Место лабораторного практикума в учебном процессе




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

В.Ф. Гарбузов

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

для студентов всех форм обучения
специальности 080504.65 (061000) –
«Государственное и муниципальное управление»

 

Санкт-Петербург


Одобрен на заседании кафедры ГМУ,

протокол № 11 от 15 июня 2006 г.

 

Утвержден методическим советом института ИРЭиУ СПбГУСЭ,
протокол № 8 от 16 июня 2006 года,

 

 

Лабораторный практикум по дисциплине «Информационные технологии управления» для студентов очного и заочного отделения – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ. 2006. – 55 с.

 

Лабораторный практикум: способствует усвоению пройденного теоретического материала; знакомит студентов с содержанием, целями и задачами практикума, а также описанием лабораторных работ; предлагает краткое теоретическое обоснование дабораторных работ и порядок их выполнения с широким использование методов и средств демонстрационной графики в решении задач управления, а также перечень контрольных вопросов по теме каждой из работ практикума; задания лабораторных работ заочникам, и методические рекомендации по их выполнению, а также общие указания по выполнению и оформлению лабораторных работ (в форме заданий); приложения с необходимым справочным материалом и списком литературы.

Лабораторный практикум предназначен для студентов специальности 061000 – Государственное и муниципальное управление.

 

 

Автор: канд. тех. наук, доц. В.Ф. Гарбузов

 

Рецензент: д-р воен. наук, проф. Г.П. Пуха

 

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2006 г.


Оглавление

1. Лабораторный практикум как часть учебного процесса при изучении материалов специальной дисциплины «Информационные технологии управления». 4

1.1. Место лабораторного практикума в учебном процессе. 4

1.2. Содержание, цели и задачи лабораторного практикума. 4

1.3. Содержание основных разделов лабораторных работ практикума и методические рекомендации по их выполнению.. 6

2. Описание лабораторных работ.. 10

2.1. Краткое теоретическое обоснование лабораторных работ и порядок их выполнения. 10

2.2. Общие указания по выполнению и оформлению лабораторных работ (в форме заданий) 13

2.3. Порядок выполнения лабораторного практикума в форме заданий 19

3. Перечень лабораторных работ.. 20

4. Задания по выполнению лабораторных работ заочникам и их перечень. 22

4.1. Порядок выполнения заданий практикума. 22

5. Перечень контрольных вопросов по темам лабораторных работ практикума.. 30

6. Приложение.. 37

6.1. Справочный материал. 37

6.1.1. Система S.M.A.R.T. 37

6.1.2. Формулы для презентации. 38

6.1.3. Таблица данных для построения диаграмм.. 40

6.1.4. Пример структуры предприятия (учреждения) 41

6.1.5. Пример создания блок-схемы.. 43

6.1.6. Пример создания документа с экранной формой ответа. 45

6.2. Список необходимой литературы.. 45

6.3. Лабораторные работы практикума. 46

 


Лабораторный практикум как часть учебного процесса при изучении материалов специальной дисциплины «Информационные технологии управления»

Место лабораторного практикума в учебном процессе

«Информационные технологии управления» – одна из блока дисциплин специальности учебного плана, которая базируется на знаниях, полученных при изучении курсов информатики, теории управления, систем управления, исследования операций, исследования социального управления, основ документационного обеспечения управления и др., и предусматривает, в том числе, обязательное выполнение лабораторных работ в соответствии с учебным планом и рабочей программой. В [3] приводится перечень лабораторных работ, при выполнении которых происходит закрепление навыков и знаний, полученных в ходе усвоения теоретического материала, а студент готовит отчет о проделанной им работе в форме презентации, выполненной средствами Power Point.

В то же время, в связи со стремительным развитием информационных технологий и все более широком внедрении их в различные сферы жизнедеятельности общества, наблюдается также и естественный рост заинтересованности студентов в более глубоком и детальном изучении разделов дисциплины, в т.ч. и ИТ Power Point (в частности, представлении результатов исследований с использованием графических образов деловой информации и технологии OLE), т.к. современный специалист, а тем более получивший образование по специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление», должен использовать в своей практической деятельности все современные инструментарии и, конечно, такие высокоэффективные, как те, что используют ИТ в сервисе и экономике.

 

Содержание, цели и задачи лабораторного практикума

Содержание лабораторного практикума находится в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление» (СД.05), где приводятся, в том числе, следующее основные дидактические единицы специальной дисциплины «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ»: экспертные системы и базы знаний; компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, использование систем управления базами данных, интегрированных программных пакетов; которые рассматриваются в ходе изучения основных тем курса [3, с. 7-15] и закрепляются на лабораторных работах.

Цели, преследуемые при выполнении лабораторной работы:

· во-первых, отвечают таким определяющим ценностям, как мудрость, творчество, совершенство, личный рост, знания;

· во-вторых, отвечают системе S.M.A.R.T.: Specific (Конкретность); Measurable (Измеримость); Achievable (Достижимость); Relevant (Адекватность); Timely (Своевременность);

· в-третьих, имеют признаки всех трех целей исследований: поисковых, описательных, экспериментальных;

· в-четвертых, имеют иерархическую (многоуровневую) структуру, в которой задействованы горизонтальные и вертикальные связи между: 1) краткосрочными целями – структурируемыми задачами рутинного характера и оперативными решениями; 2) среднесрочными целями – частично структурируемыми задачами и тактическими решениями; 3) долгосрочными целями – неструктурируемыми или слабострукту-рируемыми задачами и стратегическими решениями.

Конкретная цель лабораторного практикума: изучение и закрепление практических навыков по использованию возможностей программ демонстрационной графики и, в частности, таких команд: 1) Данные: Копировать; 2) Таблица данных: Добавить данные; 3) Организацион-ная диаграмма: Ввести имена, названия должностей и комментарии; Вырезать и вставить рамки; Добавить штатные единицы; Изменить оформление; Изменить соединительные линии; Переместить рамки; Форматировать текст; а также иных команд ИТ Power Point обеспечивающих возможность создания презентаций. Процесс может происходить с использованием мультимедийных средств, гипертекста, наряду с указанными в лабораторных работах 1-20, являющихся составными компонентами и этапами, представленных в практикуме работ по изучению возможностей демонстрационной графики на базе ИТ Power Point.

Т.о., основными задачами лабораторного практикума является изучение основ автоматизации процессов управления с использованием методов и средств ИТ демонстрационной графики на базе интегрированного пакета программ Power Point; основных принципов проектирования и внедрения автоматизированных информационных технологий (ИТ), и организации обеспечивающих подсистем ИТ, технологического процесса решения экономических задач на основе применения современных программных средств, возможности существующих типовых проектных решений и пакетов прикладных программ (ППП) для реализации задач управления. Знания, полученные при освоении материалов лабораторного практикума, позволяют студентам овладеть методами и средствами демонстрационной графики, а также рядом команд Power Point, используя их в практической деятельности для наглядного представления информации, задействованной в решении разнообразных задач управления, в т.ч.: подборе и расстановке персонала; разработке рекламно-демонстрационных роликов и презентаций; подготовке докладов руководству верхнего звена управления и т.д.; ориентированных на эффективное решение конкретных задач управления подразделения, предприятия либо более крупного народно-хозяйственного объекта. Вместе с тем, обеспечивается повторение и закрепление знаний и навыков по работе с: экспертными системами и базами знаний; компьютерными технологиями подготовки текстовых документов (использование возможностей и команд Microsoft Word в ходе выполнения лабораторных работ 1, 5 [3, с. 22-24]), обработки экономической информации на основе табличных процессоров (использование возможностей и команд Microsoft Excel в ходе выполнения лабораторных работ 2, 3, 5, 6, 13, 19 [3, с. 22-24]), использование систем управления делпми предприятия (использование возможностей ИТ SQ в ходе выполнения лабораторной работы 18 [3, с. 22-24]), интегрированных программных пакетов (использование возможностей и команд Microsoft Word в ходе выполнения лабораторных работ 1-6, 12, 13, 18, 19 [3, с. 22-24]), а также в процессе подготовки и защиты слайдов презентации с отчетами о выполнении работ 7-11, 14-17 [3, с. 22-24].

 

 

1.3. Содержание основных разделов лабораторных работ практикума и методические рекомендации
по их выполнению

Содержание работы: Команда «Данные: Копировать» предоставляет пользователю возможность экономить время и избежать возможных ошибок (при выполнении стандартных операций по подготовке и вводу данных в программу Power Point, т.е. в соответствующие слайды презентации).

 
 

Команда «Таблица данных: Добавить данные» предоставляет пользователю возможность вводить данные тем же способом, что и в других программах обработки электронных таблиц. При этом, при создании диаграммы появляется окно Таблица данных с сеткой ячеек. Если окно «Таблица данных» не появилось, то необходимо дать команду «Вид Режим таблицы». Даграмма со столбцами (секторами, линиями – в зависимости от типа диграммы) находится на заднем плане слайда. При вводе чисел в ячейки обновляется вид диаграммы, при этом, чем больше введенное число, тем крупнее соответствующий элемент на диаграмме.

Чтобы заполнить таблицу, так как необходимо пользователю, прежде всего, следует заменить надписи по краям строк и столбцов (например, 1 кв., 2 кв., Восток и т.д.) на те варианты, которые устраивают пользователя-студента. После этого надо поработать в плане замены чисел в ячейках. Если требуется добавить новые ряды данных, следует заполнить ячейки в первом свободном столбце; если необходимо расширить диапазон исследуемых значений, тогда добавляйте новые величины в ячейки первого свободного ряда.

По умолчанию, программа создает гистограммы. Так, например, если требуется показ изменений некоторой последовательности значений во времени, то данный тип диаграммы удобен. Если же требуется продемонстрировать распределение затрат в составляемом бюджете, то лучше использовать круговую диаграмму.

Организационная диаграмма: «Ввести имена, названия должностей и комментарии» предоставляет пользователю возможность средствами модуля Microsoft Organization Chart («Организационная диаграмма Microsoft») показывать текущий или планируемый штатный состав и связи внутри коллектива, а также легко определять, кто кем является, и кто кому подчиняется. При запуске модуля Microsoft Organization Chart открывается отдельное окно и пользователь-студент имеет возможность доступа к нему на то время пока окно остается открытым. Имена, фамилии и должности и, если это необходимо, то и комментарии, вводятся в поля внутри рамки. ИТ Power Point требует, чтобы в каждой рамке были указаны хотя бы имя сотрудника и его должность.

Организационная диаграмма: «Вырезать и вставить рамки» предоставляет пользователю возможность переносить штатные единицы по диаграмме, используя способ «Вырезать и вставить». Студент должен убедиться в том, что перетаскивать поля, ветви или целые диаграммы в другие приложения нельзя, однако, теми же командами «Вырезать и вставить» в меню «Правка», это можно делать.

Организационная диаграмма: «Добавить штатные единицы» предоставляет пользователю возможность расширить перечень штатных единиц на диаграмме, используя способ двойного щелчка по диаграмме, после чего можно начинать правку организационной диаграммы.

При этом будет запущен модуль «Microsoft Organization Chart» и далее студенту предоставляется возможность осуществлять необходимые действия по манипулированию рамками и текстом внутри них.

В том случае, когда размеры организационной диаграммы окажутся больше, чем габариты исходной, ее размеры будут приведены в соответствие с размерами слайда.

Организационная диаграмма: «Изменить оформление», дает пользователю возможность представить организационную диаграмму в одном из заранее поготовленных стилей, с учетом того, что применение стилей не влияет на связи внутри диаграммы, а служит лишь повышению их наглядности, для особого обозначения отдельных групп и уровней.

Организационная диаграмма: «Изменить соединительные линии» предоставляет пользователю возможность изменять соединительные линии на организационной диаграмме: толщину; цвет; прорисовку (сплошную либо точечную).

Точечные линии удобнее использовать, например, для обозначения некоторых связей (неформализованных) внутри предприятия (организации). К числу таких связей можно отнести взимоотношения между двумя сотрудниками, один из которых обычно передает информацию другому, однако, между ними нет отношений типа «начальник – подчиненный». Для того чтобы отметить связи внутри отделов либо предполагаемые изменения, их выделяют с помощью цвета, помечая цветными линиями.

Организационная диаграмма: «Переместить рамки» предоставляет пользователю возможность перетаскивать рамки с места на место. Необходимость подобных действий возникает, так как происходят постоянные изменения в штатной расстановке: увольнения; повышения (понижения в должности); перевод на другую работу и т.д.; а диаграмма должна отражать текущее состояние дел в задаче подбора и расстановки кадров на предприятии.

Организационная диаграмма: «Форматировать текст» предоставляет пользователю возможность выделять, при необходимости, должность или Ф.И.О. сотрудника разным шрифтом.

Примечание:

1. Следует учесть, что использование команды вставки таблицы или двойного щелчка на значке таблицы в слайде с авторазметкой Таблица обеспечивает запуск соответствующего модуля Word. Это значит, что, осуществляя правку таблицы в слайде Power Point, пользователь-студент получает доступ к командам и инструментам текстового редактора Microsoft Word, что свидетельствует об использовании OLE-технологий (как и в случае, с которым Вы сталкивались при работе с диаграммами, которая завершалась подготовкой документа в формате Microsoft Word с импортированным в него объектом, созданным в формате Microsoft Excel, в виде оформленного в соответствии с требованиями Высшей школы рисунка). При этом:

- пользователь-студент может редактировать информацию в созданном документе средствами той программы (в данном случае, типовой информационной технологии), с помощью которой этот объект был первоначально создан (причем, при редактировании автоматически запускается соответсвующее приложение);

- в OLE-технологии предусмотрена возможность общего использования функциональных ресурсов программ, как, например, в случае, когда модуль построения диаграмм табличного процессора, используется в текстовом редакторе;

- механизм динамической компоновки объектов обеспечивает пользователю-студенту возможность перемещать информацию, созданную средствами одной типовой ИТ, в документ, созданный средствами другой типовой ИТ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: