Глава 2. Взаимодействие стран Северной Африки с основными внешними акторами




 

Говоря о Северной Африке, то следует отметить, что этот регион всегда привлекал страны Западной Европы и США как экономически, так и политически. Не выпустила его из виду и Россия. Это во многом объясняется его географическим положением (южное побережье Средиземного моря), а также наличием природных ресурсов.

В данном разделе будет рассмотрены в основном экономические условия взаимоотношений стран региона с внешними силами, но политический аспект также будет упомянут.

Следует отметить, что во времена "холодной войны" страны Западной Европы и США должны были координировать свои действия и консолидировать свои силы в данном регионе против СССР. Однако, после распада Союза стали проявляться признаки конкуренции внутри ранее единого блока.

В 90-х гг. ХХ в. стратегическое значение данного региона в некоторой степени снизилось, однако экономически он все еще представляет огромный интерес.

Европейский Союз

 

На протяжении всей постколониальной истории регион Северной Африки занимал одно из приоритетных мест во внешней политике Евросоюза. Позиция ЕС определялась комплексом внешнеэкономических и внешнеполитических интересов, разносторонними связями стран Западной Европы с Северной Африкой, сложившимися на протяжении длительного колониального периода и в постколониальную эпоху.

В 60-70-е годы ХХ в. ЕС и страны региона связывали особые отношения, зафиксированные в соглашениях о сотрудничестве, которые регулировали главным образом вопросы делового партнерства в хозяйственной сфере, в основном в области взаимной торговли. [36, c.7]

Говоря об истории политики Европейского Союза в данном регионе, следует отметить, что до 1991 г., т.е. до распада СССР и окончания Холодной войны, ЕС не имел собственной независимой политики здесь, т.к. все сводилось в основном к противостоянию двух блоков.

Однако, как только данное противостояние окончилось, страны Европы поспешили восстановить свои утраченные позиции. Европейские государства имеют повышенный интерес к региону Северной Африки по ряду причин: во-первых, это исторически сложившиеся связи, Франция и Англия обладали колониями пошли по всему побережью; во-вторых, это географическая близость региона в странам ЕС, поэтому нестабильность в данном регионе ставит под угрозу безопасность всех европейских стран, или большинства из них.

С началом 90-х гг. наступает новый (третий) этап в развитии партнерства между ЕС и Северной Африкой. Окончание "холодной войны", политика либеральных экономических реформ и провозглашение курса на укрепление элементов политической демократии в большинстве североафриканских государств, сложившийся к этому времени значительный комплекс взаимных связей и интересов, прежде всего экономических, а также гуманитарных поставили в практическую плоскость обновление отношений ЕС со странами Северной Африки, тем более, что они все более настойчиво требуют ускорить процесс их интеграции в ЕС. [3, c.158]

Политика ЕС в регионе Северной Африки, как и на Ближнем Востоке в целом, характеризуется продуманностью и неприменением силы. Это т. н. Low Politics. Однако существует один огромный минус: ЕС - это совокупность государств, у каждого из которых есть собственные интересы, которые доминируют над общими, и определенная степень зависимости от США (Франция - полностью проводит собственную политику, а Англия ориентируется на США). [51, c.15] Все это ведет к тому, что добиться единства в принятии решений крайне сложно, и в итоге это замедляет процесс регулирования отношений с данным регионом.

Комплексный подход со стороны ЕС к вопросам сотрудничества с североафриканскими странами, включающий не только экономическую, но и политическую, а также гуманитарную области, становится с 1992 г. важнейшим фактором, стимулирующим развитие интеграционных связей.

В июне 1995 г. Европейский Совет утверждает программу реформ и усиления средиземноморской политики ЕС на стратегических направлениях, предложенную Европейской комиссией в 1994 г. в октябре. Она предусматривает формирование к 2010 г. Евро-Средиземноморской экономической зоны (EMEA) в результате постепенной либерализации торговли в соответствии с двух - и многосторонними соглашениями между государствами региона. Осуществление стратегии, направленной на содействие экономическому развитию (MEDA), предусматривает выработку и реализацию правил охраны интеллектуальной собственности (открывает большие возможности для доступа к новейшим технологиям), соблюдения корпоративного и банковского законодательства (что способствует притоку частного и банковского капитала из стран), создания условий для полной конвертируемости национальных валют арабских стран и т.д. [68, c.157]

Важным обстоятельством, вызвавшим необходимость переосмысления и обновления политики ЕС в отношении стран южного Средиземноморья и в целом Арабского Востока, стал усилившийся поток мигрантов из арабских стран. К 90-м годам в государствах Западной Европы, прежде всего во Франции, Испании и Италии, сложилась обширная диаспора выходцев из североафриканских стран. [53, c.50]

Немаловажную роль в выработке нового курса ЕС сыграли также быстрое расширение в регионе масштабов наркобизнеса и незаконной торговли оружием, которые непосредственно затронули страны-члены ЕС, как их внутриполитическую стабильность, так и безопасность в районе Средиземноморья и в более широких географических рамках.

Рост волны религиозного радикализма, выступающего под знаменем ислама, кризис государственности, расползание за пределы региона международного терроризма и другие вызовы конца ХХ века оказались непосредственно связаны с острейшими социально-экономическими, политическими и гуманитарными проблемами стран Северной Африки (и Арабского Востока в целом). [63, c.145]

Все вышеперечисленное образует комплекс проблем экономического, социально-политического и гуманитарного развития стран региона, решение которых, спустя почти четыре десятилетия после обретения политической независимости, оказалось не под силу отдельным государствам, стоявшим, подобно Алжиру, перед глубоким системным кризисом, опасностью разрастания масштабов гражданской войны.

Ряд североафриканских стран, в особенности Марокко, пытаются ускорить свое вступление в ЕС, придав большую динамику процессу углубления сотрудничества. Основные мотивы, которыми руководствуются арабские государства в их стремлении к углублению интеграционных связей с ЕС, не столько политические, хотя они и играют большую роль (при этом различную у отдельно взятых государств), сколько экономические. В краткосрочном плане, в ближайшей перспективе это - получение растущей экономической помощи, доступ к новейшим технологиям, рынкам труда и т.д. Важнейшей целью является снятие барьеров на пути экспорта товаров, произведенных в странах Северной Африки, на рынки государств - членов ЕС. [56, c.95]

Есть у каждой из стран региона и свои собственные мотивы - надежда скорее преодолеть негативные последствия международных экономических санкций (Ливия), желание опереться на ЕС в преодолении глубокого системного кризиса в условиях противостояния исламских течений и организаций правящему режиму (Алжир) или в достижении жизненно важных экономических, а также внешнеполитических целей (Марокко, стремящееся использовать более тесные связи с ЕС в интересах промарокканского решения западносахарской проблемы).

Наибольшие шансы на более быстрое продвижение по пути тесного сотрудничества имеет Тунис, интеграция с которым уже становится своеобразной моделью для других стран региона. Именно Тунис первым среди североафриканских государств подписал с ЕС в июле 1995 г. Договор об ассоциации, рамки которого отражают новый этап во взаимоотношениях партнеров. [22, c.77]

января 1997 г., т.е. спустя пять лет после объявления Новой интеграционной стратегии, был подписан Договор об ассоциации Марокко и ЕС, который явился частью обновленной Средиземноморской политики Евросоюза. Договор заменил Соглашение о сотрудничестве, действовавший с 1 ноября 1978 г. Новый договор - бессрочный. От прежнего его отличает, прежде всего, согласие партнеров на постепенное формирование единого торгового пространства на основе положений ВТО, предоставление взаимных торговых преференций, поддержание политического диалога через учреждение Совета ассоциации на уровне министров и Комитета ассоциации, состоящего из старших чиновников, управляющих реализацией Договора. [51, c.57]

Помимо Туниса и Марокко договор об ассоциации с ЕС подписали Алжир и Египет, но произошло это значительно позже - лишь в начале текущего десятилетия. Эти договоры намечают направления и темпы развития партнерства, схожие с зафиксированными в договорах с Тунисом и Марокко. [51, c.62]

Что касается более долгосрочных перспектив партнерства, связанных с приемом в члены ЕС, то они в сильной мере ограничены так называемыми Маастрихтскими соглашениями, которые устанавливают довольно жесткие рамки для членства в ЕС.

Как уже отмечалось, в 1995 г. Тунис подписал соглашение об ассоциации с ЕС. Ассоциированное членство означает более высокую степень либерализации взаимной торговли с ЕС, более тесное экономическое сотрудничество, включая оказание помощи со стороны Евросоюза, создание совместных институтов, содействующих сотрудничеству и подготовке условий для последующего вступления Туниса в ЕС. Статус ассоциированного члена предполагает вхождение в зону свободной торговли и в единый таможенный союз. Но этот процесс будет осуществляться постепенно в течение 12 лет после подписания соответствующих протоколов. [16, c.67]

Помимо предоставления финансовой помощи и кредитов, страны ЕС инвестируют значительные суммы в экономику Туниса в виде прямых капиталовложений.

Недостаточные объемы оказываемой ЕС финансовой помощи, особенно накануне его расширения за счет стран Центральной и Восточной Европы, а также тормозящие реализацию финансовых обязательств бюрократические процедуры, сдерживают процесс интеграции Туниса с ЕС. Поэтому Тунис всячески стремится к получению кредитов от международных финансовых организаций и пытается диверсифицировать свое двустороннее финансовое сотрудничество за счет таких стран как США и Япония. [22, c.82]

Касательно Алжира, следует отметить, что основные отношения у него складываются именно с Францией. Алжиро-французские отношения имеют особый, специфический характер, обусловленный географической близостью, годами совместной истории в колониальный период, тесными культурными и социальными связями. Своеобразие отношений двух стран связано с их значительной эмоциональной составляющей, особой тональностью контактов, продолжительным колониальным присутствием Франции в Алжире, оставившим, вследствие необычайно острого и болезненного процесса деколонизации, смешанные чувства взаимной симпатии и соперничества, взаимопонимания и непримиримости. В силу целого ряда факторов геополитического, экономического, социального и культурного порядка Алжир заслуживает особого внимания Франции, в равной мере и Франция для Алжира была и остается важным партнером.

С начала 90-х годов отношения между Францией и Алжиром развивались противоречиво и непоследовательно. Победа Исламского фронта спасения (ИФС) в первом туре парламентских выборов в Алжире 26 декабря 1991 г., а также политические события, которые последовали за этим, явились причиной ухудшения отношений между Францией и Алжиром. Позиция Франции состояла в осуждении действий алжирского режима и проводимой им внутренней политики. Террористические акты, совершенные против французских граждан, самым громким из которых был захват группой экстремистов самолета авиакомпании "Эр Франс" в декабре 1994 г., лишь ухудшили отношения между двумя странами. [54, c.105]

Президентские выборы 1995 г. в АНДР, победу на которых одержал Л. Зеруаль с поддержкой 61% голосов избирателей, [5, c.22] послужили началом для пересмотра отношения Запада к алжирскому внутриполитическому кризису.

Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. привели к адекватному осознанию международным сообществом и, в первую очередь, странами Запада реальных и потенциальных угроз радикального исламизма, что оказало существенное влияние на окончательное формирование нового отношения Парижа, Вашингтона и Лондона к действующим сторонам внутреннего алжирского конфликта. Таким образом, на рубеже XX и XXI вв. сформировались благоприятные политические условия для потепления алжиро-французских отношений.

Кульминацией дипломатической активности стал государственный визит Ж. Ширака в Алжир 2-4 марта 2003 г. [52, c.295] Эта поездка является первым государственным визитом французского президента в АНДР. Посещения независимого Алжира на разных исторических этапах французскими президентами не имели статуса государственных визитов.

В ходе визита стороны подписали "Алжирскую декларацию", которая является структурной основой для дальнейшего развития двусторонних отношений. Документ предусматривает интенсификацию политических контактов, укрепление экономического, культурного и научного сотрудничества, а также развитие взаимодействия, направленного на упрощение административных формальностей, связанных с перемещением физических лиц между странами. Декларация предусматривает проведение ежегодных встреч между главами государств и дважды в год консультаций на уровне министров иностранных дел. Сотрудничество в политической области затронет такие сферы, как борьба против международного терроризма, партнерство между Европейским союзом и Магрибом, реализация Нового партнерства для развития Африки (NEPAD). [20, c.37]

Наряду с двусторонними связями, Франция и Алжир развивают отношения в рамках сотрудничества Европейский Союз - Алжир. В декабре 2001 г. стороны парафировали договор об ассоциированном членстве Алжира в ЕС. В апреле 2002 г. указанный договор был подписан, а уже в октябре договор был одобрен подавляющим большинством голосов Европейским парламентом. [54, c.107] Однако в связи с расширением Европейского Союза на восток, подразумевающим оказание разностороннего содействия странам Восточной Европы, которые присоединятся к ЕС в 2004 г., остро встает вопрос о перспективах и темпе развития сотрудничества ЕС со странами южного Средиземноморья. Позиция Франции, которая исторически имеет интересы в Северной Африки, заключается в том, чтобы сохранить евро-средиземноморское сотрудничество в качестве приоритетного направления внешней политики ЕС.

Совпадение позиций Алжира и Франции по одному из наиболее актуальных вопросов международной политической жизни в 2003 г. - иракскому кризису - также имеет весомый вклад в налаживание отношений с Европой. Официальная позиция Алжира заключалась в негативной оценке военной операции коалиции, возглавляемой США, против Ирака. [50, c.183]

Что же касается экономики, то здесь можно сказать, что с конца 90-х годов уже отмечалась положительная динамика франко-алжирских торговых отношений.

Учитывая объективные сложности алжирской экономики: моноэкспортную структуру, технологическую отсталость производственных мощностей, низкую конкурентоспособность промышленности, слабость финансового сектора, одним из приоритетных направлений экономической политики правительства является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Однако, несмотря на активные действия алжирских властей на самом высоком уровне, французские инвестиции остаются на нынешний день значительно ниже ожиданий и надежд алжирской стороны. [46, c.312]

Причины низкого уровня ПИИ в алжирскую экономику состоят в отсутствии благоприятного политико-экономического климата, являющегося необходимым условием для активной и плодотворной деятельности ТНК.

В политическом плане в качестве главных негативных аспектов инвестиционного климата в Алжире рассматривается продолжающееся противостояние алжирского режима с вооруженными исламскими террористическими организациями, обострение борьбы за признание культурной специфики берберов, а также частые изменения состава правительства.

В экономическом и юридическом плане основными препятствиями для ПИИ является процедурная слабость, медлительность в рассмотрении уполномоченными органами инвестиционных проектов, противоречия алжирского частного права международным стандартам, значительные административные барьеры, отсутствие реформ, многократно объявляемых руководством АНДР, но нереализованных на практике.

Подходы алжирской и французской сторон к экономическому сотрудничеству между странами кардинально различаются. Алжир стремится построить взаимодействие с акцентом на прямых инвестициях, Франция желает максимизировать полезные эффекты для экономики из увеличения экспорта в Алжир. При сохраняющихся различиях, на сегодня преобладающей формой алжиро-французских экономических отношений остается торговый обмен углеводородного сырья на промышленные и продовольственные товары, вытекающий из комплементарности национальных экономических систем. Подобная структура отношений, безусловно, не отвечает ожиданиям алжирской стороны. [50, c.183]

В качестве наиболее серьезных внешних факторов, способных дестабилизировать двусторонние отношения, является проблема Западной Сахары, по урегулированию которой позиции сторон не совпадают, а также активизация в последние годы роли США в Магрибе, в целом, и в Алжире, в частности.

На протяжении всей новой и новейшей истории Египет был тесно связан с Европой. Особенно ярко эта связь выражалась в отношениях Египта с Великобританией и Францией.

В настоящее время в своей политике относительно южного и восточного Средиземноморья ЕС руководствуется соображениями установления растущих взаимосвязей со странами этого региона и в рамках такого подхода стремится увязать внутреннюю обстановку в этих странах не только со своими экономическими интересами, но и с проблемой безопасности в Европе, в частности, и в регионе, в целом.

Выше упоминалось о Европейско-Средиземноморском партнерстве, которое также называется "Барселонским процессом". Египет занимает в "Барселонском процессе" одно из важных мест, т.к. является самой большой страной в арабском мире и одной из самых больших стран в Средиземноморском регионе. [45, c.152]

В период с середины 70-х до конца 90-х годов отношения между Египтом и ЕС строились на основе Соглашения о сотрудничестве от 18 января 1977 г., которое вступило в силу в ноябре 1978 г. Это Соглашение со стороны ЕЭС подписали Бельгия, Дания, Германия, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Великобритания. Документ состоял из трех глав: в первой - речь шла о сотрудничестве в экономической, технической и финансовой областях, во второй - говорилось о сотрудничестве в области торговли, в третьей - были заключены общие положения. Основную часть соглашения составляла вторая глава, посвященная торговле. Четыре протокола к Соглашению предусматривали оказание финансовой помощи Египту в реализации программ в экономической, социальной, сельскохозяйственной областях. [8, c.47]

В начале XXI века представители ЕС и АРЕ решили обновить законодательную базу своих отношений. Был разработан новый Договор о сотрудничестве между ЕС и Египтом. Он был подписан в Люксембурге 25 июня 2001 г. и вступил в силу 1 января 2004 г. заменив собой Договор 1977 г. [51, c.83]

Договор 2001 г. открывает новую страницу сотрудничества Египта и Европы. Если в предыдущих случаях Египет выступал на правах младшего партнера, то в Договоре 2001 г. он получает права равного партнера Европейского союза и его членов. Договор затрагивает возможности и цели политического диалога, развитие зон свободной торговли, и поддержки частного сектора, регулирует движение капиталов и различные экономические вопросы, оговариваются рамки экономического сотрудничества, рассматриваются возможности сотрудничества в рамках культурного диалога.

Новый Договор является частью механизма евро-средиземноморского взаимодействия на двусторонней основе. Главная цель - создать в течении 12 лет зону свободной торговли между ЕС и Египтом, а также помочь в наращивании экономического роста. Несмотря на то, что главные цели Договора 2001 г. - экономические, в нем значительная часть отводится политическому сотрудничеству и культурному диалогу.

В рамках глобализации происходит усиление миграционных процессов, в том числе и перемещение рабочей силы. Поэтому стороны обязуются подчинить свое социальное законодательство общим критериям, обеспечить социальную защиту рабочим мигрантам. [53, c.48]

В 2004 г. после расширения ЕС к Договору 2001 г. был добавлен протокол, в котором стороны договорились о проведение регулярных встреч для координации работы на министерском, высшем и парламентском уровне. Первая такая встреча в рамках Совета сотрудничества ЕС-Египет прошла в Люксембурге 14 июня 2004 г. В рамках нового Договора ЕС продолжает наращивать поток прямых инвестиций. [38, c.412]

Что же касается Марокко, то здесь дела обстоят сложнее. Со стороны европейских стран звучит в основном критическая оценка позиции, занятой Рабатом по западносахарской проблеме. [56, c.92]

Остается нерешенным вопрос о статусе анклавов Мелилья и Сеута, управляемых Испанией, на которые претендует Рабат. [25, c. 192] В июле 2002 г. обострился мароккано-испанский спор из-за принадлежности маленького острова Лейла (Перехиль). Кроме того, спорными территориями считается и ряд других прибрежных островов. В последнее время обостряется конфликт из-за линии прохождения морской границы между Канарскими островами и марокканским регионом Тарфия, поскольку в спорном районе возможно залегание крупных запасов нефти. [26, c.120]

Между двумя государствами имеются также противоречия по вопросам разграничения зон рыболовства в Средиземном море и в Атлантическом океане. Мадрид и Рабат выступают с взаимными обвинениями в содействии пограничной мафии в деле нелегальной иммиграции и наркоторговле. Вместе с тем спецслужбы двух стран наладили сотрудничество в деле борьбы с терроризмом.

Итак, можно отметить, что географическая близость ЕС - одного из ведущих политических и экономических центров мира наряду с другими факторами предопределяет предрасположенность стран Северной Африки к сближению с Евросоюзом. В силу исторических особенностей, состояния национальных экономик, традиционных внешнеполитических приоритетов и т.п. практически все страны Северной Африки проявляют высокую степень заинтересованности в углублении сотрудничества с объединенной Европой. Тунис и Марокко наиболее динамично продвигаются в развитии делового партнерства с ЕС. Далее следуют Египет и Алжир, также заключившие в начале XXI в. договоры об ассоциации. Общие цели этих стран - войти после 2008 г. в единое торговое пространство с ЕС, получить от Евросоюза необходимые для поддержки главным образом своих промышленных предприятий выделяемые объединенной Европой финансовые ресурсы и технологии, инвестиции европейского частного капитала.

Однако мы видим, что не все вышеперечисленные цели были достигнуты. Во многом это объясняется недостаточным экономическим развитием стран региона, а также, что немаловажно, политической нестабильностью, которая ставит под угрозу все инвестиционные проекты в регионе. Тем не менее, ЕС ежегодно выделяет немалые суммы для налаживания экономики в этих странах, в надежде, что стабильная экономика поспособствует развитию стабильности в политической жизни данных государств.

Ливии, Мавритании и Судану - странам, наименее продвинувшимся в обновлении своих политических систем и формировании современных рыночных экономик, вероятно, предстоит пройти более долгий и сложный путь к этим целям. В отличие от первой группы государств Северной Африки этим странам предстоит активизировать свое участие как в процессах экономической интеграции, так и в сфере политического и гуманитарного сотрудничества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: