В данном разделе представлен следующий перечень, состоящий из 20-ти лабораторных работ данного практикума, в котором указаны номер и тема каждой работы практикума, выполнение которых позволяет студентам представить отчет о выполнении всего цикла (в объеме 54-ех часов) лабораторных работ с № 1 по № 19, из указанных в учебном плане, рабочей программе и методических указаниях по изучению специальной дисциплине «Информационные технологии управления» [3, с. 22-24]:
1. Лабораторная работа № 1.
Тема: “Использование команды Данные: Копировать”.
2. Лабораторная работа № 2.
Тема: “Использование команды Таблица данных: Добавить данные”.
3. Лабораторная работа № 3.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Ввести имена, названия должностей и комментарии”.
4. Лабораторная работа № 4.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Вырезать и вставить рамки”.
5. Лабораторная работа № 5.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Добавить штатные единицы”.
6. Лабораторная работа № 6.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Изменить оформление”.
7. Лабораторная работа № 7.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Изменить соединительные линии”.
8. Лабораторная работа № 8.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Переместить рамки”.
9. Лабораторная работа № 9.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Форматировать текст”.
10. Лабораторная работа № 10.
Тема: “Формулирование и представление личных целей средствами демонстрационной графики”.
11. Лабораторная работа № 11.
Тема: “Формулирование и представление корпоративных целей средствами демонстрационной графики”.
12. Лабораторная работа № 12.
|
Тема: “Создание базы знаний в форме дерева целей”.
13. Лабораторная работа № 13.
Тема: “Представление связи БЗ в форме ДЦ с БД”.
14. Лабораторная работа № 14.
Тема: “Создание и ввод формулы в документ MW”.
15. Лабораторная работа № 15.
Тема: “Создание блок-схемы в книжном формате”.
16. Лабораторная работа № 16.
Тема: “Создание рисунка в альбомном формате”.
17. Лабораторная работа № 17.
Тема: “Создание таблицы в формате MW”.
18. Лабораторная работа № 18.
Тема: “Создание и преобразование диаграмм, рмсунка и документа с использованием технологии OLE”.
19. Лабораторная работа № 19.
Тема: “Оформление и переход слайдов”.
20. Лабораторная работа № 20.
Тема: “Назначение и практика использования возможностей ИТ по обеспечению функционирования системы организации делопроизводства и контроля дел на предприятии”.
Задания по выполнению лабораторных работ заочникам и их перечень
Постановка вопросов (задач) подлежащих решению в ходе выполнения практикума и методические рекомендации по выполнению заданий для студентов заочников и других форм обучения совпадает с изложенным в п. 2, и в данном разделе нет необходимости в их повторении, тогда как порядок выполнения заданий практикума и сами задания представлены в п. 4.1 и п. 6.3.
Порядок выполнения заданий практикума
В подразделе 4.3. представлен порядок выполнения следующих двадцати заданий данного практикума студентами всех форм обучения:
Задание 1.
1.
Откройте документ (запустите нужную программу, открыв соответвтвующий файл в формате Microsoft Excel). Откройте лист с данными, выделив при этом соответствующий диапазон ячеек. Дайте команду Правка Копировать.
|
2. Закройте программу и запустите Power Point
3.
Дайте команду Вставка Диаграмма.
4.
Выделите соответствующий диапазон ячеек в окне Таблица данных и дайте команду Правка Вставить.
Примечание:
1. Создать диаграммуPower Point можно путем непосредственного ввода чисел в ячейки таблицы данных. Если же требуемые массивы данных ранее созданы, например, в программе Microsoft Excel, возможно произвести копирование их оттуда. В программе Power Point копировать и вставлять диаграммы целиком из других программ (в том числе и из Excel) допустимо и возможно. Когда в программе Power Point имеется заполненная таблица данных, то возможны любые действия по ее видоизменению, а презентация в формате Power Point может экспортироваться на другие компьютеры.
Задание 2.
1. Откройте документ. Перейдите на нужный слайд. Щелкните на ячейке в таблице, значение которой собираетесь изменить. Для перехода от ячейки к ячейке пользуйтесь клавишей Tab и клавишами управления курсором. Все вносимые изменеия сразу отображаются на диаграмме.
2. После внесения всех требуемых изменений, необходимо щелкнуть по какой-либо точке (области) за пределами диаграммы и тогда произойдет возврат в слайд.
Примечание:
1. Следует учесть, что использование команды вставки таблицы или двойного щелчка на значке таблицы в слайде с авторазметкой Таблица обеспечивает запуск соответствующего модуля Word. Это значит, что, осуществляя правку таблицы в слайде Power Point, пользователь-студент получает доступ к командам и инструментам текстового редактора Microsoft Word, что свидетельствует об использовании OLE-технологий (как и в случае, с которым Вы сталкивались при работе с диаграммами, которая завершалась подготовкой документа в формате Microsoft Word с импортированным в него объектом, созданным в формате Microsoft Excel, в виде оформленного в сответствии с требованиями Высшей школы рисунка. Данный отчет будет представлен на слайде презентации при выполнении задания № 18). При этом:
|
- пользователь-студент может редактировать информацию в созданном документе средствами той программы (в данном случае, типовой информационной технологии), с помощью которой этот объект был первоначально создан (причем, при редактировании автоматически запускается соответсвующее приложение);
- в OLE-технологии предусмотрена возможность общего использования функциональных ресурсов программ, как например, в случае когда модуль построения диаграмм табличного процессора, используется в текстовом редакторе;
- механизм динамической компоновки объектов обеспечивает пользователю-студенту возможность перемещать информацию, созданную средствами одной типовой ИТ, в документ, созданный средствами другой типовой ИТ.
Задание 3.
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Создайте новый слайд, выбрав авторазметку Организационная диаграмма.
3. Введите заголовок и дважды щелкните на изображении диаграммы.
4. Введите имя сотрудника в первую рамку и нажмите на клавишу
.
5. Введите название должности сотрудника и, если это необходимо, нажмите на клавишу еще раз и введите комментарии.
6. Заполните оставшиеся рамки, повторяя ранее выполненные в п.п. 3-5 действия.
7. В окне программы Microsoft Organization Chart раскройте меню Файл и дайте команду Закрыть и вернуться в... созданный Вами файл (с соответсвующим названием, которое Вы дали своей презентации).
8. На запрос об обновлении объекта дайте команду подтверждения – ОК.
Примечание:
1. Создавая данную диаграмму в Power Point следует помнить о том, что если студент не располагает всей необходимой информацией, то он может выделить соответствующее поле и удалить его.
2. Вместо действий описанных в п. 1 (... удаление поля (ей)) лучше ввести в соответствующее поле какую-либо информацию типа: Необходимо выяснить, Требуется уточнить, Срочно узнать у руководства. Сделать это следует, чтобы не забыть в последствии о том, что за назначение указанной позиции, а также и о ее существовании. Следует не забывать также и о том, что если поля для комментариев оставлены пустыми, то на печать они не выводятся.
3. Следует помнить также и о том, что если выставленная по умолчанию позиция не нужна, то необходимо ее удалить, иначе, она будет видна на слайде.
4. Пример структуры предприятия (учреждения) приводится в п. 6.1.4.
Задание 4.
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Выделите рамки, которые необходимо переместить. В случае, если необходимо выделить несколько рамок в разных местах диаграммы, следует щелкать по ним, удерживая нажатой клавишу.
4.
Дайте команду Правка Вырезать.
5. Выделите рамку, в которой указан новый руководитель.
6.
Дайте команду Правка Вставить рамки. При этом, указанные во вставляемых рамках лица станут подчиненными выбранного начальника.
Примечание:
1. Создавая данную диаграмму в Power Point следует помнить о том, что если студент хочет получить быстрый доступ к командам Вырезать и вставить, то ему следует щелкнуть правой кнопкой мыши и воспользоваться контекстным меню.
2. Следует помнить, что Microsoft Organization Chart позволяет отменить одно последнее действие. Если студент вырезал рамки и вставил их на новое место, то по команде Отменить, можно будет отменить вставку, но рамки вернуть на прежнюю позицию уже не получится. В связи с этим, перед операциями типа «Вырезать и вставить» всегда необходимо сохранять диаграмму. Если это будет выполняться, то если закрыть модуль без дополнительного сохранения диаграммы, последние внесенные изменения сохранены не будут.
Задание 5.
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы.
4. Щелкните на кнопке с нужным типом штатной единицы расположенной на панели инструментов в открывшемся, после выполнения действий указанных в п.3, окне.
5. Подвести курсор и установить его над местом, куда необходимо поместить выбранную рамку, и щелкнуть, после чего ввести название и необходимые комментарии.
6. Раскрыть меню Файл в окне программы Microsoft Organization Chart и выбрать команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации».
7. Подтвердить исполнение командой ОК в ответ на запрос об обновлении объекта.
Задание 6.
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы.
4. Откройте меню Стиль в окне программы Microsoft Organization Chart и выберите стиль, ориентируясь по приведенным в меню рисункам.
В меню Файл выбрать команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации».
Задание 7.
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы, а затем щелкните на нужной линии и произведите желаемые изменения соединительных линий, воспользовавшись командами Толщина, Стиль и Цвет в меню Линии.
4. В меню Файл выбрать команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации».
Задание 8.
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы, а затем перетащите выделенную группу рамок поверх рамки с новым руководителем либо его заместителем.
4. Отпустите кнопку мышки.
Задание 9.
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы, а затем выделите текст, который хотите отформатировать.
4.
В окне Microsoft Organization Chart дайте команду Текст Шрифт.
5. Измените Шрифт его Начертание и Размер, а затем нажмите кнопку ОК.
Дайте команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации»,
10. Задание № 10. Формулирование и представление личных целей средствами демонстрационной графики.
Формулирование личных целей студент производит с использовани-ем системы S.M.A.R.T. (п. 6.1.1.), в ходе выполлнения заданий практикума. В результате, в качестве отчета по данному этапу, студент должен представить слайд презентации в формате Power Point, который является итогом выполнения задания № 10.
11. Задание № 11. Формулирование и представление корпоративных целей средствами демонстрационной графики.
Формулирование корпоративных целей студент производит на базе полученных в ходе изучения данной дисциплины теоретических знаний, а также с использованием системы S.M.A.R.T. (п. 6.1.1), в ходе выполнения заданий практикума. В результате, в качестве отчета по данному этапу, студент должен представить слайд презентации в формате Power Point, который является итогом выполнения задания № 11.
12. Задание № 12. Создание базы знаний в форме дерева целей.
С учетом рассмотренного на теоретических занятиях примера, в котором рассматривалась указанная выше ситуация (на первой процедуре принятия решений) студент представляет базу знаний (БЗ) в форме дерева целей (ДЦ), на отдельном слайде подготовленной им, в ходе выполнения практикума, презентации (слайд презентации является итогом выполнения задания № 12).
13. Задание № 13. Представление связи БЗ в форме ДЦ с БД.
С учетом рассмотренного на теоретических занятиях первой процедуры принятия решений примера, показать связь базы знаний в форме дерева целей (подготовленной в задании № 12) с базой данных откуда поступает информация для СППР, на отдельном слайде подготовленной им, в ходе выполнения практикума, презентации (слайд презентации является итогом выполнения задания № 13).
14. Задание № 14. Создание и ввод формулы в документ MW.
Представляется формула (формулы приводятся в п. 6.1.2), подготовленная студентом на первой лабораторной работе. При этом, выполняется, в частности, такие процедуры, как: создание и ввод формулы (в соответствии с порядком представленным в табл. 6.1) в документ Microsoft Word (MW); выполненные средствами его приложения, а именно, Microsoft Equation 3.0. Документ с формулами в формате Microsoft Word, который студент создал на первой лабораторной работе [3], предствляется на отдельном слайде презентации (подготовка данного слайда презентации является итогом выполнения задания № 14).
15. Задание № 15. Создание блок-схемы в книжном формате.
На одном из этапов первой лабораторной работы (пятый этап) сту-денты выполняли задание, в ходе которого необходимо было создать рисунок «Структурно-функциональная схема программного комплекса» по заданным исходным данным (семь блоков, связи, наименование отдельных процедур вкюченных в каждый блок и пр.) представленным в табличной и графической формах (п. 6.1.5, табл. 6.4, рис. 6.3) в формате Microsoft Word, используя возможности панели инструментов (например, рисование), а также ряд команд (в том числе, выделить объект, группировать и др.). Выполненная блок-схема в книжном формате (книжная ориентация размера бумаги), представляются студентом на соответствующем документе в формате Microsoft Word, который внедряется им на слайде презентации, как результат выполнения задания № 15.
16. Задание № 16. Создание рисунка в альбомном формате.
На одном из этапов первой лабораторной работы (пятый этап) сту-денты выполняли задание, в ходе которого необходимо было создать рисунок «Структурно-функциональная схема программного комплекса» по заданным исходным данным (семь блоков, связи, наименование отдельных процедур вкюченных в каждый блок и пр.) представленным в табличной и графической формах (п. 6.1.5, табл. 6.4, рис. 6.3) в формате Microsoft Word, используя возможности панели инструментов (например, рисование), а также ряд команд (в том числе, выделить объект, группировать и др.). Выполненная блок-схема в альбомном формате (альбомная ориентация размера бумаги), представляется студентом на соответствующем документе в формате Microsoft Word, который внедряется им на слайде презентации, как результат выполнения задания № 16.
17. Задание № 17. Создание таблицы в формате MW.
На последнем из этапов первой лабораторной работы (шестой этап) студенты выполняли задание, в ходе которого необходимо было создать таблицу в формате Microsoft Word по заданным исходным данным (п. 6.1.3, табл. 6.2), используя возможности панели инструментов и команд (в том числе, команды категории Таблица: добавить таблицу, вставка таблицы и др.). Представленная на соответствующем слайде презентации, в формате Microsoft Word таблица, является результатом выполнения задания № 17.
18. Задание № 18. Создание и преобразование диаграмм, рисунка и документа с использованием технологии OLE.
Таблица, созданная в задании № 17, кроме того, использовалась студентами в ходе выполнения второй лабораторной работы [3], где пользователи-студенты работали, создавая для заданных исходных данных различные типы диаграмм, используя при этом имеющийся арсенал команд Microsoft Exel и возможностей предоставляемых мастером диаграмм. На последнем этапе второй лабораторной работы, студенты выполняли задание, в ходе которого необходимо было создать документ в формате Microsoft Word (текст, рисунок, подрисуночная надпись) по заданным исходным данным (п. 6.1.3, табл. 6.2), используя одну из созданных диаграмм (выделив ее как объект на соответствующем листе Microsoft Exel и внедрив, с использованием технологии OLE в документ в формате Microsoft Word). Выполненный в формате Microsoft Word документ с внедренной из листа Microsoft Exel диаграммой, которая представляется студентами, на соответствующем слайде презентации, является результатом выполнения задания № 18.
19. Задание № 19. Оформление и переход слайдов.
Задание состоит в том, чтобы сделать копию полученной презентации и проработать на ней различные варианты оформления и перехода слайдов, минимум по одному варианту при переходе со слайда на слайд (различные варианты продвижения: как по щелчку, так и через заданные студентом интервалы времени, например, три секунды; без звука и с сопровождением звука – бластер, гонки, камера, хлыст, другой звук; варианты перехода слайдов – жалюзи, наплыв, прорезание, растворение, выцветание, уголки и др. возможные варианты; использовать эффекты анимации).
20. Задание № 20. Назначение и практика использования возможностей ИТ по обеспечению функционирования системы организации делопроизводства и контроля дел на предприятии.
Задание состоит в том, чтобы подготовить слайды презентации выполненной средствами демонстрационной графики, в том числе, и с представлением на них экранных копий ответов на вопросы по теме данного задания, а также заданий лабораторных работ 7-11, 14-17 [3, с. 22-24]. Т.о., проверяются практические навыки студента как по созданию слайдов презентации, содержащих экранную копию соответствующих файлов, так и освоение ими процедур контроля делопроизводства, как одного из необходимых звеньем системы управления делами предприятия.