Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества. Общеизвестно, что основой управления, и в особенности управления экономикой, является полная, достоверная и своевременно полученная информация. Информация стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества.
Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.
Общеизвестно, что основой управления, и в особенности управления экономикой, является полная, достоверная и своевременно полученная информация. Деятельность по обеспечению информацией любого процесса обычно называют информационным обеспечением. Информационное обеспечение плановой экономики принципиально отличается от информационного обеспечения рыночной экономики. В условиях плановой экономики информация собиралась централизовано. В каждой отрасли или ведомстве в рамках отраслевой автоматизированной системы управления функционировала информационная служба, в полном объеме удовлетворявшая потребностям планирования и управления. Информацию, характеризующую деятельность предприятий отрасли, эта служба своевременно и в должном объеме получала от подчиненных предприятий. Помимо этого существовала система отраслевых институтов технико-экономических исследований и информации, в которых также накапливались сведения, необходимые для управления отраслями. В союзных министерствах и ведомствах, таких как Госснаб, Госплан и др., имелись крупные вычислительные центры, в которых собиралась, хранилась и обрабатывалась информация, необходимая для решения задач этих ведомств. Планирование развития экономики осуществлялось Госпланом, другими союзными структурами, отраслевыми министерствами и ведомствами. Изменения внешней среды также отслеживались этими структурами, а управляющие воздействия в соответствии с этими изменениями, как правило, корректировали следующий годовой или пятилетний план.
|
Отраслевые и союзные плановые органы устанавливали для каждого предприятия:
§ какую продукцию и в каких количествах выпускать;
§ каким требованиям должна соответствовать выпускаемая продукция;
§ кто будет поставлять сырье и комплектующие;
§ какую заработную плату следует платить рабочим и служащим с учетом квалификации и стажа работы;
§ какие энергоресурсы будут выделены для обеспечения производства;
§ куда должна быть отгружена выпущенная продукция и ряд других параметров.
Целью предприятия в условиях плановой экономики являлось выполнение плана при директивно заданных ограничениях. Достижение этой цели осуществлялось за счет эффективной организации производства, и, естественно, в таких условиях руководитель должен был быть технологом, т. е. знать технологии производства, используемое оборудование и уметь организовать людей для выполнения плана. Для информационного обеспечения управления предприятием, особенно средним или крупным, создавались базы данных. Информация, содержащаяся в них, обычно называемая внутренней информацией, отражала в динамике работу отдельных цехов, подразделений и предприятия в целом, движение материалов, необходимых для производства, запасы на складах, финансовые показатели и ряд других. Специалисты, которые занимались автоматизацией информационного обеспечения управления на предприятиях, должны были знать вычислительную технику, программирование и уметь проектировать, эксплуатировать и развивать информационные системы (базы данных) на предприятиях.
|
Вхождение России в мировое экономическое пространство определило переход от плановой экономики к рыночной. В настоящее время каждое российское предприятие самостоятельно строит свой бизнес. Перед предприятиями, ведущими коммерческую деятельность, стоит цель максимально использовать имеющиеся корпоративные ресурсы (финансовые, технико-технологические, кадровые, информационные, правовые и ряд других) для обеспечения стабильного развития предприятия в настоящее время и в будущем. Эта цель может быть достигнута в условиях, когда каждое предприятие функционирует в едином информационном пространстве. Стратегию бизнеса следует формировать на основе оценки ресурсов самого предприятия и состояния внешней среды.
На каждом предприятии должен быть свой «Госплан», который в условиях рынка выполняет функции маркетингового подразделения. Исследования, проводимые в таком подразделении, определяют стратегию фирмы, предприятия. Основная концепция предприятий в условиях рынка - выпускать то, на что есть спрос. На основе анализа рынков сбыта решается задача, какую продукцию выпускать конкретному предприятию. Анализ деятельности конкурентов позволяет определить, за счет чего может быть достигнута победа в конкурентной борьбе - за счет более высокого качества выпускаемой продукции или за счет меньших затрат на ее производство и, следовательно, возможности установить более низкую цену на рынках сбыта. Для решения этих вопросов необходимо иметь информацию о ценах на продукцию конкурентов, стоимости сырья, комплектующих, электроэнергии, топлива, рабочей силы и прогноз этих значений на ближайшие 2-3 года. Следует также определить затраты на транспортировку продукции к месту сбыта и многое другое.
|
Планирование - важнейший элемент менеджмента. Основная концептуальная цель деятельности предприятия - достигать максимальной прибыли, производя то, на что есть спрос. Для того чтобы достичь этой цели, следует разработать стратегию развития предприятия. Разработанная стратегия должна отвечать на вопрос, как в максимальной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в конкретных условиях той внешней среды, в которой предполагает действовать это предприятие.
Возможности предприятия - это его ресурсы. К основным из них относят следующие:
♦ финансовые ресурсы;
♦ технико-технологические ресурсы;
♦ кадровые ресурсы;
♦ правовые ресурсы;
♦ интеллектуальные ресурсы;
♦ информационные ресурсы;
♦ ресурсы по обеспечению безопасности.
Глубокое знание и объективная оценка возможностей предприятия, фирмы - важный элемент при разработке стратегии развития. Информацией о своих ресурсах обычно располагает сама фирма. Это внутренняя информация.
Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды.
Основными составляющими внешней среды являются следующие:
♦ общее состояние мировой экономики;
♦ общее состояние российской экономики;
♦ состояние отраслевых рынков;
♦ состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.
Первые три составляющие необходимы при выработке стратегии, для того чтобы определить, какие элементы мирового, отечественного и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение бизнеса данной конкретной фирмы. При этом особое внимание уделяется изучению спроса, предложения и условий работы на выбранном рынке.
Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование либо соответствующими аналитическими структурами фирмы, либо специализирующимися на таких исследованиях консалтинговыми агентствами.
Информацию об окружающей среде обычно называют внешней информацией. Практика показывает, что доля внешней информации в общем объеме используемых фирмой данных составляет 85-95 % в зависимости от специфики фирмы, предприятия.
Внешняя информация в едином экономическом пространстве России образует информационные ресурсы России.