерными для него нормами поведения и отношениями.
Da-Sein (нем.)– ключевая категория «новой онтологии», по-разному трактуемая М.Хайдеггером, Н.Гартманом и др. Перевод термина зависит от того, в каком смысле его употребляет автор: в работах Гегеля – «наличное бытие», Хайдеггера – «здесь-бытие», Гартмана – «вот-бытие», - хотя грамматически верным будет перевод «тут-бытие», использовавшийся Н.А.Бердяевым. Наконец, В.В.Бибихин предложил перевод «присутствие». Смысл термина как категории «новой онтологии» заключается в переосмыслении оснований бытия человека, которое, во-первых, мыслится только как конкретная данность (вот, тут, здесь), а во-вторых, не вычленяется из окружающего мира, который для Da-Sein всегда является «своим». Концепция Da-Sein означала отказ от поиска «чистого Я», «чистого сознания», «идеального субъекта» и рассмотрение человеческого бытия как самоконституирующегося. Коррелятом Da-Sein у Хайдеггера является Ex-sistenz, т.е. вы-ступающее существование (выходящее в мир и пребывающее в нём).
Дао (кит., буквально - путь, а также метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют) - одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в «движении/поведении». Ближайшие коррелятивные категории - дэ («благодать») и ци («орудие»). В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. Термином дао передавались буддийские понятия «марга» и «патха», выражающие идею пути, а также «бодхи» («просветление», «пробуждение»). Аналогами дао часто признаются Логос и Брахман. В различных философских системах дао определялось по-разному, поэтому Хань Юй назвал его, как и дэ, «пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла. Конфуций сосредоточился на «человеческих» ипостасях дао и дэ, которые взаимосвязаны, но могут проявляться и независимо друг от друга («Лунь юй», V, 12, XII, 19). Он конкретизировал дао в различных наборах этизированных понятий: «сыновняя почтительность» и «братская любовь», «верность» и «великодушие» (чжун шу), т. е. осуществление «золотого правила» морали, «гуманность» (жэнь), «знание» (чжи) и «мужество» (юн) и т. п. Ближайшие ученики Конфуция придали высшей ипостаси дао универсальный онтологический смысл. В раннем даосизме на первый план выдвинулись парные категории дао и дэ, которым посвящен главный даосский трактат «Дао дэ цзин». В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее «отсутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде, изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное «прохождению», восприятию и познанию, выразимое в «имени/понятии», знаке и символе, порождающее «наличие/бытие», являющееся предком «тьмы вещей».