На первом практическом занятии по указанной теме обсуждаются вопросы, ответы на которые студенты готовят заранее в рамках часов отведенных под самостоятельную работу. Студенты предварительно знакомятся с содержанием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 года и готовят материал для ответа на вопросы по следующим разделам:
· Дайте определения основным понятиям, используемым при изложении законодательного порядка формирования и использования информационных ресурсов (информация, информатизация, документированная информация, информационные процессы, собственник, владелец и потребитель информационных ресурсов).
· Опишите основные направления в государственной политике в сфере информатизации.
· Опишите особенности информационных ресурсов как элемента состава имущества и объекта права собственности.
· Опишите структуру государственных информационных ресурсов и порядок их формирования.
· Приведите категории доступа к информационным ресурсам и категории информации, которая в соответствии с законом обязана быть общедоступной.
· Опишите, какая информация может быть использована для коммерческого распространения и что является источником получения прибыли при продаже информации.
Непосредственно на практическом занятии студенты в устных сообщениях раскрывают эти темы и принимают участие в их обсуждении.
Приложение 2.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на примере Темы 4. Понятие информационных ресурсов. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. Основы поиска информации в Интернет.
|
По данной теме самостоятельная работа студентов осуществляется в виде:
1) проработки учебного материала лекционных занятий;
2) проработки учебного материала практических занятий;
3) самостоятельного изучения учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам);
4) оформления отчетов по лабораторным и практическим работам;
5) подготовки к защите лабораторных работ;
6) подготовки к контрольной работе;
7) подготовки к экзамену.
Проработка учебного материала лекционных занятий. Для закрепления и лучшего усвоения полученной информации на лекционном занятии по Теме 4 студент должен дома проработать лекционный материал. Для этого рекомендуется перечитать и проанализировать текст лекции, записанной на занятии и сформировать перечень вопросов для обсуждения на практическом занятии по данной тематике.
Проработка учебного материала практических занятий. Выполнение заданий практических занятий направлено на закрепление полученных теоретических знаний на лекционных занятиях. По некоторым темам предусмотрена подготовка докладов по современным вопросам обсуждаемой темы, что требует как предварительной подготовки по теме практического занятия, так и последующей проработки и анализа полученной информации. По теме 4 предусмотрено выполнение лабораторных работ. Это требует предварительного повторения лекционного материала и проработки результатов выпонения заданий лабораторной работы, оформления результатов в виде отчета и подготовка к его защите перед преподавателем.
|
Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). Для глубокого анализа лекционного материала, получения дополнительной информации, поиска ответа на нераскрытые вопросы по теме, подготовки к практическим занятиям по теме рекомендуется изучить источники литературы, указанные в списке литературы рабочей программы. Наиболее подробно рассматриваемая тема раскрыта в учебниках:
1. Мировые информационные ресурсы: учеб.-практ. пособие для вузов / [сост. Н.Л. Ивина, Г.Б. Замская]. - Н.Новгород: ВВАГС, 2010. - 182 с.
2. Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы. Дашков и Ко, 2011. – 296 с.
3. Шелупанов А., Груздев С., Нахаев Ю. Аутентификация. Теория и практика обеспечения безопасного доступа к информационным ресурсам. Горячая линия-Телеком, 2009. – 552 с.
Оформление отчета по лабораторным и практическим работам. Результат выполнения каждого практического задания должен быть представлен в виде отдельного файла или печатного документа. При оформлении лабораторной работы студентам следует обратить внимание на следующее:
1. Общее оформление работы (стиль изложения материала, форматирование документа).
2. Отчет по лабораторной работе включает:
Титульный лист;
Оглавление;
Введение с кратким изложение теоретического материала;
Описание хода выполнения практических заданий и анализ полученных результатов;
Заключение;
Список литературы;
Приложение.
3. Каждое практическое задание должно содержать описание процедуры поиска необходимой информации, анализ хода выполнения задания и выводы по оптимизации процедуры поиска.
|
Подготовки к защите лабораторных работ. Отчет в электронном или печатном виде сдается преподавателю. Преподаватель просматривает работу совместно со студентом. В это время происхотит обсуждение теоретических основ и полученных результатов. В связи с этим студенту необходимо подробно изучить теоретический материал по теме практичекого занятия, выучить основные определения и теоремы. В сжатом виде теоретический материал излагается в отчете к лабораторной работе и служит основой для ответа во время защиты отчета.
10. Подготовка к контрольной работе. По указанной Теме 4 предполагается выполнение контрольной работы, пример заданий к которой привен в разделе 6 «Оценочные средства контроля успеваемости по итогам освоения учебной дисциплины». Для успешного выполнения контрольной работы студентам необходимо повторить лекционный материал, материал в учебниках по вопросам «Экономическая информация как часть информационного ресурса общества», «Основы поиска информации в Интернет», «Составление поисковых запросов».
Подготовка к экзамену. По теме 4 предусмотрены следующие экзаменационные вопросы:
1. Федеральный закон «Об информации, информационным технологиям и защите информации».
2. Государственные информационные ресурсы России. Структура государственных информационных ресурсов России.
3. Функции государства в области управления информационными ресурсами. Концепция управления информационными ресурсами.
4. Информационные ресурсы сети Internet. Оценка эффективности поиска Internet-ресурса при помощи поисковых систем: поисковая и авторская релевантность, полнота выдачи, точность выдачи.
Для подготовки к экзамену необходимо повторить лекционный материал. Для большего охвата информации необходимо перечитать соответствующие темам разделы учебников, приведенных в списке литературы. Необходимо сформировать список имеющихся вопросов, ответы на которые можно обсудить на консультации перед экзаменом.