Дерево целей
Успешная почти двадцатилетняя история строительной компании "Возрождение Санкт-Петербурга" - это история реализации ее "фирменного" стиля работы: ориентация на уникальные/сверхсложные задачи, сильнейшая энергетика, невероятный темп работы. Такой стиль является проявлением корпоративной культуры, которая изначально сформировалась под определяющим влиянием личностных особенностей создателей компании. Эта культура основана на ценностях активности и энергичности, конкуренции с лидерами, нестандартных решений, нацеленности на результат. Обратной стороной ее достоинств являются неприятие регламентации, нестабильность процессов деятельности и склонность к «авральности», подвижный эмоциональный фон атмосферы, слабый контроль. Интенсивное развитие компании и уровень стоящих бизнес-задач потребовали значительных внутренних изменений. Выражаясь языком организационных теорий, необходим переход от предпринимательского периода развития организации к этапу регулярного менеджмента. Цели и задачи проекта
Задачей управления персоналом стало смещение акцента в корпоративной культуре с предпринимательских ценностей на ценности технологической стабильности и эффективной командной работы. Образ компании как "дружной семьи звезд" в восприятии сотрудников необходимо преобразовать в образ "единой суперпрофессиональной команды". При этом важно сохранить высокую энергичность и творческую атмосферу компании, поскольку
ñ эти черты корпоративной культуры обеспечивают компании конкурентные преимущества
ñ они являются характеристиками стиля управления президента компании и команды топ-менеджеров.
|
Реализовать подобный проект, по моему мнению, возможно только на основе принципов преемственности новых элементов культуры по отношению к предыдущему этапу развития корпоративной культуры и системного подхода в реализации программ, которые должны охватывать все ключевые элементы корпоративной культуры: базовые ценности; стандарты поведения и деятельности сотрудников, традиции и символику.
Последовательно реализуя этот общий подход во всех формах своей деятельности, современный менеджмент выработал ряд главных принципов, реализация которых обеспечивает на организационно-управленческом уровне прочное сотрудничество, сплочённость в трудовых коллективах, их высокий антиконфликтный потенциал. Важнейшие из этих принципов состоят в следующем.
1. Ребрендинг компании, проведенный во внутренней и внешней среде как ознаменование перехода компании к новому этапу развития. Изменение бренда повлекло за собой изменение корпоративной символики. Новая символика максимально использована в корпоративных сувенирах (на куртках - ветровках, футболках, бейсболках, канцелярских принадлежностях, детских подарках).
2. Создание оригинальной настольной книги сотрудника как ключевого документа, устанавливающего основные стандарты и нормы. Настольная книга включает тексты Конституции компании, корпоративных Правил делового взаимодействия, сборника мотивирующих афоризмов. Новые элементы содержания корпоративных ценностей и норм сформулированы в энергичной и эмоциональной форме, активно использующей юмор, что поддерживает традиционный стиль коммуникаций в компании.
|
3. Создание внутреннего сайта (Интранета) как виртуальной среды общения, позволяющей сотрудникам компании без значительных временных затрат и личных контактов получать позитивный эффект межличностного взаимодействия. Интранет обеспечивает доступ к форумам неформального общения, корпоративным новостям и фильмам, общим базам данных (телефонный справочник, дни рождения сотрудников, краткая информация о сотрудниках с их фотографиями, документация корпоративных компьютерных программ, меню корпоративной столовой на текущий день и картинка из web-камеры, установленной в столовой) и пр.
4. Создание корпоративной "кунсткамеры", в которой представлены образцы некомпетентности и непрофессионализма сотрудников компании. Таким образом вводится норма обязательного качества работы.
5. Использование конкурсных моделей при отборе кандидатов на должности. В компании созданы профессиональные тесты, активно используются деловые игры. Конкурсный отбор, помимо чисто экономических выгод, дает новым сотрудникам представление о требованиях компании к их уровню профессиональной подготовки.
6. Программа вводных семинаров для новых сотрудников, которая включает рассказ о регламентах и нормах, экскурсию на строящиеся объекты, показ видеофильмов об истории и деятельности компании, корпоративном досуге.
7. Привлечение для работы в компании способных выпускников вузов. Выпускники и студенты 4-ых курсов посредством конкурсного отбора зачисляются в стажерские программы, при успешном окончании которых принимается решение о принятии в штат. Стажерские компании позволяют "вливать" в компанию молодую энергию, а также влиять на формирование профессиональной и личностной компетентности стажеров в соответствии с требованиями компании.
|
8. Формирование личностной причастности сотрудников к общему результату работы компании. Среди наиболее удачных идей - совместный "субботник" сотрудников и владельцев жилья на объекте (жилом комплексе) и Совет молодых специалистов, созданный для того, чтобы влиять на формирование корпоративных норм и стандартов в интересах молодых. В Интранете при помощи современных IT-технологий активно и искренне обсуждаются события в компании, сотрудники стали придерживаться правил дресс-кода в течение четырех дней рабочей недели и признают, что теперь с большим удовольствием собираются на работу в "свободную" пятницу.
9. Поддержание корпоративной традиции - ярких, престижных, нестандартных праздников. Уникальные сценарии включают неожиданности (театрализованные представления с участием сотрудников, приезд "двойников" знаменитостей, любимой музыкальной группы юбиляра, и т.п.), которые запоминаются надолго и формируют эмоциональную причастность к компании.
Таб.1
Статья затрат: | Сумма, тыс.руб. |
Модернизация производства | |
Обучение работников | |
Повышение качества продукции (услуг) | |
Новая символика | |
Создание и поддержание внутренней сети | |
Итого: |
Как показывает опыт, линия на развитие сотрудничества имеет значительные преимущества перед альтернативной линией на развитие конкуренции и соперничества между работниками. Хотя последняя, как это поняли ещё древние римляне, и может дать временный успех, но как о том свидетельствовал их же опыт, она, в конце концов, всё же приводит тех, кто ею руководствуется, к печальному результату. Современные менеджеры делают главную ставку на развитие линии сотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм.
1. Коллективные мероприятия – 80000 рублей
2. Оплата курсов повышения квалификации – 18000 рублей.
3. Организация праздника «День рождения фирмы» – 40000 рублей.
Итого: 138000 рублей.
Внедрение социальных льгот на предприятии будет включать в себя следующие мероприятия:
- бесплатное медицинское обслуживание. Заключение договора с медицинским центром и страховой компанией, все сотрудникам организации будет предоставлено бесплатное медицинское обслуживание в данном медицинском центре. Стоимость медицинской страховки составляет 5000 рублей в год на человека (5*166=830 т.р.).
- заключение договора с санаторием с целью предоставления путевок для сотрудников организации, 50% стоимости путевок будет также оплачивать организация. В год организация планирует покупать 30 путевок. Стоимость путевки – 17000 рублей. Организация оплачивает 8500 рублей (30*8,5 тыс. = 255 т.р.);
В таблице 3 приведены затраты на данное мероприятие.
Таблица 3. Затраты на внедрения социальных льгот
№ п/п | Вид затрат | Сумма, тыс. руб. |
1. Единовременные затраты | ||
Коллективные мероприятия | ||
Путевки в санаторий | ||
Стоимость медицинского страхования сотрудников | ||
Обучение сотрудников | ||
ИТОГО |
Именно на развитие и укрепление сотрудничества нацелены все методы и средства управления не только на социально-психологическом и организационном уровнях, но и на морально-этическом уровне.
Не следует упускать и такой важный метод повышения благоприятного воздействия корпоративной культуры, как использование различных форм поощрения работников организации. Многообразие форм поощрения следует рассматривать как действенный фактор управления мотивацией трудовой деятельности. Вместе с тем продуманная и сбалансированная политика организации в области мотивации является мощным средством профилактики конфликтов. Таким образом, разрабатываются и применяются монетарные и немонетарные побудительные системы.
К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:
§ организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;
§ премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;
§ систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определённого законодательством (оплата различных страховок, оплата обучения сотрудников, льготное кредитование на целевые нужды персонала);
§ бонирование заработной платы, т.е. распределение части прибыли между членами коллектива по результатам работы организации в целом.
К немонетарным побудительным системам можно отнести:
§ открытость информационной системы фирмы, предполагающую причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала обо всех важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений;
§ привлечение персонала к разработке важнейших решений как внутри
подразделения, так и в организации в целом;
§ использование системы гибкой занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;
§ использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;
§ моральное поощрение персонала;
§ проведение совместных мероприятий (спортивного характера, вечеров отдыха, представления новых сотрудников);
Таким образом, становится понятно, что корпоративная культура способствует повышению производительности труда работника при условии её благоприятной природы. Но контроль и совершенствование её должен быть всегда под руководством администрации организации. Различным подразделениям по работе с персоналом, а также менеджерам фирм необходимо выработать свод правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не только с помощью социально-психологических мер, но и с помощью организационно-управленческих методов.
Организационная культура оказывает прямое воздействие на результативность функционирования любого хозяйствующего субъекта. Она влияет на конечные результаты его деятельности, на повышение качества и имиджа выпускаемой продукции, на степень совершенствования технологии систем производства, на рациональное использование всех видов ресурсов, на улучшение параметров создаваемых изделий, на прогрессивное развитие самой организации. Чем выше уровень культуры, тем выше конечные результаты деятельности организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать сложившуюся в коллективе строительной компании ОАО «Возрождение Санкт-Петербурга» корпоративную культуру.
Укрепление корпоративной культуры способствует уменьшению конфликтов в коллективе, а значит увеличивает ощущение комфортности во время работы, что способствует повышению производительности труда работников организации.
Организационная культура - это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальных организаций различного уровня. Эта культура организационных действий базируется на собственной системе идеальных образов (смысловых установок, ценностей, норм и ориентиров деятельности) по реализации миссии и целей организации. Организационная культура присутствует на всех уровнях жизнедеятельности общества (мирового сообщества, страны, региона, города, предприятия). На каждом из этих уровней она, как общая культура, подразделяется на духовную и материальную. Наиболее консервативной ее частью выступает духовное: организационные смысловые установки, ценности, нормы поведения, ориентиры деятельности.
Смысловые установки определяют суть организационной деятельности в обеспечении реализации миссии социальной организации. Организационные ценности - это система представлений о полезности и предпочтительности тех или иных средств, форм и методов обеспечения миссии, а нормы целесообразного поведения отражают образ организационных действий. На основе ценностей и норм поведения формируются ориентиры организационной деятельности, т.е. предположения: как и в каких направлениях должны действовать участники этой деятельности, чтобы обеспечить реализацию миссии организации. Вещественная (материальная) составляющая организационной культуры определяет потенциальные возможности организации в достижении своих целей. Например, при слабости технической базы не решить задачу создания конкурентоспособных производств. Однако вещественная база организационной культуры определяет лишь максимально возможный уровень реализации целей организации. Чтобы его достигнуть, нужно обеспечить рациональное функционирование вещественных составляющих организационной культуры в единстве с подсистемами идеальных образов и знаний.
Существенное различие в строении и специфике функционирования различных организационных культур предопределяет их разнообразие с точки зрения характеристик внешнего состояния, форм и направлений поведения в мегакультуре, взаимоотношений с другими одноуровневыми разновидностями, особенности самого субъекта культурного процесса.
На этой основе можно выделить ряд характерных типов организационных культур: сильные и слабые; динамические и статические; активные и пассивные; целенаправленные и неориентированные; экстравертные и интравертные; открытые и закрытые; конформистские и конфронтационные; субъективистские и объективистские: абсолютного лидерства и несубординированные; индивидуалистические и коллективистские.
Культура — это прежде всего люди, и следовательно, обеспечение мотивации, комфорта, возможности самосовершенствования и ссамореализации положительно влияют на культуру любого рода. Привличение способных и молодых кадров, помощь с адаптацией к новому коллективу, а так же сохранение старых добрых традиций делают культуру организации выше,а значит, и повышают эффективность производства.