Из журналистской практики Виктора Астафьева.




Литературный процесс самый сложный, самый тернистый, и в то же время захватывающе-интересный. Крупица по крупице приходит к автору мастерство. Вот эти–то крупицы и даёт газета.

В.П.Астафьев.

В 1951 году началась литературная деятельность никому ещё тогда не известного Виктора Астафьева. Проживала семья в уральском городе Чусовой Первый рассказ Астафьева «Гражданский человек» был напечатан в районной газете «Чусовской рабочий». После этого молодому автору сделали предложение занять место литературного работника газеты, о чём свидетельствует параграф 2 приказа № 7 по редакци. «Чусовской рабочий» был четырёх полосной газетой По выражению её тогдашнего редактора Г.И.Пепеляева она была «ладно скроена и хорошо сшита». Газета реагировала на большинство событий маленького уральского городка В ней печатали городские и районные новости, материалы о передовиках производства, обзоры политических событий в стране, в мире и т.д. Здесь впервые Виктор Петрович попал в творческий коллектив. Большинство литературных работников газеты были бывшие фронтовики. Cреди первых коллег В.П.Астафьева по перу были А. Толстиков, В. Певнев, С.Балахонов, Г.Блинов, В.Армишев и др. - опытные газетчики, которые дали ему первые журналистские навыки. Сам Виктор Петрович вспоминал о них с теплотой и огромной благодарностью: «Мои первые шаги в литературном творчестве …начинались с самой краткой информации, которую я написал не сразу, а с помощью старших товарищей, опытных газетчиков. Это они мне показывали первые «азы», говорили порой обидные, но справедливые слова». Астафьев довольно быстро освоил пепеляевскую «рецептуру» передовицы и жанр очерка, и жанр фельетона. Печатался он как под своей фамилией, так и под псевдонимами: В.Саянский,, В.Лидин, В.Хуторков, П.Викторов и др. Ответственный секретарь редакции газеты С.Н Балахонов вспоминал «…журналистом Виктор был проворным, добросовестным…много, как-то ожесточенно писал, брызгая чернилами. Почерк у него был крупный, буквы ложились на бумагу торопливо, то набегая друг на друга, то вытягиваясь в цепочку, а он бросал и бросал их на бумагу, монументом склонившись над листом, чуть скособочившись, навострив на кончик пера раненый глаз» Его очерки были о тружениках металлургического завода, о железнодорожниках. об охотниках и лесорубах, о врачах и учителях, о бывших фронтовиках.

Будучи человеком ироничным, умеющим подковырнуть, Астафьев хорошо справлялся и с жанром фельетона. «Герой» одного из фельетонов, под названием «Требовательные мужья», обидевшись на автора. попытался отомстить, кинувшись в нетрезвом состоянии на Астафьева с ножом. Видно здорово «зацепил» его автор!

Уважение к человеку труда высвечивалось и в характере и в публикациях. литработника Астафьева. В центре внимания всегда находились люди. К ним он ездил по близким и дальним командировкам и всегда довольным возвращался домой. Его коллега по газете Г.А Блинов вспоминал: «В своём потрёпанном полушубке врывался в редакцию. Мы чувствовали – привёз что-то новое о производстве, а главное о людях» Бывая на рудниках, в дальних леспромхозах он умело подмечал мастерство одного, творческую жилку другого и представлял читателям живых людей с их повседневными заботами, а не прописных газетных героев. Директор литературного музея В.П.Астафьева города Чусового Владимир Маслянка в своей книге «По следам «весёлого солдата» отметил эту особенность журналиста Астафьева и предположил, что главные герои фильма режиссёра Юрия Чулюкина «Девчата» который снимался в Чусовском районе Свердловской области в начале 60-х годов ХХ века, как будто списаны с героев очерков Виктора Астафьева. Маслянка поместил в своей книге очерк Саянского(Астафьева) «Старательная работница» о поваре уральского посёлка Каврижка Марии Борисовне Желудковой (газ «Чусовской рабочий» за 7 марта 1054 года) и очерк о лесорубе, бригадире молодёжной бригады Фёдоре Рыженкове «Молодёжная бригада в лесу» (газ «Чусовской рабочий» за 2 декабря 1952 года). Поездки молодого лит.раба по Уралу давали очень много. Это не только встречи с людьми и возможность изучения их характеров, но и знакомство с уральской природой, её особенностями. Для будущего писателя это бесценно. Астафьев продолжает заниматься литературной деятельностью. В газете появляются его небольшие рассказы: «Сплав». «Родное зовёт», «Встреча на берегу», «В одной деревушке», «Малахай», «Под Новый год». В 1953 году выходит книга его рассказов «До будущей весны», за ней - «Огоньки» - книжка для детей Литературным творчеством приходилось заниматься по ночам. т.к работа в газете отнимала много времени и сил. В 1955 году Виктор Петрович уходит из газеты, которая дала ему очень много в становлении будущей профессии писателя.

В 1995 году газета «Чусовской рабочий» отмечала свой юбилей. Виктор Петрович в письме к Г.Вершинину не просто поздравил газету с праздником, но написал: «Чусовской рабочий» - больная любовь моя.

Став известным писателем Виктор Петрович сотрудничал со многими газетами и с центральными и с региональными (Особенно много печатался в «Красноярском рабочем»). Его рассказы, отрывки из новых произведений, очерки, интервью с ним часто появлялись в прессе и всегда поражали уважением к человеку труда, болью и заботой о его бедах и потребностях, его голос гневно звучал со страниц газеты в защиту нашего народа, в защиту нашей культуры, нашей природы (один только очерк «Вечно живи, речка Виви!» чего стоит, а его публикации в за щиту его родной Маны!). В 2000 году Астафьев стал Лауреатом еженедельника «Литературная Россия», за бесстрашие и талант, а газета «Вечерний Красноярск» в том же году выдала ему удостоверение «Почётный корреспондент» за № 0003. «За выдающиеся заслуги перед отечественной литературой и журналистикой» за то, что Виктор Петрович участвовал в становлении газеты, как бессменный член редакционного совета с 29 декабря 1989 года по 13 января 2000 года».

Оба эти документа хранятся сейчас в постоянно действующей экспозиции «Жизнь и творчество семьи Астафьевых». Каждый внимательный посетитель экспозиции понимает, что занятие журналистикой не только во многом помогло Астафьеву на первых шагах его деятельности накопить литературное мастерство, но и развивать талант публициста и радовать читателей газет и журналов ярким, необычным, иногда гневным взглядом писателя на нашу действительность.

 

 

Марк ЖИВИЛО

«Доброго пути тебе, художник, по новым дорогам большой Сибири и большого творчества!» – так напутствовал на страницах газеты «Красноярский рабочий» в сентябре 1963 года начинающего тогда художника – журналиста Марка Живило красноярский художник Т. Ряннель. Он писал: «Предлагаю вниманию наших читателей рисунки художника – журналиста М.Живило. Художника молодого, но с хорошо поставленным глазом. За три года он побывал на всех стройках нашего края и обо всем увиденном сумел рассказать со страниц газет и журналов… Я помню все эти рисунки – они очень выразительны в чем – то самом главном, что принято называть духом времени… Работы М. Живило завоевали большую популярность, как у читателей, так и среди коллег… Хотелось бы видеть на наших выставках серии его графических работ с молодежных строек края…»

Все верно и искренне написано в этом напутствии, вот только эпитет «молодой» несколько смущает – ведь в 1963 году ему, Марку Живило, исполнилось уже 40 лет...

В эти годы вместились и нелегкое детство, что прошло в магаданском крае, где в 1942 году он окончил школу – десятилетку, откуда добровольцем ушел на фронт. И три года войны на самых тяжелых фронтах: Орловском, Смоленском, Прибалтийском. И три ранения, полученные в боях, которые давали право солдату на первоочередную демобилизацию… Но на трудных дорогах войны была утеряна справка о самом тяжелом ранении. Война подходила к концу. Уже строились планы на будущее: молодость, весна, желание жить, учится, чтобы скорее осуществить свою юношескую мечту – стать художником – подтолкнули на тот неверный шаг – подделать, вернее сказать, просто нарисовать эту бумажку – недостающую справку…

А дальше, все понеслось, как поезд под откос. Подделка обнаружилась, арест, следствие, статья «за измену и дезертирство», побег, арест, снова побег и уже добавленный срок – 10 лет лагерей!

Не могла душа молодого, раненного солдата смириться с такой несправедливостью! Не помогли ни письма, ни заявления, ни жалобы на несправедливость приговора. Сталинская система исправления и наказания работала безотказно...

Хранили, спасали и помогли выстоять – не сломаться – письма мамы, да большая любовь, которую он встретил здесь, в зоне – единственную и неповторимую – Зинаиду, которая не только поверила ему, заключенному, но и пройдя через страшные испытания и унижения, стала его женой и родила сына!

В своих письмах из зоны, которые он писал своей маме и ей, Зине, каждый день на протяжении пяти лет, он мечтал, описывая в самых радостных картинах их совместную жизнь, их дом, их будущее. Оно для него было неразрывно связано с творчеством:«… Это время придет. Я почему-то верю в своих снах, в затаенных уголках души у меня хранятся счастливые надежды – я буду …не последним на этой земле! Всему свое время…»

Он освободился летом 1954 года, когда ему уже исполнился 31 год. Дома его ждали родные, двухлетний сын и верная жена.

Большинство его сверстников, после войны, окончив вузы, успешно определились в жизни, некоторые даже заняли высокое положение в обществе. А у него – за плечами десять классов школы, война и шесть с половиной лет лагерей, которые, к тому же, подорвали его физическое здоровье. Но было еще огромное желание выполнить те обещания, которые он дал матери и жене, наверстать упущенное в воспитании сына, обеспечить жизнь семьи.

Но жизнь вносила свои коррективы. Со справкой об освобождении в маленьком шахтерском Черногорске, где обосновалась жить семья Живило, постоянная работа нашлась не сразу. Выслушав однажды, рассказ о его «злоключениях», поверил ему и в него, тогда молодой директор школы № 11 Скубиро Л.Я. Его приняли на работу учителем черчения и рисования. Он с головой окунулся в работу, которая хоть и мало оплачивалась, но позволяла подрабатывать, ведь оформительской работой он занимался даже в лагерях. Так им были написаны большое панно и несколько портретов, плакатов, лозунгов для школы № 11, а потом и для других школ и организаций города. Молодой город строился, обновлялся. И внимательный глаз художника не мог не заметить этих перемен. Его небольшие фото- и изо- репортажи стали появляться на страницах местной газеты «Шахтер».

Через год, в 1956 году, он в качестве одного из руководителей, участвовал в очень сложном туристическом походе, маршрут которого был проложен по горным и таежным тропам Кузнецкого Алатау, где сейчас проложена ж/дорожная ветка Абакан- Новокузнецк. Материалы этого похода, а также второго – на оз. Байкал в 1957 году, с фотографиями и рисунками были опубликованы на страницах нескольких газет…

Начиная с 1959 года он уходит работать в журналистику, сначала внештатным корреспондентом газет «Советская Хакасия», «Красноярский рабочий», а потом и других газет. С первых же публикаций, его особая форма подачи текстового материала, иллюстрированного собственными рисунками, обратила внимание не только ответственных секретарей и редакторов газет, но и читателей, а своеобразная манера рисунка, в стиле графики, была проста и узнаваема.

Выполненные в черно-белых тонах, портретные зарисовки очень оживляли его материалы. Краткие по форме, но емкие по содержанию, его статьи, уже через несколько лет, стали постоянно печатать и в центральных газетах.

Член Союза журналистов с 1962 года, с 1964 по 1967 он год работал специальным корреспондентом «Советской России» по Сибири и Дальнему Востоку. Очень тесно сотрудничал в газетах «Труд», «Гудок», «Известия», «Правда», в «Литературной газете». Печатался в журналах «Огонек», «Смена», «Юность», «Работница», «Крестьянка».

В 1964 году он уезжает в Красноярск – его приглашают на работу друзья, коллеги по творчеству. Работая в должности гл.художника краевого театра кукол, он очень быстро познакомился с деятелями культуры края, а гастрольные поездки – еще больше расширили географию для творчества, познакомили со многими интересными людьми.

М. Живило, работая уже в Красноярском книжном издательстве, продолжает заниматься журналистикой, ездит в творческие командировки на Север, на строительство Красноярской, Саяно-Шушенской ГЭС, Назаровской ГРЭС, постоянно бывает в Хакасии, в Шушенском, в Ачинске, в Дивногорске.

Работая художественным редактором в книжном издательстве, он оформляет и иллюстрирует десятки книг красноярских поэтов и писателей. Его друзьями становятся Зорий Яхнин, Роман Солнцев, Николай Шагурин, Игнатий Рождественский, Анатолий Чмыхало, Эдуард Нонин, Виктор Астафьев. Частенько заезжают в Красноярск и столичные знаменитости: Борис Полевой, Константин Симонов и другие – их книги переиздаются в крае.

Художественное оформление и иллюстрация книг – это особая отрасль. Не каждому художнику автор доверит свое «детище» оформить снаружи и изнутри… Сделать книгу более привлекательной, а значит читаемой и покупаемой – дело требующее высокого вкуса, профессионализма! А раскрыть характер героя, содержание самого произведения несколькими рисунками – высший пилотаж!

Всеми этими качествами обладал Марк Феодосьевич Живило. Над каждой книгой работал долго, кропотливо, тщательно подбирая шрифт, цвет, форму, делая десятки вариантов эскиза. Согласовывал с автором маленькие штрихи и нюансы, а иногда – предлагал свой вариант названия книги!.. Выполняя любую работу, делал ее с присущим ему вкусом, знанием дела! Вот почему, даже через много лет, взяв в руки оформленную им книгу, подчерк художника не перепутаешь с другим.

Его тематические, жанровые и портретные рисунки до сих пор ни кем не исследованы и не изданы полностью, хотя проверку временем, я думаю, они прошли…

Ирина ГОРЕВА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наталья АСМОЛОВА………………….1

Лейла ДЖАФАРОВА…………………….14

Александр ДЕМЕНТЬЕВ…………………38

Людмила АБРАМОВА………………………47

Ирина ШУЛЬГИНА………………………….66

Мика ПЕНСОН………………………………78

Лариса КИРИЛОВА………………………90

Марк ЖИВИЛО…………………………96

 

авторский сборник «Миры» подготовлен к печати

ред. альманаха «Часовенка».

печать тип. «Город».

тел: 89620765684

 

-2012-

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: