В подразделе 6.3. представлен перечень из следующих 20-ти лабораторных работ, включая их номер, тему и цель работ, а также содержание, порядок выполнения работ и прмечания:
1. Лабораторная работа № 1.
Тема: “Использование команды Данные: Копировать ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Данные: Копировать.
Содержание работы: Команда Данные: Копировать предоставляет пользователю возможность экономить время и избежать возможных ошибок (при выполнении стандартных операций по подготовке и вводу данных в программу Power Point, т.е. в соответствующие слайды).
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте документ (запустите нужную программу, открыв соответвтвующий файл в формате Microsoft Excel). Откройте лист с данными, выделив при этом соответствующий диапазон ячеек. Дайте команду Правка Копировать.
2.
Закройте программу и запустите Power Point
3.
Дайте команду Вставка Диаграмма.
4.
Выделите соответствующий диапазон ячеек в окне Таблица данных и дайте команду Правка Вставить.
Примечание:
1. Создать диаграммуPower Point можно путем непосредственного ввода чисел в ячейки таблицы данных. Если же требуемые массивы данных ранее созданы, например, в программе Microsoft Excel, возможно произвести копирование их оттуда. В программе Power Point копировать и вставлять диаграммы целиком из других программ (в том числе и из Excel) допустимо и возможно. Когда в программе Power Point имеется заполненная таблица данных, то возможны любые действия по ее видоизменению, а презентация в формате Power Point может экспортироваться на другие компьютеры.
2. Лабораторная работа № 2.
|
Тема: “Использование команды Таблица данных: Добавить данные”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Таблица данных: Добавить данные.
Содержание работы: Команда Таблица данных: Добавить данные предоставляет пользователю возможность вводить данные тем же способом, что и в других программах обработки электронных таблиц. При этом, при создании диаграммы появляется окно Таблица данных с сеткой ячеек. Если окно Таблица данных не появилось, то необходимо дать команду Вид Режим таблицы. Даграмма со столбцами (секторами, линиями, в зависимости от типа диграммы) находится на заднем плане слайда. При вводе чисел в ячейки обновляется вид диаграммы, при этом, чем больше введенное число, тем крупнее соответствующий элемент на диаграмме.
Чтобы заполнить таблицу так, как необходимо пользователю, прежде всего следует заменить надписи по краям строк и столбцов (так, например: 1 кв.; 2 кв.; Восток и т.д.) на те варианты, которые устраивают пользователя-студента. После этого надо поработать в плане замены чисел в ячейках. Если требуется добавить новые ряды данных, следует заполнить ячейки в первом свободном столбце; если необходимо расширить диапазон исследуемых значений, тогда добавляйте новые величины в ячейки первого свободного ряда.
По умолчанию программа создает гистограммы. Так, например, если требуется показ изменений некоторой последовательности значений во времени, то данный тип диаграммы удобен. Если же требуется продемонстрировать распределение затрат в составляемом бюджете, то лучше использовать круговую диаграмму.
|
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
7. Откройте документ. Перейдите на нужный слайд. Щелкните на ячейке в таблице, значение которой собираетесь изменить. Для перехода от ячейки к ячейке пользуйтесь клавишей Tab и клавишами управления курсором. Все вносимые изменения сразу отображаются на диаграмме.
8. После внесения всех требуемых изменений, необходимо щелкнуть по какой-либо точке (области) за пределами диаграммы и тогда произойдет возврат в слайд.
Примечание:
1. Следует учесть, что использование команды вставки таблицы или двойного щелчка на значке таблицы в слайде с авторазметкой Таблица обеспечивает запуск соответствующего модуля Word. Это значит, что, осуществляя правку таблицы в слайде Power Point, пользователь-студент получает доступ к командам и инструментам текстового редактора Microsoft Word, что свидетельствует об использовании OLE-технологий (как и в случае с которым Вы сталкивались при работе с диаграммами, которая завершалась подготовкой документа в формате Microsoft Word с импортированным в него объектом, созданным в формате Microsoft Excel, в виде оформленного в соответствии с требованиями Высшей школы рисунка). При этом:
- пользователь-студент может редактировать информацию в созданном документе средствами той программы (в данном случае, типовой информационной технологии), с помощью которой этот объект был первоначально создан (причем, при редактировании автоматически запускается соответсвующее приложение);
- в OLE-технологии предусмотрена возможность общего использования функциональных ресурсов программ, как например, в случае когда модуль построения диаграмм табличного процессора, используется в текстовом редакторе;
|
- механизм динамической компоновки объектов обеспечивает пользователю-студенту возможность перемещать информацию, созданную средствами одной типовой ИТ, в документ, созданный средствами другой типовой ИТ.
3. Лабораторная работа № 3.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Ввести имена, названия должностей и комментарии ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Организационная диаграмма: Ввести имена, названия должностей и комментарии.
Содержание работы: Организационная диаграмма: Ввести имена, названия должностей и комментарии предоставляет пользователю возможность средствами модуля Microsoft Organization Chart («Организационная диаграмма Microsoft») показывать текущий или планируемый штатный состав и связи внутри коллектива, а также легко определять кто кем является и кто кому подчиняется. При запуске модуля Microsoft Organization Chart открывается отдельное окно и пользователь-студент имеет возможность доступа к нему на то время пока окно остается открытым. Имена, фамилии и должности и, если это необходимо, то и комментарии, вводятся в поля внутри рамки. ИТ Power Point требует, чтобы в каждой рамке были указаны хотя бы имя сотрудника и его должность.
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Создайте новый слайд, выбрав авторазметку Организационная диаграмма.
3. Введите заголовок и дважды щелкните на изображении диаграммы.
4. Введите имя сотрудника в первую рамку и нажмите на
клавишу
5. Введите название должности сотрудника и, если это необходимо, нажмите на клавишу еще раз и введите комментарии.
6. Заполните оставшиеся рамки, повторяя ранее выполненные в п.п. 3-5 действия.
7. В окне программы Microsoft Organization Chart раскройте меню Файл и дайте команду Закрыть и вернуться в... созданный Вами файл (с соответсвующим названием, которое Вы дали своей презентации).
8. На запрос об обновлении объекта дайте команду подтверждения – ОК.
Примечание:
1. Создавая данную диаграмму в Power Point следует помнить о том, что если студент не располагает всей необходимой информацией, то он может выделить соответствующее поле и удалить его.
2. Вместо действий описанных в п. 1 (... удаление поля (ей)) лучше ввести в соответствующее поле какую-либо информацию типа: Необходимо выяснить, Требуется уточнить, Срочно узнать у руководства. Сделать это следует, чтобы не забыть в последствии о том, что за назначение указанной позиции, а также и о ее существовании. Следует не забывать также и о том, что если поля для комментариев оставлены пустыми, то на печать они не выводятся.
3. Следует помнить также и о том, что если выставленная по умолчанию позиция не нужна, то необходимо ее удалить, иначе, она будет видна на слайде.
4. Лабораторная работа № 4.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Вырезать и вставить рамки ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Организационной диаграммы: Вырезать и вставить рамки.
Содержание работы: Организационной диаграммы: Вырезать и вставить рамки предоставляет пользователю возможность переносить штатные единицы по диаграмме, используя способ «Вырезать и вставить». Студент должен убедиться в том, что перетаскивать поля, ветви или целые диаграммы в другие приложения нельзя, однако, теми же командами Вырезать и вставить в меню Правка, это можно делать.
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Выделите рамки, которые необходимо переместить. В случае, если необходимо выделить несколько рамок в разных местах диаграм-мы, следует щелкать по ним, удерживая нажатой клавишу
4. Дайте команду Правка Вырезать.
5. Выделите рамку, в которой указан новый руководитель.
6. Дайте команду Правка Вставить рамки. При этом, указанные во вставляемых рамках лица станут подчиненными выбранного начальника.
Примечание:
1. Создавая данную диаграмму в Power Point следует помнить о том, что если студент хочет получить быстрый доступ к командам Вырезать и вставить, то ему следует щелкнуть правой кнопкой мыши и воспользоваться контекстным меню.
2. Следует помнить, что Microsoft Organization Chart позволяет отменить одно последнее действие. Если студент вырезал рамки и вставил их на новое место, то по команде Отменить, можно будет отменить вставку, но рамки вернуть на прежнюю позицию уже не получится. В связи с этим, перед операциями типа «Вырезать и вставить» всегда необходимо сохранять диаграмму. Если это будет выполняться, то если закрыть модуль без дополнительного сохранения диаграммы, последние внесенные изменения сохранены не будут.
5. Лабораторная работа № 5.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Добавить штатные единицы ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Организационной диаграммы: Добавить штатные единицы.
Содержание работы: Организационной диаграммы: Добавить штатные единицы предоставляет пользователю возможность расширить перечень штатных единиц на диаграмме, используя способ двойного щелчка по диаграмме, после чего можно начинать правку организационной диаграммы.
При этом будет запущен модуль Microsoft Organization Chart и далее студенту предоставляется возможность осуществлять необходимые действия по манипулированию рамками и текстом внутри них.
В том случае, когда размеры организационной диаграммы окажутся больше, чем габариты исходной, ее размеры будут приведены в соответствие с размерами слайда.
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы.
4. Щелкните на кнопке с нужным типом штатной единицы расположенной на панели инструментов в открывшемся, после выполнения действий указанных в п. 3, окне.
5. Подвести курсор и установить его над местом, куда необходимо поместить выбранную рамку, и щелкнуть, после чего ввести название и необходимые комментарии.
6. Раскрыть меню Файл в окне программы Microsoft Organization Chart и выбрать команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации».
7. Подтвердить исполнение командой ОК в ответ на запрос об обновлении объекта.
6. Лабораторная работа № 6.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Изменить оформление ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Организационной диаграммы: Изменить оформление.
Содержание работы: Организационной диаграммы: Изменить оформление предоставляет пользователю возможность представить организационную диаграмму в одном из заранее поготовленных стилей, с учетом того, что применение стилей не влияет на связи внутри диаграммы, а служит лишь повышению их наглядности, для особого обозначения отдельных групп и уровней.
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы.
4. Откройте меню Стиль в окне программы Microsoft Organization Chart и выберите стиль, ориентируясь по приведенным в меню рисункам.
5. В меню Файл выбрать команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации».
7. Лабораторная работа № 7.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Изменить соединительные линии ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Организационной диаграммы: Изменить соединительные линии.
Содержание работы: Организационной диаграммы: Изменить соединительные линии предоставляет пользователю возможность изменять соединительные линии на организационной диаграмме: толщину; цвет; прорисовку (сплошную либо точечную).
Точечные линии удобнее использовать, например, для обозначения некоторых связей (неформализованных) внутри предприятия (организации). К числу таких связей можно отнести взимоотношения между двумя сотрудниками, один из которых обычно передает информацию другому, однако, между ними нет отношений типа «начальник – подчиненный». Для того чтобы отметить связи внутри отделов либо предполагаемые изменения, их выделяют с помощью цвета, помечая цветными линиями.
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы, а затем щелкните на нужной линии и произведите желаемые изменения соединительных линий, воспользовавшись командами Толщина, Стиль и Цвет в меню Линии.
4. В меню Файл выбрать команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации».
8. Лабораторная работа № 8.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Переместить рамки ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Организационной диаграммы: Переместить рамки.
Содержание работы: Организационной диаграммы: Переместить рамки предоставляет пользователю возможность перетаскивать рамки с места на место. Необходимость подобных действий возникает, так как происходят постоянные изменения в штатной расстановке: увольнения; повышения (понижения в должности); перевод на другую работу и т.д.; а диаграмма должна отражать текущее состояние дел в задаче подбора и расстановки кадров на предприятии.
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы, а затем перетащите выделенную группу рамок поверх рамки с новым руководителем либо его заместителем.
4. Отпустите кнопку мышки.
9. Лабораторная работа № 9.
Тема: “Использование Организационной диаграммы: Форматировать текст ”.
Цель работы: Изучение и приобретение практических навыков по использованию возможностей команды Организационной диаграммы: Форматировать текст.
Содержание работы: Организационной диаграммы: Форматировать текст предоставляет пользователю возможность выделять, при необходимости, должность или Ф.И.О. сотрудника разным шрифтом.
Порядок выполнения работы (последовательность действий):
1. Откройте файл в формате Power Point.
2. Откройте ранее созданный Вами слайд с авторазметкой Организационная диаграмма.
3. Дважды щелкните по области организационной диаграммы, а затем выделите текст, который хотите отформатировать.
4.
В окне Microsoft Organization Chart дайте команду Текст Шрифт.
5. Измените Шрифт его Начертание и Размер, а затем нажмите кнопку ОК.
6. Дайте команду Закрыть и вернуться в «Название Вашей презентации», а затем в ответ на запрос об обновлении нажмите кнопку ОК.
Следующие двадцать (№ 10-20) лабораторных работ практикума, включая тему и цель работ, а также их содержание, порядок выполнения работ и прмечания, представлены и выполняются в соответствии с заданиями, изложенными в 4.3. В связи с этим, в п. 6.3 достаточно привести темы указанных лабораторных работ практикума.
10. Лабораторная работа № 10.
Тема: “Формулирование и представление личных целей средствами демонстрационной графики”.
11. Лабораторная работа № 11.
Тема: “Формулирование и представление корпоративных целей средствами демонстрационной графики”.
12. Лабораторная работа № 12.
Тема: “Создание базы знаний в форме дерева целей”.
13. Лабораторная работа № 13.
Тема: “Представление связи БЗ в форме ДЦ с БД”.
14. Лабораторная работа № 14.
Тема: “Создание и ввод формулы в документ MW”.
15. Лабораторная работа № 15.
Тема: “Создание блок-схемы в книжном формате”.
16. Лабораторная работа № 16.
Тема: “Создание рисунка в альбомном формате”.
17. Лабораторная работа № 17.
Тема: “Создание таблицы в формате MW”.
18. Лабораторная работа № 18.
Тема: “Создание и преобразование диаграмм, рмсунка и документа с использованием технологии OLE”.
19. Лабораторная работа № 19.
Тема: “Оформление и переход слайдов”.
20. Лабораторная работа № 20.
Тема: “Назначение и практика использования возможностей ИТ по обеспечению функционирования системы организации делопроизводства и контроля дел на предприятии”.
Цель работы: подготовить слайды презентации выполненной средствами демонстрационной графики, в том числе, и с представлением на них экрканных копий ответов на вопросы по теме данного задания, а также заданий лабораторных работ 7-11, 14-17 [3, с. 22-24].
Т.о., проверяются практические навыки студента, как по созданию слайдов презентации, содержащих экранную копию соответствующих файлов, так и освоение ими процедур контроля делопроизводства, как одного из необходимых звеньем системы управления делами предприятия.
Гарбузов Владимир Федорович
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
для студентов всех форм обучения специальности
080504.65 (061000) – «Государственное и муниципальное
управление»
Подп. к печати 29.09.2006 г. | Формат 60´84 1/16 | |
Усл. печ. л. 2,29 | Уч.-изд. л. 3,5 | Тираж 300 экз. |
Изд. № 001 | Заказ № 978 |
РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849
Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России
Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.
СПб государственный университет сервиса и экономики
192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1
Отпечатано в ИИГ НОУ «АКТиБ», 192171, СПб., ул. Седова, 55/1
Лицензия ИД № 05598 от 14.08.2001 г.