Характерные черты развития сотрудничества стран Северной Африки




 

Рассматривая региональное сотрудничество стран Южного Средиземноморья, следует отметить стремление данных государств к интеграции схожей в какой-то степени с европейской интеграцией.

Так, стремление к обеспечению региональной безопасности государств арабского Магриба а также их экономической стабильности подтолкнула эти государства к созданию Союза Арабского Магриба (САМ) в 1989 г. Каждая из стран-участниц преследовала свои цели.

Особенный интерес Туниса к вступлению в региональное объединение можно объяснить его невысокой обеспеченностью природными и трудовыми ресурсами, слабым развитием промышленности (сравнительно с Алжиром и Марокко), стремлением увеличить экспорт своих товаров.

Правительство Ливии оценивало создание САМ как первый шаг на пути достижения общеарабского единства на основе общности языка, религии, культуры. [24, c.43] Также среди причин, которые подталкивали Ливию к объединению, была трудная внутриполитическая обстановка и экономическая ситуация в стране, связанная с напряженностью в отношениях с США, и Ливия не хотела оказаться в изоляции среди арабских стран.

Алжир больше волновал вопрос нейтрализации влияния исламизма, который ставил под угрозу все внешнеполитические и внешнеэкономические связи страны. Кроме этого, нерешенность проблемы Западной Сахары способствовала нестабильности во всем регионе Северной Африки. [24, c.47]

Королевство Марокко к моменту создания САМ занимало достаточно крепкие позиции в регионе. Успеху марокканской региональной политики во многом способствовала стратегия налаживания двусторонних связей со странами региона. Приоритет был в сторону активизации двусторонних торгово-экономических отношений. [24, c.48]

Еще один участник САМ, Мавритания, в связи с острой нехваткой трудовых ресурсов, а также слабостью развития промышленности и сельского хозяйства была заинтересована в любом региональном объединении, которое могло бы помочь преодолеть внутренние проблемы.

Египет, несмотря на то, что является далеко не последней (в плане развития и политического веса) страной Северной Африки, в данную организацию не вошел. Во-первых, это связано с географической отдаленностью от основных участников САМ, во-вторых, исторически так сложилось, что Египет делал акцент на связи со странами Западной Европы и арабскими странами, расположенными в Азии.

Среди целей, которые ставили перед собой участники САМ, можно назвать сотрудничество в экономической, политической, военно-стратегической и социально-культурной областях, а также эскалация военно-политических конфликтам благодаря принятию мер, удовлетворяющих или не противоречащих интересам всех сторон.

Цели создания данной организации трактовались по-разному: некоторые специалисты считали, что единый Магриб должен превратиться в общерегиональный рынок, другие - что он поспособствует борьбе с религиозными движениями и будет первым шагом к общеарабскому объединению. [80]

В 90-е гг. ХХ в. были созданы технопарки и признан за ними статус региональных. Это было связано с необходимостью развития научно-технического потенциала при помощи импорта технологий.

Межарабская интеграция стран Магриба развивалась, прежде всего, по таким направлениям, как совместные инвестиции в отдельные сферы национальной экономики и создание совместных компаний, развитие межарабской торговли, совместное регулирование трудовой миграции и координация действий в сфере туризма.

Наивысшую активность САМ проявил в 1992-1994 гг., когда председателем Совета стал президент Туниса З. Бен Али, который считал главной задачей развитие регионального сотрудничества и интеграции, особенно в экономической сфере. [11, c.328]

Начиная с 1995 г. созданные институты САМ не функционировали в полном объеме. После того как в апреле 1994 г. Алжир возглавил Совет, Ливия и Марокко утратили интерес к работе высшего органа САМ и не желали принимать на себя никакие обязанности. Постепенно САМ из действующей организации превратился в формально существующее объединение, а главы государств не вырабатывали никаких решений для возобновления ее работы.

В январе 1996 г. президент Туниса З. Бен Али и ливийский лидер М. Каддафи выразили свое стремление сохранить САМ. [1, c.97] Для этого у них были свои мотивы: Тунис, у которого не было особенного военного потенциала, рассматривал САМ как организацию, которая могла бы решить многие региональные противоречия. Ливия стремилась к арабскому единству и благодаря международной поддержке облегчение возложенных на нее санкций.

Попытки провести саммит в 2000 г., после фактического прекращения работы организации к тому моменту уже 5 лет, не принесли никаких результатов, хотя страны Магриба выражали свою заинтересованность в возобновлении деятельности данной организации.

Следует отметить, что за время своего существования САМ не имел особого влияния на экономическую или политическую ситуацию в странах-участниках. Это можно объяснить многими причинами: однородностью экономик (в силу примерно одинакового географического положения, а соответственно и природных ресурсов и климата); примерно одинаковым набором предлагаемых продуктов промышленности и сельского хозяйства; амбициозными стремлениями на лидерство отдельных, если не всех, участников; отсутствием налаженного механизма принятия и воплощения в жизнь совместных решений; недостаточной координацией действий.

Однако нельзя считать, что из-за того, что Египет не принадлежит к участникам САМ, он с ними никак не взаимодействует.

В 1990-е гг. активизировалось сотрудничество стран Северной Африки в области охраны окружающей среды, и Египет принимал активное участие в нем. В частности, был положен стран сотрудничеству по созданию зеленого пояса вдоль средиземноморского побережья, борьбе с засолением почв при помощи современных технологий, созданию региональной системы информации по вопросам охраны окружающей среды. [1, c.28]

Несмотря на множество направлений расширения межарабского сотрудничества, главное место в нем занимает экономическое взаимодействие. Основной задачей считается создание общего арабского рынка с целью увеличения доли торговли между арабскими странами по отношению к торговле со странами Западной Европы и Америки. По планам, североафриканский общий рынок должен быть создан по аналогии с общеевропейским рынком.

В последнее время перед североафриканскими странами стоит вопрос практического воплощения идей экономической интеграции. В связи с этим в действиях некоторых государств можно выделить несколько подходов, которые отличаются один от другого. [14, c.47]

Первый подход заключается в том, что главный акцент в развитии экономического сотрудничества необходимо сделать на развитие связей внутри самого региона Северной Африки. Этот подход свойственен в основном Ливии. Другой вариант, которого придерживается большинство стран региона, заключается в том, что северо-африканские страны должны совместить развитие межарабской интеграции с углублением торгово-экономического сотрудничества со странами Европейского Союза, с которым их связывает как географическая близость, так и история. Этот подход наиболее свойственен Тунису и Марокко, которые стремятся присоединиться в ряды участников ЕС.

Отдельно можно рассмотреть политику Египта в данном регионе. Внешняя политика Египта была и остается многовекторной и весьма активной. Наряду с решением проблемы арабо-израильского урегулирования, власти АРЕ уделяют большое внимание ситуации в непосредственной близости от своих границ. Каир заинтересован в том, чтобы в окружающих его государствах правили умеренные режимы, не вовлеченные в региональные конфликты, что неизбежно повлекло бы за собой осложнение внутриполитической обстановки и в самом Египте, где сильны позиции исламской оппозиции, использующей неудачи властей в собственных целях. [38, c.400] Большое значение для Египта в связи с этим имеют его отношения с арабскими соседями по африканскому континенту - Ливией и Суданом.

Отношения с Ливией на протяжении последних десятилетий ХХ в. были весьма холодными. Двусторонние связи между Египтом и Ливией начали вновь налаживаться после возвращения Египта в ряды ЛАГ в. 1989 г. [40, c.67] Для Ливии, пострадавшей от санкций ООН в 1992 г., соседний Египет стал основным посредником в контактах с мировым сообществом. Несмотря на введенное международным сообществом эмбарго Ливия развивала торговые отношения с АРЕ, предоставляла рабочие места для египтян, не имеющих работы на родине. Каир критиковал санкции ООН и прилагал большие дипломатические усилия в посредничестве по "делу Локерби" между Ливией и западными странами, стараясь ослабить санкции.

После того, как 12 сентября 2003 г. Совет Безопасности ООН снял с Ливии санкции, перед египетско-ливийскими отношениями открылись широкие перспективы, главным образом, в области торговли, ирригационного строительства и транспортного сообщения. Ливия служит своеобразным буфером между Египтом и странами Магриба, и потому включение Ливии в систему торговых взаимоотношений в Северной Африке позволит существенно расширить и египетский рынок.

Базой для совместных действий может стать также борьба с международным терроризмом. Лидеры обеих стран - Х. Мубарак и М. Каддафи - осуждают терроризм во всех его формах. Специальные подразделения ливийской полиции по борьбе с терроризмом активно занимаются выявлением нелегальных военизированных структур, пресечением агитационно-пропагандистской деятельности, предотвращением блокирования с фундаменталистами Египта. [37] В марте 1999 года между Каиром и Триполи было заключено соглашение об экстрадиции.

На рубеже XX - XXI вв. динамично развиваются египетско-суданские отношения, затрагивая различные векторы региональных проблем. Судан был одной из немногих стран арабского мира поддержавших подписание мирного договора между Египтом и Израилем в марте 1979 г. [45, c.149] Заинтересованность сторон развивать тесные отношения в различных областях привела к подписанию ряда двусторонних соглашений.

Однако проиракская позиция Хартума во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. привела к международной изоляции Судана, в том числе и к ухудшению отношений с Египтом, занявшим место в противоположном лагере. [59, с.103]

Стабильному сотрудничеству двух стран мешала и внутриполитическая нестабильность в Судане. Череда переворотов в Хартуме не позволяла установить Египту долгосрочные, стратегические отношения со своим соседом и реализовать весь потенциал двусторонних соглашений. Развитию международных контактов Судана также мешает включение его в 1993 г. госдепартаментом США в "список государств, поддерживающих международный терроризм".

В период 1995-2000 гг. между Египтом и Суданом были разорваны дипломатические отношения по причине того, что Каир обвинил Хартум в покушении на Х. Мубарака в 1995 г. в Аддис-Абебе. [65, c.221]

Тем не менее, Египет продолжает рассматривать Судан в качестве перспективного партнера в торгово-экономической области. В июле 2003 г. представительная правительственная делегация Египта во главе с премьер-министром Атефом Обейдом посетила столицу Судана, где стороны подписали большой пакет из 19 документов. Среди них - соглашение о повышении уровня торговых отношений, улучшении транспортного сообщения, договор о создании совместного египетско-суданского банка, соглашения о сотрудничестве в области нефтедобычи, в сфере энергетики, образования, культуры и многих других. Ранее весной 2003 г. президент Египта Хосни Мубарак совершил первый за 14 лет визит в Судан, в ходе которого заявил, что "Судан жизненно важен для Египта и его страна сделает все возможное для того, чтобы суданский народ обрел стабильность и безопасность". [43, c.58]

Также, египетско-суданские отношения тесно связаны с региональной проблемой раздела водных ресурсов реки Нил. Проблема обеспечения страны водами Нила является одной из ключевых проблем внешней политики Египта, на которую власти смотрят исключительно через призму национальной безопасности. Более подробно этот вопрос будет изучен далее, когда речь будет идти о региональных конфликтах.

Несмотря на имеющиеся разногласия между Египтом и Суданом, Каир стремится активизировать свое экономическое и политическое участие в жизни Судана. Будущее двусторонних отношений зависит от того, насколько внутриполитические процессы в Судане (гражданская война, бедность, пережитки феодализма) будут влиять на колебание внешнеполитического курса суданского руководства. [8, c.52]

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что каждое государство региона Южного Средиземноморья стремиться к региональному лидерству или, в случае с Тунисом и Мавританией, к равенству всех стран, входящих в регион. Все государства видят главную роль для достижения поставленной задачи в экономическом сотрудничестве и интеграции.

Отдельно следует выделить Ливию, которая, несмотря на принадлежность к арабскому Магрибу, немного отстает по темпам развития от других. Это связано, в основном, с проблемами во внутриполитической сфере, а также с последствиями экономических санкций, которым она подверглась.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: