Словарь основных философских терминов 3 глава




Движение – философская категория, применяемая для обозначения всеобщей изменчивости явлений действительности. Ф.Энгельс определил движение как «изменение вообще». В диалектическом материализме движение мыслится как атрибут, т.е. всеобщее и необходимое свойство материи. Категория движения заключает в себе серьёзное противоречие, которое было замечено ещё в Античности и, как правило, абсолютизировалось. Оно связано с тем, что движение, будучи изменением, ставит проблему самотождественности предметов. Иначе: сохраняют ли они своё качество в процессе изменения, - или образно: «Можно ли дважды войти в одну и ту же реку?» Парменид, как известно, абсолютизировал самотождественность, неизменность бытия, ученик Гераклита Кратил – изменчивость, текучесть. В истории философии противоречивость движения осмысливалась через связь с категориями актуального и потенциального (Аристотель), времени (Гоббс). Движение неоднородно на различных уровнях организации универсума, и в самом общем смысле принято выделять формы движения, присущие живой, неживой природе и социуму. В истории философии длительное время господствовала абсолютизация механического движения, которое понималось в качестве первоэлемента всякого движения. Однако эта редукция является неоправданной, т.к. механическое движение – лишь частная форма физического. Движение, в процессе которого возникают необратимые, направленные качественные изменения, называют развитием.

Дедукция (от лат. deductio - выведение) - переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключе­ниям). Термин «дедукция» употребляется и для обозначе­ния конкретных выводов следствий из посылок (т. е. как синоним термина «вывод» в одном из его значений), и как родовое наименование общей теории построений правиль­ных выводов. Науки, предложения, которых преимуще­ственно получаются как следствия некоторых общих прин­ципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктив­ными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посред­ством которого производятся выводы этих частных пред­ложений, - аксиоматико-дедуктивным. Изучение дедукции составляет задачу логики; иногда фор­мальную логику даже определяют как теорию дедекции. Хотя термин «дедукция» впервые употреблен, по-видимо­му, Боэцием, понятие дедукции - как доказательство ка­кого-либо предложения посредством силлогизма - фигу­рирует уже у Аристотеля.

Деизм (от лат. deus - бог) – I. Позиция западно-европейского естествознания XVII-XVIII веков (напр.: Галилей, Толанд), заключающаяся в отрицании принципа провиденциализма. Отрицание провиденциализма означало, что бог, сотворив мир, более не вмешивается в его развитие, которое происходит по сотворённым им, но присущим только миру, законам. Тем самым всё многообразие явлений действительности являлось результатом саморазвития универсума и могло быть предметом естествознания, направленного на отыскание внутренних законов природы. В понимании законов природы деисты придерживались к.п. жёсткого, механистического детерминизма. II. Религиозно-философское направление XVII-XVIII веков, основывавшееся на принципах т.н. «естественной религии», провозглашавшей веру в бога без опоры на Откровение и тем самым сводившей религию к морали. Идеологи: Ж. Боден, Э. Герберт Чербери.

Детерминизм (от лат. determine - определяю) - об­щее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явле­ний и процессов реальности. Представления о детерминиз­ме входят в структуру научного метода - они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и за­кономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концеп­ции причинности и закономерностей. Для науки и философии наиболее значимы механистическая и диалектическая концепции детерминизма. Принцип механистического детерминизма был сформулирован французским учёным Лапласом в XVIII веке («лапласовский» детерминизм) и гласит, что одна причина с необходимостью всегда влечёт только одно (и одно и то же) следствие. Этот принцип был основой развития естествознания Нового времени. Диалектический детерминизм предполагает многовариантность цепей причинения и принимает категорию случайности, настаивая, однако, на закономерном характере процессов детерминации. Наконец, в современной теории самоорганизации – синергетике – напротив, абсолютизируется роль случайных малоимпульсных воздействий. Противоположностью детерминизма является индетерминизм.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и пре­образование. Деятельность человека предполагает опреде­ленное противопоставление субъекта и объекта деятель­ности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт дея­тельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, ре­зультат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Дея­тельность - реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования чело­века и общества. Вместе с тем деятельность как таковая не может считаться исчерпывающим основанием человечес­кого существования. Если основанием деятельности явля­ется сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих моти­вов, идеалов и ценностей, которые хотя в определенной мере и детерминируются деятельностью, но тем не менее и сами выступают в качестве ее рамок.

Джива (санскр. jive, букв, - живое) – категория джайнской философии, одна из главных сущно­стей или категорий (падартха) вселенной. Джайны полагают, что в мире вообще есть лишь две группы сущностей: джива (одушевленные существа) и аджива (неодушевленные предметы, тогда как все прочие категории лишь описывают различные связи и отношения между ними. Само существование познаю­щей души дано непосредственно в интроспекции и не нуждается в каком-либо доказательстве. Все дживы делят­ся на три вида: освобожденные, связанные сансарой и т.н. адские. «Связанные» дживы занимают определенное место в иерархии живых существ сообразно количеству их органов чувств (начиная с растений, наделенных лишь осяза­нием, и кончая людьми, демонами и богами). «Связанная» джива загрязняется частица­ми тонкой материи, которая налипает на душу в силу ее прежних поступков и побуждений; уничтожение таких за­грязнений непосредственно выводит дживу за пределы сансары к освобождению.

Диалектика (от греч. «искусство вести спор») – I. Логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим пред­метом противоречия его мыслимого содержания. Зародился в Античности, термин предложен Сократом. Применительно к природе диалектический стиль мышления использовал впервые Гераклит из Эфеса, к мышлению – Зенон Элейский, к человеку и обществу – Сократ. Диалектика стала основополагающим методом в немецкой классической философии, в рамках которой на основе философского идеализма были сформулированы её основные принципы, законы и категории. На основе философского материализма диалектика была перестроена в марксизме. В ХХ веке специфическая форма диалектики получила распространение в теологии, возникли различные её неклассические формы, например, антропологическая диалектика Сартра, признававшего диалектический характер мышления и социума, но отвергавшего диалектичность природы. II. В диалектическом материализме – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, выступающее в качестве всеобщего метода. Диалектический материализм оперирует классической системой категорий диалектики, среди которых важнейшую роль играют законы диалектики и универсальные связи бытия. Для диалектического метода здесь принципиально важны положения принципов историзма и детерминизма.

Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философ­ское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универ­сума - материального и духовного, физического и психи­ческого, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносео­логический, подчеркивающий противоположность двух Способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаи­вающий на гетерогенности и принципиальной несводимо­сти двух субстанций; 3) антропологический, подчеркиваю­щий противоположность души и тела.

Термин был введен X.Вольфом. Основа­телем дуализма как философского учения считается Р.Де­карт. Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях - про­тяженной (res extensa) и мыслящей (res cogitans). Свойства материальной субстанции - телесность и протяженность. Мыслящая субстанция - это душа, дух, сознание. В этой идее о двух качественно различных субстанциях в новоевропейской культуре прозвучала идея об онтологической раздвоенности мироздания, о коренной противопо­ложности человека и природы. Материальная субстанция, представленная как механизм, где господствует закон не­изменности количества движения, рассматривалась как противоположность мыслящей субстанции, которая сво­бодна и автономна, способна творчески осуществлять ин­теллектуальную деятельность. Дуализм в новоевропейской философии выражал актив­ную роль мыслящей субстанции, ее способность создавать идеальные схемы и модели мироздания.

В философии XIX и XX вв. дуализм имеет скорее гносеоло­гический, чем онтологический, характер. Рассмотрение проблем соотношения эмпирии и рациональных схем, ап­риорного и апостериорного и т. п. - все это имело в качестве своей основы гносеологический дуализм мышления и бытия. При этом если в докантовской философии гос­подствовало представление о тождественности порядка и связи идей и вещей, то в гносеологическом учений И. Канта обращается внимание на разрыв между мышле­нием и вещами. Он уже осознает, что природа вещей не дана в своей непосредственности мышлению, притязаниям которого доступна лишь их феноменальная форма. Позна­ние рассматривается как конструктивный процесс мышле­ния, сопрягаемый с опытом. Неокантианцы (Г. Риккерт и др.) вводят дуализм «ценностей» и «действительности», А. О. Лавджой, описывая «бунт против дуализма» в ис­тории философии, настаивает на необходимости дуализма мышления и природы вещей. В современной философии (Р. Рорти и др.) проводится мысль о необходимости преодоления дуализма как тради­ции новоевропейской мысли.

Единичное и общее - в логике и философии еди­ничное - признак конкретного предмета, отличный от при­знаков всех предметов, входящих в некоторый фиксирован­ный класс, общее - признак этого предмета, сходный с признаком по крайней мере еще одного предмета данного класса. Всеобщее - признак, сходный с признаками всех предметов класса, особенное - любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями исполь­зуется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие. Особенным в этом случае называют признак, сходный с признаками одних и отличный от признаков других предметов класса, т. е. любой общий, но не всеобщий признак. Понятия «единичное» и «общее» («осо­бенное» и «всеобщее») относительны: они имеют строгий смысл, только если фиксирован класс предметов, по которо­му они определяются. При изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее - особенным и т. д. Предмет, представляющий собой единство единичных и общих (особенных и всеобщих) признаков, называют от­дельным, индивидуальным, конкретным, партикулярным. Отдельным называют и признак, рассматриваемый в абст­ракции от тех отношений сходства и несходства, которые де­лают его единичным или общим. Ключевую роль в приве­денных определениях играют отношения сходства. Осно­ванную на них теорию общего называют теорией сходства, которая принадлежит Аристотелю. Из этой теории следует, что общих признаков всегда ровно столько же, сколько об­ладающих ими предметов. Это следствие оспаривается сто­ронниками теории тождества, согласно которой общий при­знак предмета не сходен с признаками других предметов, а тождествен им.

На единичное и общее делятся не только признаки, но и предметы. Единичным называют предмет, состоящий только из единичных признаков, общим - предмет, состоящий только из общих признаков. Единичный предмет необходи­мо отличать от конкретного (индивидуального, партикуляр­ного). Об общих конкретных предметах (доме вообще, чело­веке вообще) говорят общие конкретные понятия («дом», «человек»), об общих абстрактных (равенстве вообще, белиз­не вообще, интеллигентности вообще) - общие абстракт­ные («равенство», «белизна», «интеллигентность»). Есть общие понятия, для которых не удается найти призна­ка, присущего всем элементам их объема и только им. При­чем такие понятия «с объемом, но без содержания» нередко составляют ядро науки. Таково, напр., понятие «элементар­ная частица»: фундаментального признака, который был бы присущ всем элементам его объема так же, как зарядовое число - всем химическим элементам, до сих пор не обна­ружено, известны лишь сходства по видовым признакам. Это т.н. генетически общие понятия.

Жэнь (кит, букв. - гуманность, человечность, милосердие, доброта) - одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический - «[родственная] любовь/жалость к людям» (ай жэнь), стоящая в одном ряду с «долгом/справедливостью» (и), ритуальной «благопристойностью» (ли), «разумностью» (чжи), «мужеством» (юн); 2) социально-этический - совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический - симпатически интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологическое значение жэнь - «человек и человек» или «человек среди людей».

Закон - (1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, вы­живание, развитие, стагнацию или разрушение; (2) утвержде­ния, претендующие на отображение указанных связей и, как правило, входящие в состав научных теорий; (3) аксиомы и теоремы теорий, предметом рассмотрения которых являются объекты, смысл и значение которых задается и эксплициру­ется самими этими теориями; (4) некоторые, вырабатываемые и определенным образом поддерживаемые человеческим со­обществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юри­дические лица и иные субъекты морали и права.

Закономерности - относительно устойчивые и ре­гулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реаль­ности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений осно­вываются как объяснения в науке, так и научные предвиде­ния. Различают закономерности эмпирические и теоретичес­кие. Первые представляют собой непосредственное обобще­ние опытных фактов, вторые характеризуют более глубокое проникновение в основания исследуемых процессов, и их тео­ретическое воспроизведение опирается на систему понятий вы­сокой степени общности.

Законы диалектики – законы диалектического мышления, сформулированные в немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель) и применяющиеся для описания процессов развития во всех областях реальности. Существуют две классические трактовки законов диалектики: идеалистическая Гегеля и материалистическая Маркса.

1) Закон перехода количества в качество описывает механизм развития, выражает такую взаимозависимость характеристик предмета, процесса, состояния, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. При этом под качеством подразумеваются существенные свойства предмета, то, что делает его самим собой; а под количеством – простая способность предмета или его структурного элемента быть, безотносительно к его свойствам. Т.о. количество и качество являются противоположными по содержанию категориями. Снятие этой противоположности происходит с помощью категорий скачка и меры. Скачок обозначает более или менее длительный процесс перехода предмета в иное качественное состояние в связи с накопившимися количественными изменениями. Мера – это предел количественных изменений, в котором изменения качества не происходит.

2) Закон единства и борьбы противоположностей описывает источник развития. Таким источником мыслится невозможность одновременного проявления двух одинаково необходимых, но противоречащих друг другу существенных характеристик, качеств, состояний предмета или процесса, которые сменяют друг друга в процессе развития, осуществляющемуся согласно

3) Закону отрицания отрицания (или закону диалектического синтеза). Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. Под отрицанием здесь понимается смена предыдущего состояния предмета последующим, противоположным ему формально или содержательно. Однако отрицание не значит уничтожение предыдущего состояния, некоторые его существенные черты сохраняются в снятом (скрытом, превращённом) виде. Такое отрицание называется отрицанием-снятием. Последующее же отрицание снова делает снятое состояние актуальным, но оно уже сочетает, синтезирует в себе признаки обоих предыдущих, тем самым снимая само противоречие. Такой отрицание называется отрицанием-синтезом. Закон отрицания отрицания лежит в основе спиралевидной модели развития.

Зло - ценностное представление, противоположное добру (благу), универсалия культуры, основополагающая для морали и этики. Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вы­зывающие эти состояния (природные стихии, общественные условия, деятельность людей). Понятие морального зла оп­ределяет то, чему противодействует мораль, что она стремит­ся устранить и исправить. Оно относится ко всему, что воз­никает в результате сознательных усилий субъекта и его про­извольного выбора. Субъективная характеристика морально­го зла - вменяемость как способность контролировать свои действия, отвечать за них. Объективная характеристика де­лится на формальную и содержательную. С формальной сто­роны как зло квалифицируется деятельность, противореча­щая принятым в данной культуре нормам морали (в конеч­ном счете - идеалу); с содержательной это - деятельность, которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего субъекта: причиняет мате­риальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сход­ные негативные чувства, ведет к деградации. Как противопо­ложность добру моральное зло подрывает основы творчес­кого сотрудничества людей, распространяя вражду между ними и (или) лишая их высших человеческих способностей. Через понятие морального зла культура 1) указывает челове­ку на опасность его собственной активности, полагая источ­ник разрушения не во внешней действительности, а в самом субъекте, т. е. научает критически относиться к себе; 2) пре­достерегает от обособления отдельных способностей лично­сти, ориентирует на собранность и сосредоточение. Своеобразным итогом историческо­го развития этики является убеждение, что главное средство борьбы со злом - нравственное совершенствование.

Знак - материальный объект, чувственно воспринимаемый субъектом и используемый для обозначения, представления, замещения другого объекта, называемого значением данного знака. В качестве знака могут выступать объекты самого раз­личного типа: предметы, явления, свойства, отношения, дей­ствия и т. п. Знак используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки являются объектом изучения в различных дисципли­нах: логике и лингвистике, философии и психологии, биоло­гии и антропологии, эстетике и социологии и т. п., но цент­ральным объектом исследования они стали в особой науке о знаках - семиотике.

Знание - форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозна­чения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

И (кит., буквально - долг/справедливость, должная справед­ливость, а также долг, чувство долга, справедливость, добропо­рядочность, честность, правильность, принцип, значение, смысл) - одна из основополагающих категорий китайской фи­лософии, особенно конфуцианства. Заключает в себе идею «правильного соответствия» содержания - форме, субъектив­ных потребностей - объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости - внешним императивам обществен­ного долга. В общем смысле И - неотъемлемый атрибут «ин­дивидуальной природы» человека, одно из «пяти постоянств» его существования наряду с «гуманностью» (жэнь), «благопри­стойностью» (ли), «разумностью» (чжи) и «благонадежностью» (синь); в более конкретном, социально-этическом смысле - нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, стар­шего и младшего, государя и подданного; в еще более узком смысле - принцип поведения мужа, правителя или харизма­тического лидера. Стандартная терминологическая оппозиция И - ли («польза/выгода») знаменует противопоставление мо­рального долга эгоистической утилитарности.

Идеализм (от греч. ideа - идея) - категория философ­ского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познаю­щего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает су­ществование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального со­знания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и ве­щам. Термин «Идеализм» ввел Г. В. Лейбниц. Объективный идеализм совпадает со спири­туализмом и представлен в таких формах философии, как пла­тонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д. Беркли, критический идеализм И. Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого со­знания, позитивистский идеализм.

Индетерминизм (от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм) - философское учение и мето­дологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо по­знавательную ценность причинного объяснения в науке (ме­тодологический индетерминизм). В истории философии, на­чиная с др.-греческой философии вплоть до наст, времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоя­щие концепции по проблемам обусловленности воли челове­ка, его выбора, проблеме ответственности человека за совер­шённые поступки; индетерминизм трактует волю как авто­номную силу, утверждает, что принципы причинности не при­менимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Индетерминизм, ограничивая область действия детерминиз­ма, предстает как симптом выявления новых форм воздей­ствия (функционального, структурного, аксиологического и др.). Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и от­рицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пыта­ются ограничить детерминизм только логической сферой. Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в свя­зи с развитием квантовой физики. Было установлено, что прин­ципы классического детерминизма не пригодны для характе­ристики процессов микромира. В связи с этим предпринима­лись попытки истолкования основных законов квантовой те­ории в духе индетерминизма.

Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к инде­терминизму в философии 20 в. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел на­учной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не вхо­дит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между на­блюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения имеют характер вероятностного распределения. Выражением инде­терминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологически­ми силами и пр.

Индивид (лат. individuum) – термин возник как перевод греческого «атом» и также означает «неделимый». В классической философии применялся для обозначения единичного в отличие от совокупности, массы. В современной парадигме – это единичный человек в отличие от коллектива, общества. Можно также сказать, что индивид – это человек, взятый вне зависимости от его социальных качеств, или человек как представитель вида Homo Sapiens.

Индивидуализм – мировоззренческая позиция, провозглашающая отдельного индивида источником и целью социального развития. Индивидуализм развился в условиях возникновения европейской индустриальной цивилизации и получил двоякое обоснование – позитивное в философии Ренессанса (человек как бог микрокосма) и негативное в теологии Реформации (грешник, искупающий своё ничтожество только личной верой). В эпоху Нового времени индивидуалистская установка легла в основу теории познания, которая специально ставила под сомнение любые формы знания, не прошедшие проверку данным субъектом (идолы). Индивидуализм также стал основанием концепции естественных прав и общественного договора, что сделало его основой либеральной теории государства и права, господствовавшей в 19-м веке. Критика индивидуализма отталкивается в основном от двух его недостатков: 1) уравнения всех людей независимо от их личных качеств; 2) нигилистического отношения к роли социальных корпораций в становлении личности и развитии общества.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность есть особенное, характери­зующее данную единичность в ее качествах, отличиях; про­тивопоставляется типичному как общему, присущему всем эле­ментам данного класса или значительной части их.

ИндукцияI. Логическая операция, при которой из ряда частных посылок выводится знание общего характера (принцип движения мысли «от частного к общему». II. Познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобща­ющее их утверждение. Знание, получаемое индуктивным путём, является по своему статусу правдободобным или проблематичным, т.е. не обладает абсолютной общезначимостью. Причиной этого является невозможность охватить в одном индуктивном обобщении все предметы обобщаемого класса. Поэтому индукция не даёт общезначимого знания, а лишь наводит (индукция – наведение) на него. При этом чрезвычайно трудно отделить существенные и несущественные признаки обобщаемых предметов, т.к. всегда возможно, что обобщаемое множество либо существенно неполно, либо является исключением. Крупнейшие теоретики индукции – Аристотель, Ф.Бэкон, Д.С.Милль, фон Вригт; критики индуктивного метода – Д.Юм, К.Р.Поппер.

Инобытие (нем. Anderssein - бытие в ином, бытие в другом) - категория диалектики Гегеля, в которой фиксиру­ется один из моментов движения понятия в его саморазли­чении. Инобытие - свое другое, противоположность бытия (понятия) в нем самом, создающая возможность его разви­тия, выхода за свои пределы.

Интенциональность (от лат. intentio - букв. стрем­ление) - понятие ряда философских учений, фиксирующее особенность человеческого сознания, которая состоит в его направленности на какой-нибудь предмет, в идеальном «полагании» предмета в мысли, тем самым становящегося «иде­альным» предметом. У Сенеки intention - способ движения души (motus animi), у Фомы Аквинского - одно из орудий познания интеллекта, актуализации его потенций с помощью усвоения объекта сознанием. Новую жизнь понятию интенциональности придали Ф. Брентано и Э. Гуссерль. Согласно Брентано, каждый психический феномен характеризуется тем, что средневековые схоласты назвали интенциональной (а так­же идеальной, ментальной) наличностью предмета. Сам Брентано предпочитает говорить о «соотнесенно­сти» психического феномена с какой-либо предметностью. Развивая в «Ло­гических исследованиях» идею интенциональности, Гуссерль, в отличие от схоластов, избегает говорить о «наличности» предмета в сознании, и, в отличие от Брентано, даже о «дея­тельности» сознания по «соотнесению» с видами предметно­сти. Всякая мысль о деятельности, настаивает Гуссерль в «Ло­гических исследованиях», должна быть оставлена. Все, что го­ворится об интенциональности, касается только чистых струк­тур сознания. Для Гуссерля все и всякие интенциональные предметы (идет ли речь о физической вещи, городе Париже или сущностях типа фигур и теорем геометрии) равно иде­альны и принадлежат феноменам в качестве коррелятов интенциональных актов. В «Логических исследованиях» и осо­бенно в последующих работах Гуссерль широко развернул аналитическое исследование интенциональных структур фе­номенов, переживаний сознания. Основные из этих структур: 1) аспекты, характеризующие акт сознания (ноэзис, соот­ветственно ноэтические структуры); 2) сами полагаемые со­знанием предметы как результат многоступенчатого синтеза, сходящегося в предметное единство сознания (ноэма, соот­ветственно ноэматические структуры), которые «даны», «по­ложены» — вместе с горизонтом нетематизируемого со-полагаемого; 3) чистое Я, но именно как Я интенционального единства. Это аналитико-методологическое исследование ин­тенциональной структуры феноменов, переживаний как це­лостных единиц сознания Гуссерль дополняет пониманием интенциональности как всеобщего свойства сознания - быть «сознанием о...».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: