Соединенные Штаты Америки. Ряд политических, экономических и социальных противоречий между ЕС и странными




Ряд политических, экономических и социальных противоречий между ЕС и странными Северной Африки не препятствовал развитию отношений последних с США, а даже способствовал им. В данный момент ЕС ощущает все большую конкуренцию США в данном регионе.

США стремятся активизировать свои торговые отношения в средиземноморье и усилить свое влияние в стратегически важном регионе Северной Африки. Инициатива Эйзенштата, которая была предложена в 1998 г. и представляла собой американо-магрибское партнерство, является неотъемлемой частью стратегии США по обеспечению военно-политических интересов в регионе, где располагаются базы НАТО. [73, c.227] Проект американо-магрибского партнерства был одобрен Марокко, Тунисом и Алжиром. В нем говорится об укреплении безопасности, способствовании экономическому благополучию, развитии процессов демократии, создании зоны свободного обмена, повышение уровня сотрудничества.

Как таковой, данный план мало чем отличается от положений "Барселонского процесса", однако охватывает он лишь страны Магриба, в отличии от Европейского плана, который охватывает 12 стран Средиземноморья.

Рассматривая политику США через призму времени, нельзя не заметить, что еще в первой половине 90-х гг. Америка придерживалась более агрессивного подхода к решению проблем на Ближнем Востоке в целом, и в Северной Африке в частности. Если ЕС с самого начала руководствовались принципами Low Politics, то США вначале проводили политику, которая называется High Politics, т.е. абсолютно противоположную европейской. Наглядным примером такой политике могут послужить санкции против Ливии.

Основным партнером США в регионе Северной Африки является Египет. Исторически обе эти страны всегда имели большое влияние на развитие событий: США - в общемировом масштабе, а Египет - на Арабском Востоке.

На современном этапе Египет и США осуществляют сотрудничество по целому ряду вопросов, имеющих большое значение как для развития двусторонних связей, так и для стабилизации обстановки на Ближнем Востоке. США являются одним из основных торгово-экономических партнеров Египта, крупнейшим поставщиком вооружений в АРЕ, а также гарантом египетско-израильского мирного соглашения. [39, c.27]

Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался обострением международных отношений, как в глобальном масштабе, так и в регионе Ближнего и Среднего Востока. США оценили то, что в трудную для них минуту после терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне президент Египта Хосни Мубарак выступил в поддержку любых действий США в борьбе с терроризмом. [15, c.34]

Отношение египетских граждан к США проявилось в реакциях на теракты 11 сентября 2001 г. Общественное мнение в оценках случившегося разделилось. Официальный Каир в лице президента Египта безоговорочно осудил массированную террористическую атаку на Америку. [15, c.35]

Совсем иначе отреагировала на случившееся каирская общественность. Простые египтяне, как правило, не скрывали своего удовлетворения.

Причин столь негативного отношения египтян к США немало. Для большинства простых граждан АРЕ США - основной виновник происходящих бед на Арабском Востоке, в частности, затянувшегося палестино-израильского конфликта, в котором, по мнению подавляющего большинства жителей АРЕ, Вашингтон давно и твердо занимает сторону еврейского государства. Кроме того, в намерениях США провести демократические реформы на Арабском Востоке арабы видят попытку нарушить вековые устои и самобытность стран и народов в этом регионе. [38, c.410]

Также руководство Египта поддержало антитеррористическую операцию США в Афганистане.

Однако со временем отношение Египта к антитеррористической операции США на Востоке и в целом к ближневосточной политике Вашингтона изменилось. Уже в апреле 2002 г. президент Х. Мубарак в обращении к нации заявил, что "война против террора получила новое качество, направленное на обеспечение политических интересов еврейского государства за счет арабских и других исламских стран", обвинив тем самым США в том, что они подчинили международную антитеррористическую кампанию интересам Израиля. [39, c.35]

Неодобрение Египта вызывает и так называемая "доктрина Буша", согласно которой США оставляют за собой право наносить упреждающие удары, если появится угроза их национальной безопасности. Эта доктрина была реализована против Ирака в 2003 г., хотя никаких доказательств того, что режим Саддама Хусейна представлял угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов, так представлено и не было. [42, c.225]

Еще одним результатом последствий 11 сентября стало обострение отношений между США и мусульманским миром. В Египте с тревогой реагируют на то, как определенные политические круги на Западе, в том числе и в США, проводят неприкрытую антиисламскую пропаганду, эксплуатируя чувства людей, возникшие после терактов. Египет как один из центров мусульманского богословия стремится "очистить" образ ислама - одной из мировых религий, которую на Западе нередко связывают с крайне радикальными формами политической борьбы. [15, c.42]

В Египте не перестают вести борьбу с религиозным экстремизмом и искаженным толкованием ислама.

Тем не менее, власти Египта находятся в постоянном контакте с руководством США, обсуждая пути решения палестино-израильской проблемы. Египет и США выступают за скорое создание палестинского государства, прекращение насилия в регионе, однако мнения расходятся относительно методов осуществления этих целей.

июня 2003 г. в Шарм-аль-Шейхе собрались главы ведущих арабских государств, чтобы обсудить с президентом США пути разрешения ближневосточного конфликта. Главным итогом саммита можно назвать то, что его участники полностью поддержали "Дорожную карту" и осудили терроризм во всех его проявлениях. От имени арабских участников встречи Х. Мубарак также высказался за полное прекращение израильской оккупации палестинских земель в соответствии с решениями международного сообщества и призвал все палестинские группировки отказаться от насилия и поддержать созданное правительство Махмуда Аббаса. Такая позиция в полной мере устраивала США, стремившиеся максимально ослабить позиции Арафата и посеять раздор в палестинском руководстве. Однако, как показало время, ни Махмуд Аббас, ни его преемник на этом посту Ахмед Куреи не смогли в полной мере стать реальными авторитетами в исполнительной власти ПНА. [63, c.147]

Однако официальный Каир разочаровала позиция США по палестино-израильскому конфликту, т.к. Вашингтон согласился на такой план урегулирования, который устроил бы еврейское государство.

Египет стремится быть одним из ключевых посредников в процессе ближневосточного урегулирования. С одной стороны, это позволяет АРЕ поддерживать свое лидерство среди арабского сообщества, которое он утратил в результате подписания мирного договора с Израилем, а с другой накладывает большую ответственность за положение дел в зоне палестино-израильского конфликта. [75, c.188]

Египет активно участвует в мирных инициативах, направленных на урегулирование ближневосточного конфликта, поскольку заинтересован в политическом решении этой проблемы, позволяющем надеяться на то, что арабо-израильские отношения перейдут из области конфронтации к взаимопониманию, мирному сосуществованию и в будущем сотрудничеству.

В США понимают это и используют дипломатическую активность Каира для налаживания палестино-израильского диалога. Одержав серьезную стратегическую и дипломатическую победу в конце 70-х годов, когда Вашингтону удалось убрать из антиизраильского фронта самое сильное его звено - Египтет, США стремятся к реализации подобного рода планов и по отношению к другим арабским странам.

Говоря о войне в Ираке, то следует отметить, что накануне начала военных действий официальные лица Египта неоднократно выступали с критикой правительства США, предлагавшего силой разоружить Ирак. Согласно занятой Египтом позиции по иракскому вопросу, ключевая роль в урегулировании данной проблемы должна была принадлежать ООН. Официальный Каир категорически отверг военное решение иракской проблемы и заявил, что не будет участвовать в войне против братского Ирака. [41, c.220]

Каир был также против силового метода смены властей в Багдаде. Военный удар США и их союзников по Ираку был чреват серьезным экономическим уроном странам Ближнего Востока, в том числе и Египту, чьи доходы во многом зависят от зарубежного туризма, поступлений за эксплуатацию Суэцкого канала, от иностранных инвестиций - секторов экономики, тесно связанных с международной обстановкой в регионе.

Подавляющая часть египетского общества, равно как и в других арабских странах, яростно осуждала действия США и их союзников в Ираке, не санкционированные резолюциями Совета безопасности ООН.

Однако, несмотря на широкий общественный резонанс в арабских странах, который вызвала военная акция против Багдада, официальный Каир не пошел на осложнение отношений с Америкой. Он, в частности, не стал закрывать Суэцкий канал для прохода кораблей США и Великобритании, направлявшихся в зону военных действий против Ирака. Руководство страны сослалось при этом на действующие со дня открытия канала для свободного судоходства международные соглашения, согласно которым Египет имеет право на закрытие искусственной водной артерии только в случае, если египетское государство будет находиться в состоянии войны. [41, c.221]

С 1988 г. Египет имеет статус союзника США из числа стран, не входящих в НАТО. Это позволило за последние годы существенно расширить сотрудничество в военной области, так как по американским законам страны, являющиеся главными союзниками США, пользуются льготным режимом экспортного контроля при закупках боевой техники. Такой же статус имеет и Израиль. Но характер отношений США с Египтом и Израилем различный. Если Израиль является для США одним из главнейших союзников в мире, интересы которого Вашингтон методично соблюдает в самых разных областях международных отношений, то "стратегический партнер" Египет - это в первую очередь влиятельный канал для общения с арабским миром, с которым у США диалог никак не получается. [39, c.40] Для самого Египта такая роль, с одной стороны, почетна, поскольку признает за ним статус лидера в арабском мире, а с другой, рискованна, ибо закрепляет в сознании людей имидж Египта как большого друга ненавистной для большинства арабов Америки. Отсюда - стремление Каира балансировать между общеарабскими интересами и собственными планами укрепить лидирующие позиции в регионе.

Со своей стороны Белый дом стремится как можно больше расширить и углубить связи с Египтом, чтобы стать единственным стратегическим партнером этой арабской страны. В Каире в свою очередь понимают, что реальной альтернативы уровню партнерства с США в обозримом будущем не предвидится.

Египет является несущей конструкцией всей ближневосточной политики Вашингтона. Через Каир власти США стараются найти общий язык с теми арабскими режимами, с которыми у Вашингтона до сих пор не сложились отношения. Однако нынешняя арабская политика США вызывает у официального Каира опасения. [39, c.42]

Однако отношения США не сводятся только лишь в Египту. Так, экономическим союзником Америки можно назвать Алжир.

Помимо традиционно сильных позиций американских компаний в нефтегазовом секторе алжирской экономики, повышение интереса США к сотрудничеству с Алжиром в последние годы проявляется, прежде всего, в сфере борьбы против международного терроризма, а также в содействии в проведении экономических реформ. Борьба против международного терроризма, будучи одной из самых актуальных тем современных международных отношений, несет в себе значительный потенциал сотрудничества между США и Алжиром. [63, c.142] Активизация роли США в Магрибе не может не вызывать негативной реакции Парижа и приводит к столкновению французских и американских интересов в регионе, который Франция считает своей традиционной зоной влияния.

Учитывая тот факт, что алжирское политическое руководство не отдает явного предпочтения ни Франции, ни США, а проводит традиционную для Алжира политику диверсификации отношений с партнерами в разных областях международных отношений с целью максимально возможного достижения своих целей и защиты собственных интересов, перспективы алжиро-американского сотрудничества будут находиться в тесной зависимости от динамики франко-алжирских отношений.

Также одним из рычагов влияния США является НАТО. Предпринимаются шаги по организации многостороннего военно-политического сотрудничества с использованием структур НАТО. Так, в 1995 г. Североатлантический альянс начал реализовывать т. н. "Средиземноморскую инициативу", предусматривающую налаживание диалога между НАТО и странами Южного и Восточного Средиземноморья в рамках программы, во многом схожей с восточноевропейской программой "Партнерство ради мира". Первоначально в натовской инициативе участвовали Египет, Израиль, Мавритания, Марокко и Тунис. Позднее к ним присоединились Иордания (1996 г.) и Алжир (2002 г.). Вне диалога остаются Ливан, Ливия и Сирия. [77, c.253]

С 1999 г. после прекращения военных связей с Францией, отмечается расширение военных связей Мавритании с США.

Также США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности королевства Марокко. В 1982 г. создан и регулярно проводит свои заседания совместный комитет по вопросам военного и военно-технического сотрудничества. [57, c.318] Оно развивается по следующим основным направлениям: участие США в подготовке марокканских военных кадров, продажа или передача королевской армии на безвозмездной основе оружия и военной техники, проведение совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке штабов и войск, обмен военными делегациями и визитами военных кораблей. Важным элементом сотрудничества является предоставление американцам права на использование целого ряда объектов военной инфраструктуры Марокко.

Что же касается Ливии, то долгое время она была отнесена к государствам-спонсорам терроризма, и дипломатических отношений между Триполи и Вашингтоном не было.

Официально двусторонние американо-ливийские отношения были восстановлены 28 июня 2004 г. [34, c.142] В этом же году США сняли экономическое эмбарго в отношении Ливии, и она присоединилась к соглашению по уничтожению химического оружия, нераспространению ядерного оружия и допустила международную комиссию для проверки.

Итак, можно отметить, что в отличие от ЕС, США делает акцент на военно-стратегическое сотрудничество со странами региона Северной Африки.

Российская Федерация

 

Российско-арабские экономические связи получили наиболее активное развитие главным образом на гребне волны национально-освободительных движений в регионе, реализации обширных программ модернизации, с одной стороны, а с другой - благодаря использованию советского хозяйственного и научно-технического потенциала, который в значительной мере служил СССР инструментом в противостоянии со странами Запада и конкуренции с ними на обширных пространствах "третьего мира". Кредиты и техническая помощь Советского Союза позволила арабским государствам осуществить крупные проекты в инфраструктуре, энергетике, металлургии, а также в оборонной промышленности в других базовых отраслях, в образовании, здравоохранении, организовать хорошо вооруженные и обученные национальные армии. [74, c.188]

В результате, после событий 1991 г. экономические связи с арабским миром были большей частью заморожены или свернуты. Колоссальный совместный потенциал, наработанный за предшествующие годы, оказался почти невостребованным. Государство ушло из сферы торгово-экономических отношений с этими странами, а частный российский капитал еще долго не был готов осваивать былое советское наследство на многих традиционных рынках. Опыта взаимодействия даже со старыми партнерами - представителями арабского национального капитала - новым российским бизнесменам подчас не хватало, как недоставало и знания местной специфики. На долгие годы в отношениях России с арабским миром наступила пауза. Прежние формы российско-арабского экономического сотрудничества оказались если не полностью разрушенными, то заметно подорванными, а все российско-арабские хозяйственные отношения свелись к деятельности примерно трех десятков мелких и средних частных арабских фирм. [76, c.49]

По характеру взаимоотношений с арабскими странами Россия получила от бывшего СССР непростое наследие. В частности, двусторонние экономические и научно-технические связи строились в рамках межправительственных соглашений без учета интересов частного сектора. Структура российского импорта имела в целом сырьевую направленность.

На данном этапе перед Россией открылись реальные возможности расширения экономического сотрудничества с арабскими странами. Речь идет о высоких технологиях, банковских услугах, поставках металлопродукции и материалов для промышленного использования, а также о передаче технологического опыта, особенно в нефтегазовой сфере.

Возможно сотрудничество и в таких областях, как бурение с целью разведки месторождений подземных вод, опреснение морской воды (дефицит водных ресурсов в среднесрочной перспективе вообще способен превратиться в главную проблему региона), нефтехимия и металлургия. Разработаны также совместные проекты по производству химических удобрений, побочной продукции нефтяной промышленности, древесины, изделий кожевенной промышленности, судов, готовых быстросборных деревянных домов, автомобилей и других транспортных средств. [23, c.72]

Особо перспективным является военно-техническое сотрудничество с арабскими странами, обеспечивающее высокорентабельными заказами предприятия военно-промышленного комплекса России. По объему поставок военной техники и вооружений в арабские государства Россия пока не в состоянии сравняться со странами Запада. Однако дальнейшее развитие сотрудничества с Россией в данной сфере поможет арабам диверсифицировать источники приобретения оружия и тем самым уменьшить свою зависимость от американских поставок.

Активизация экономического взаимодействия России с арабскими странами имеет и огромное геополитическое значение. Во-первых, Россия является признанным международным коспонсором ближневосточного урегулирования. Политическое присутствие этой страны в регионе достаточно стабильно и отвечает важнейшей государственной задаче - играть роль одного из полюсов в многополярном мире. Визиты президента России в Алжир и Марокко соответственно в марте и сентябре 2006 г. значительно повысили авторитет России в региональном и глобальном масштабе. [31, c.269]

Однако, если Москва не подкрепит свое влияние на Ближнем Востоке, и, в частности, в Северной Африке, соответствующими экономическими действиями, ее роль будет здесь неуклонно ослабевать, что, в конечном итоге, может привести к вытеснению России из ближневосточной региональной политики. Неоценимую услугу внешней политике может оказать отечественный бизнес, действуя через разрабатываемую ныне систему связей. Путем экономического взаимодействия со всеми без исключения странами региона Россия на деле подтвердит свою роль успешного и дружественного посредника между столь разными государствами.

Экономическое сближение России с арабским миром должно сопутствовать упрочению обоюдных политических связей. Перспективными считаются два направления: Египет и Алжир.

Ключевую роль среди традиционных арабских партнеров России играет Египет. К числу новых, наиболее перспективных областей сотрудничества относится сфера коммуникаций и информационных технологий. Назначенный премьер-министром Египта Ахмед Назиф возглавлял ранее министерство коммуникаций и информационных технологий. За время его пребывания на этом посту отрасль постоянно демонстрировала успехи. [23, c.74]

Широкий резонанс получил запуск проекта "Умная деревня". Речь идет о своеобразном технопарке, т.е. об оснащенной самым современным оборудованием и удобной жилищной инфраструктурой территории, где предполагается разместить ведущие фирмы и компании в области разработки и внедрения информационных технологий. [23, c.75]

Как и в советское время, улучшение российско-египетских торгово-экономических отношений связано, прежде всего, с политической ситуацией. Пока основной партнер Египта и в политике, и в экономике - США. Однако Египет готов активнее сотрудничать с Россией, Китаем, Европой, так как является сторонником многополярного мира. Активизация США на Ближнем Востоке в последние годы, которая вылилась в косвенное и открытое вмешательство во многие политические, социальные и экономические процессы, вызывает недовольство у египетской элиты. Современная Россия пока не воспринимается как альтернативный полюс, но, тем не менее, улучшение отношений с Россией рассматривается как важный шаг в сторону большей независимости от Запада для многих арабских стран, в том числе и для Египта.

В последние годы наметилась явная тенденция к ускорению роста в российско-египетском товарообороте, который в 2005 г. составил 1125 млн. долл. (для сравнения, в 2003 г. - 415 млн. долл.). Более чем двукратный рост российско-египетского товарооборота объясняется высокой динамикой поставок пшеницы, пиломатериалов, бумаги и картона, проката черных металлов и нефти. [45, c.152]

Торгово-экономические отношения между Россией и Египтом осуществляются на основе межправительственного соглашения о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 14 мая 1992 г. и Протокола к нему от 5 ноября 1993 г. [71, c.254] Египет входит в перечень стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации. Это означает, что при ввозе египетских товаров в Россию импортерам предоставляется скидка со ставок таможенных пошлин.

Поставки машин и оборудования на египетский рынок во многом связаны с планами египетского руководства модернизировать и реконструировать объекты, построенные при участии СССР. Российские производители авиа - и автомобильной техники активизировали поставки на египетский рынок.

С 2002 г. в Египте собираются автомобили ВАЗ. [74, c. 191] Основное преимущество российских автомобилей - они дешевле, в том числе и в обслуживании. Кроме того, предприятие по выпуску "десяток" и "семерок" создает большое количество рабочих мест.

Что же касается нефти, то единственной российской компанией, представленной в секторе разведки и добычи углеводородов в Египте, является ЛУКОЙЛ. У этой компании здесь два добычных и два геологоразведочных проекта. [6, c.294]

Есть еще одно перспективное направление сотрудничества двух стран в нефтегазовой сфере - поставка технологий и оборудования.

Следует отметить, что Египет не в состоянии собственными силами обеспечить потребности в зерне и традиционно занимает одно из первых мест в мире среди импортеров зерновых. У России есть ряд преимуществ перед конкурентами. [71, c.257] Во-первых, более низкие, чем у США и Австралии, фрахтовые ставки российского зерна; во-вторых, небольшая протяженность морского транспортного пути из России в Египет (Черное море - Босфор и Дарданеллы - Средиземное море), в-третьих, стремление как государственных, так и частных компаний Египта диверсифицировать источники поставок зерновых; в-четвертых, возможность заключения контрактов с российскими поставщиками на поставку небольших партий зерна, что идеально для средних зерноперерабатывающих компаний и интегрированных (многопрофильных) компаний.

Для упрощения российско-египетских отношений в сфере торговли продукцией сельского хозяйства между двумя странами ведутся переговоры по вопросам создания "зеленого коридора" для обеспечения беспрепятственных поставок продукции на рынки обеих стран.

Среди стран Северной Африки в последнее время особо широкие перспективы для разностороннего сотрудничества с Россией открылись перед Алжиром. Двусторонние взаимоотношения получили мощный импульс, благодаря официальному визиту российского президента в АНДР в марте 2006 г., урегулированию ее задолженности перед Российской Федерацией, обмену визитами руководства главных энергетических структур обеих стран, а также достижению ряда важных договоренностей. [47, c.247] Крупнейшее не только в Алжире, но и на всем африканском континенте государственное предприятие Сонатрак стремится стать нефтегазовой компанией глобального масштаба

В августе 2006 г., в ходе визита в Москву министра энергетики Алжира, Сонатрак и "Лукойл" подписали меморандум о взаимопонимании. Меморандум предусматривает, что стороны будут укреплять сотрудничество, развивая проекты в области поиска, разведки и добычи углеводородного сырья, переработки и сбыта жидких углеводородов, а также обмена опытом. [31, c.266]

Созданный в ходе состоявшегося в марте 2006 г. визита президента РФ в АНДР Российско-алжирский деловой совет (РАДС) начал конкретную работу по расширению межгосударственных финансово-экономических контактов.20 мая в алжирской столице прошло первое заседание этого совета, который поручено возглавить двум сопредседателям. [47, c.247]

На заседании было официально подписано Положение о Российско-алжирском деловом совете, реализующем ранее заключенное межгосударственное Соглашение о стратегическом партнерстве. В документе обозначены главные цели РАДС: продвижение и развитие коммерческих и производственных отношений между организациями и фирмами России и Алжира, содействие обмену технологиями, поддержка отношений между бизнесменами двух стран, содействие ускорению инвестиционных процессов и партнерству, помощь организациям в реализации своих проектов. РАДС будет заниматься также сбором и передачей предпринимателям информации, касающейся законодательства обеих стран, организацией экономических и коммерческих мероприятий, обменом делегациями бизнесменов, оценкой состояния экономических и торговых отношений между двумя странами. [31, c.171]

Благодаря полному списанию задолженности Алжира в размере 4,7 млрд. долл., была достигнута договоренность о крупных закупках этой страной российской военной техники на неменьшую сумму. Фактически же к моменту подписания соответствующего соглашения уже были заключены контракты на 7,5 млрд. долл. При этом предусматривается, что долг будет списываться поэтапно, в соответствии с поступлением конкретных платежей из Алжира за российские поставки. Таким образом, можно говорить о своеобразных сделках "долг в обмен на экспорт" и "долг в обмен на доступ к активам". [47, c.248]

Аналогичное списание долга предусматривалось относительно Ливии. Однако в связи с тем, что Россия в 1992 г. присоединилась к экономическим санкциям ООН, Ливия заявила, что прежние контракты, заключенные еще во времена СССР, оказались невыполненными, а значит, сумма долга должна быть, по крайней мере, меньше. [71, c.260]

Итак, после распада СССР сотрудничество арабских стран и России заметно сократилось, и в 90-е гг. ХХ в. Российская Федерация не проводила активной политики в данном регионе. Однако уже к началу XXI в. правительство страны осознало свои ошибки и начало активно внедряться в этот регион.

Исключительно важную роль в продвижении интересов национального бизнеса, как свидетельствует мировой опыт, играют смешанные (правительственные структуры и частный бизнес) деловые советы в промышленно развитых странах. Они оперативно решают все возникающие в пределах их компетенции вопросы, лоббируют нужные решения и т.д. На ближневосточном направлении среди российских структур эти функции в последние годы стремится выполнять сформировавшийся в последние годы Российско-арабский деловой совет (РАДС).

Как можно увидеть, основными внешними игроками в регионе Северной Африки являются ЕС (особенно Франция и Великобритания) а также США. При этом Америка концентрирует свое внимание на военно-стратегическом сотрудничестве, в то время как Европа делает акцент на экономическое развитие данного региона.

Для России сотрудничество в военно-технической области относится к числу приоритетных в рамках российско-арабского деловых связей, однако с некоторыми, прежде надежными, партнерами в области поставок военной техники, оно вряд ли в ближайшей перспективе примет широкие масштабы. Здесь промышленно развитые страны Европы и США заняли ведущие позиции как главные поставщики этой продукции и доноры военной помощи, являясь не менее заинтересованными в этом, чем Россия. Российским компаниям предстоит длительная и нелегкая конкурентная борьба за укрепление и расширение собственной ниши на рынках государств региона.


Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Говоря о Северной Африке, то следует отметить, что этот регион всегда привлекал страны Западной Европы и США как экономически, так и политически. Не выпустила его из виду и Россия. Это во многом объясняется его географическим положением (южное побережье Средиземного моря), а также наличием природных ресурсов.

Следует отметить, что во времена "холодной войны" страны Западной Европы и США должны были координировать свои действия и консолидировать свои силы в данном регионе против СССР. Однако, после распада Союза стали проявляться признаки конкуренции внутри ранее единого блока.

В 90-х гг. ХХ в. стратегическое значение данного региона в некоторой степени снизилось, однако экономически он все еще представляет огромный интерес.

На современном историческом этапе стратегической задачей внешней политики Египта остается последовательное утверждение лидерства страны в Арабском мире, политическое и экономическое упрочнение позиций АРЕ в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также на африканском континенте. Мало чем отличается позиция Алжира и Марокко от египетской. Четко прослеживаются в действиях обеих держав стремление зациклить экономическую интеграцию региона Северной Африки на себя.

Анализируя политики этих стран видно, что наиболее стабильные экономически и политически государства неизменно стремятся стать лидером данного региона, что приводит к обострению противоречий между ними, дает новый импульс региональным конфликтам.

Однако, несмотря на продолжающееся развитие в этих государствах, следует отметить, что тенденции развития торгово-экономического сотрудничества между странами Северной Африки на протяжении последних десятилетий показывают, что процессы экономической интеграции в регионе заметно отстают от темпов развития экономического сотрудничества в других регионах.

Стремление всех трех государств к лидерству также имеет сильное влияние на безопасность в регионе. Так, Алжир и Марокко конкурируют по вопросу, связанному с Западной Сахарой. При этом ни одна из сторон не желает уступить хоть немного свои позиции, дабы не потерять свое первенство, что и затягивает решение конфликта. Еще одним примером может служить вопрос разделения вод реки Нил. Египет не делает уступать долю от своего водоснабжения, т.к. это может привести к снижению производства, а следовательно, и роль Египта в регионе снизится.

В целом же, можно сказать, что странам региона удается в той или иной степени решить проблемы, связанные с региональной безопасностью. Однако это не означает, что в самом ближайшем будущем ситуация не изменится в худшую сторону.

Наибольшие риски, как представляется, связаны с остающейся неурегулированной проблемой распределения вод Нила, а также деятельностью АКМ ("Аль-Каида в странах исламского Магриба"), причем как в самих странах региона, так и использовании исламистами Северной Африки как транзитного буфера для совершения терактов в Европе, и, естественно, с уже упомянутой западно-сахарской проблемой.

Также к существующим, хотя и не так долго стоящим проблемам можно отнести развитие ядерной энергетики в данном регионе, наркотрафик из Северной Африки в Европу и нерешенный, хотя и не остро стоящий вопрос принадлежности Халаиб.

Как можно увидеть, основными внешними игроками в регионе Северной Африки являются ЕС (особенно Франция и Великобритания) а также США. При этом Америка концентрирует свое внимание на военно-стратегическом сотрудничестве, в то время как Европа делает акцент на экономическое развитие данного региона. Можно также отметить, что остро различалась политика этих акторов в 90-е гг. ХХ в., когда США проводили жесткую политику, направленную на запугивание "непокорных" правительств, в то время как ЕС неизменно следовало курсу экономической помощи с целью дальнейшего развития региона, а следовательно и стабилизации.

Для России сотрудничество в военно-технической области относится к числу приоритетных в рамках российско-арабского деловых связей, однако с некоторыми, прежде надежными, партнерами в области поставок военной техники, оно вряд ли в ближайшей перспективе примет широкие масштабы. Здесь промышленно развитые страны Европы и США заняли ведущие позиции как главные поставщики этой продукции и доноры военной помощи, являясь не менее заинтересованными в этом, чем Россия. Российским компаниям предстоит длительная и нелегкая конкурентная борьба за укрепление и расширение собственной ниши на рынках государств региона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: