1. Работа с Calc. Урок 3. Web: https://wiki.nsunc.com/ooo/calc/lesson3
2. Основы работы в OpenOffice. Web: https://www.intuit.ru/department/office/openofficebasics.
3. Основы работы с Яндекс. Web: https://www.intuit.ru/department/internet/bwyandex/.
4. Работа в Интернет c Microsoft Internet Explorer. Web: https://www.intuit.ru/department/internet/internetcert.
5. Современные офисные приложения. Web: https://www.intuit.ru/department/office/odpr/.
6. Теория информационных систем. Web: https://www.intuit.ru/department/itmngt/theoryis/3/
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Экономическая безопасность» шифр 080101 (квалификация – «специалист»).
Автор(ы) к.ф-м.н, доцент Н.Л. Ивина
Приложение 1.
Лекция 1 по Теме 4. Понятие информационных ресурсов. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества.
Основные понятия
Содержательная, ценностная сторона первоначального формально-математического понятия информации позволила объединить понятия "знание" и "информация" в новое единое фундаментальное понятие "информационный ресурс". Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития - так называемое "информационное общество", где возможно появление принципиально новых форм социальной активности человека и целых социальных групп в форме социально-информационных технологий. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования - с другой. Информационные технологии - это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества. Уровень развития информационных ресурсов все в большей степени определяет место страны в современном мире. Наука, изучающая топологию распределения, особенности и доступность информационных ресурсов в мировом сообществе и в отдельных странах называется информографией.
|
Информационные ресурсы обычно подразделяются на три сектора:
ñ сектор деловой информации;
ñ сектор научно-технической и специальной информации;
ñ сектор массовой потребительской информации.
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:
- биржевая и финансовая информация - информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
|
- статистическая информация - числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
- коммерческая информация - информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
- деловые новости в области экономики и бизнеса.
Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.
Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.
Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:
♦ выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
♦ выход на рынок с новым товаром;
♦ поиск покупателей;
♦ слияние и приобретение компаний;
♦ маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.
|
Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом. Деятельность по обеспечению информацией любого процесса обычно называют информационным обеспечением.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются:
- информационными корпорациями,
- информационными агентствами,
- информационными службами,
- информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Становление рынка электронной информации сопровождалось специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:
♦ центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;
♦ центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) - занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
♦ информационные агентства - помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.
Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство, наряду с ростом возможностей вычислительной техники, породило возникновение принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере - появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.
Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7500 крупных информационных корпораций.