Организация защиты информации: общие понятия. Нормативно-правовое обеспечение процедуры защиты информации. Криптографические методы защиты информации. Защита информации в локальных и глобальных сетях. Компьютерные вирусы. Программное обеспечение для защиты информации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Работа со студентами в рамках часов, отведенных учебным планом в качестве аудиторного фонда, проводится в виде лекционных и практических занятий.
· Лекции проводятсяв экстраактивном информационном режиме с использованием средств мультимедиа. В лекционных аудиториях используются ноутбук и мультимедийный проектор. Возможно проведение лекционных занятий в компьютерном классе с сервером (преподавательским компьютером) с предустановленной службой VNC-сервер и возможностью терминального доступа к серверам с предустановленным программным обеспечением для курса.
· Практические занятия. Приорганизации данного вида учебной работы используются следующие образовательные технологии: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, выполнение практических и лабораторных работ.
· Самостоятельная работа студентов строится на основе использования дистанционных технологий обучения, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств:
ü Печатные материалы
ü Элекции – электронные лекции
ü Аудио- и видео материалы
ü Компьютерные обучающие программы
ü Электронные журналы
ü Удаленный доступ к программным средствам
№ | Разделы (темы) учебной дисциплины | Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы | |
Лекции | Практические занятия | ||
11. | Тема 1. Понятие информации, информационных технологий и информационных систем. | Классическая лекция с элементами диалога и визуализации | Обсуждение вопров современного состояния рассматриваемой темы. Разбор конкретных практических ситуаций. |
22. | Тема 2. Типология информационных систем. Жизненный цикл информационной системы. Экономические информационные системы (ЭИС) и автоматизированные информационные системы (АИС). | Классическая лекция с элементами диалога и визуализации | Обсуждение вопров современного состояния рассматриваемой темы. Разбор конкретных практических ситуаций. |
3. | Тема 3. Понятие, определение и основные характеристики CASE -технологий создания АИС. Определение и роль автоматизированного рабочего места (АРМ). | Классическая лекция с элементами диалога и визуализации | Обсуждение вопров современного состояния рассматриваемой темы. Разбор конкретных практических ситуаций. |
4. | Тема 4. Понятие информационных ресурсов. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. Основы поиска информации в Интернет | Классическая лекция с элементами диалога и визуализации | Выполнение практических работ проблемно-поискового характера. Применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам. |
5. | Тема 5. Использование ИТ электронных таблиц (на примере табличного процессора OpenOffice.org Calc) | Классическая лекция с элементами диалога и визуализации | Выполнение ознакомительных практических работ |
66. | Тема 6. Защита информации. Архивация файлов. Антивирусные программы. | Классическая лекция с элементами диалога и визуализации | Обсуждение вопров современного состояния рассматриваемой темы. Разбор конкретных практических ситуаций. |
В Приложении 1 приведены примеры учебных занятий каждого вида (лекция, практическое занятие) по Теме 4.
|
|
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольные задания
Задания к теме 4.
Для поиска необходимой информацией можно воспользоваться поисковой системой в Интернет (например, google.ru, yandex.ru).
Результат выполнения заданий должен быть представлен в виде отчета.
Требования к отчету:
Результаты заданий должны быть представлены в текстовом документе в виде отчета. Отчет должен содержать ответы на поставленные заданием вопросы, проиллюстрирован Prt Scr полученных результатов, содержать оглавление и список иллюстраций. Страницы необходимо пронумеровать. Титульный лист отчета должен иметь стандартную форму. В заключении необходимо сформулировать выводы по полученным результатам и проведенному анализу результатов. Файл может быть создан в текстовом редакторе MS Word или OpenOffice.org Writer. Отчет должен быть сдан в печатном виде.
При оформлении отчета следует обратить внимание на следующее:
1. Общее оформление работы (стиль изложения материала, форматирование документа).
2. Отчет должен включать:
Титульный лист;
Оглавление;
Введение с кратким изложение теоретического материала;
Описание хода выполнения практических заданий и анализ полученных результатов;
Заключение;
|
Список литературы;
Приложение.
3. Каждое практическое задание должно содержать описание процедуры поиска необходимой информации, анализ хода выполнения задания и выводы по оптимизации процедуры поиска.
4. Не забывайте указывать какой поисковой системой вы пользовались и URL-адреса найденных сайтов.
В случае если требуется описать сервер, то описание производится по следующей схеме:
- Название и адрес web-сервера;
- Наименование организации, которой принадлежит данный сервер;
- Тематическая направленность сервера;
- Какая информация доступна на сервере;
- Виды информационной продукции компании, цены, доступ;
- Критерии оценки сервера;
- Оценка сервера (выявление достоинств и недостатков по выявленным Критериям).
При необходимости можно дополнить отчет информацией, характеризующей специфику конкретного сервера.
Для создания иллюстраций можно использовать клавишу PrintScreen для копирования изображения web-сайтов.
Задания:
1. Дайте определение и характеристику понятию коммерческая информация.
2. Найдите в Интернет серверы (сайты), посвященные деловым новостям.
В отчете перечислите названия серверов с указанием Интернет-адресов и наименований организаций, которым принадлежат данные серверы. В отчете приведите описание web-серверов ведущих компаний (не менее 5) по приведенной выше схеме.
3. Проведите сравнительный анализ двух серверов ведущих компаний по следующим критериям: номенклатура предоставляемой информационной продукции и услуг, доступ к информации, стоимость. При необходимости определить другие критерии, влияющие на оценку качества сервера, и провести по ним сравнительный анализ. В отчете приведите результаты сравнительного анализа (в табличной форме). Сделайте выводы.
4. Проведите сравнительный анализ (по предварительно выбранным критериям) однородных информационных продуктов или услуг (деловые новости), предоставляемых/оказываемых различными компаниями.
В отчете приведите результаты сравнительного анализа (в табличной форме). Сделайте выводы. Поясните выбор критериев для выполнения сравнительного анализа.
Задания к теме 5.
· Задание 1. Автоматизация ввода данных в электронных таблицах.
1. Создайте новую рабочую книгу и сохраните ее в своей папке с именем Автоматизация ввода.
2. Создайте текстовую последовательность на базе штатного расписания продуктового магазина.
3. Введите последовательность в ячейки рабочего листа.
4. Введите на рабочий лист последовательность рабочих дней за первые 15 дней марта 2012 года.
5. Введите в ячейки рабочего листа геометрическую прогрессию, начиная с числа 3 со знаменателем 3. Проследите, чтобы последний член последовательности не превышал 5000.
6. Введите всеми известными Вам способами в ячейки рабочего листа последовательность натурального ряда чисел.
7. Заполните на рабочем листе непрерывный фрагмент ячеек по столбцу названиями фирм.
8. Создайте на рабочем листе ячейку, в которую нужно вводить название фирмы, выбирая его из списка, созданного в пункте 7.
· Задание 2. Обеспечение контроля за вводимыми данными.
1. Создайте таблицу следующей структуры:
NN | Фирма | N счета | Сумма в счете | Сумма оплаты | Долг |
2. Наложите на значения полей таблицы следующие условия:
Ø Поле NN – без условий (натуральный ряд чисел, начиная с 1);
Ø Поле Фирма - вставляются значения из сформированного предварительно на том же листе, что и заполняемая таблица списка, содержащего названия ряда фирм-должников;
Ø Поле N счёта – значения должны быть целыми и больше 10;
Ø Поле Сумма в счёте – действительное, положительное, не больше миллиона;
Ø Поле Сумма оплаты – действительное, положительное и не большее значения в ближайшем левом столбце той же строки;
Ø Поле Долг – действительное значение, которое не может быть меньше нуля (Вычисляется по формуле: Сумма в счете – Сумма оплаты).
Все условия сопроводите сообщениями об условиях и ошибках ввода.
3. Заполните таблицу произвольными значениями (10 записей). Посмотрите, что происходит при попытке ввода значения, не отвечающего поставленному условию.
4. Подведите итог по полям: «Сумма в счете», «Сумма оплаты», «Долг».
5. Присвойте рабочему листу имя Жесткий контроль.
6. Скопируйте таблицу на другой рабочий лист и присвойте ему имя Контроль.
7. Измените условия, наложенные на два последних поля таблицы, так чтобы позволить ввести в ячейки значения, не удовлетворяющие заданным условиям.
8. Измените данные в таблице таким образом, чтобы в некоторых записях значение по полю «Сумма оплаты» было больше значения по полю «Сумма в счете».
9. Обеспечьте возможность обнаружения значений, не отвечающих поставленным условиям (используя панель инструментов Зависимости).
10. Скопируйте таблицу с листа Контроль на другой рабочий лист и присвойте ему имя Условное форматирование.
11. Обеспечьте возможность заливки ячеек поля «Долг»:
1) зелёным цветом, если сумма долга равна нулю;
2) красным цветом шрифта, если сумма долга больше нуля,
3) синим цветом шрифта, если сумма долга меньше нуля.
12. Обеспечьте возможность заливки желтым цветом записей, значения в которых отвечают следующему условию: значение в поле «Сумма в счете» не меньше среднего значения по данному полю; при этом значение в поле «Долг» положительно.
13. Сохраните выполненное задание.
· Задание 3. Автофильтр и промежуточные итоги
1. Создайте таблицу поставок товаров.
2. В таблице Товар найдите все сделки по мясу и консервам с объемом от 500 до 1000 для поставщиков, фамилии которых оканчиваются на ев.
3. В таблице Товар найдите в 1992 и 1994 все сделки объемом > 6000 и < 1000 для поставщиков, фамилии которых начинаются с буквы А по букву Н.
4. Выполните пункты 2 и 3 с использованием расширенного фильтра.
5. В таблице Товар просчитайте итоги для каждого поставщика по каждому виду товара.
Вопросы для подготовки к экзамену.
1. Понятие информации. Определение, характеристика и взаимосвязь управленческой и экономической информации.
2. Определение и функции экономической информационной системы (ЭИС) и автоматизированной информационной системы (АИС).
3. Классификация АИС и АИТ. Основные этапы развития АИТ.
4. АИТ как совокупность подсистем обеспечения (технологического, информационного, лингвистического, технического, программного, организационного, правового и экономического).
5. Автоматизированные рабочие места, их состав и структура.
6. Понятие жизненного цикла информационной системы. Характеристика основных стадий и этапов.
7. Характеристика основных свойств интегрированной корпоративной информационной системы.
8. Федеральный закон «Об информации, информационным технологиям и защите информации».
9. Государственные информационные ресурсы России. Структура государственных информационных ресурсов России.
10. Функции государства в области управления информационными ресурсами. Концепция управления информационными ресурсами.
11. Информационные ресурсы сети Internet. Оценка эффективности поиска Internet-ресурса при помощи поисковых систем: поисковая и авторская релевантность, полнота выдачи, точность выдачи.
12. Назначение и основные возможности OpenOffice.org Calc. Структура документа, создаваемого с помощью OpenOffice.org Calc. Основные объекты OpenOffice.org Calc.
13. Организация ввода данных в электронные таблицы OpenOffice.org Calc. Форматирование таблицы. Редактирование таблицы. Работа с листами книги.
14. Организация вычислений в электронных таблицах OpenOffice.org Calc: создание формул в электронных таблицах, стили адресации для аргументов формулы (абсолютные, относительные и смешанные ссылки, имена ячеек и диапазонов), функции.
15. Построение диаграмм в электронных таблицах. Редактирование диаграммы. Форматирование элементов диаграммы.
16. Выборка данных в электронных таблицах.
17. Группировка и подведение итогов: процедура подведения промежуточных итогов, сводные таблицы.
18. Редактор электронных таблиц. Защита документа.
19. Порядок установки режима проверки вводимых данных в электронных таблицах.
20. Информационные технологии защиты информации. Шифрование, пароли, программное обеспечение для генерации, хранения, подбора паролей.
21. Понятие вируса. Классификация вирусов (вирусы, черви, трояны, другие вредоносные программы).
22. Понятие антивирусной программы. Основы работы антивирусных программ.